SEMA.RU > XPOHOC > НОВОСТИ ХРОНОСА
ссылка на XPOHOC

 НОВОСТИ за март 2005 года

 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ 

На первую страницу
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Римские лица

27.03.2005. - Лица древнего Рима разительно отличаются от современных. Иван Солоневич писал о нынешней Италии: "История Апеннинского полуострова - страны, которая раньше была населена римлянами и теперь населена итальянцами,  делится на биографию двух народов: одного, который создал Римскую Империю,  и другого, который Римской Империи не создал". Вглядываясь в лица людей (точнее, в их мраморные и базальтовые изваяния), населявших Рим в первые века до и первые века нашей эры, понимаешь, почему они создали величайшую из империй. Смотрите в ХРОНОСе биографический указатель Все римляне.

Октавия Младшая. Базальт. Париж. Лувр



 


Цирк в "Русской жизни"

24.03.2005. - Весеннее обновление "Русской жизни" приносит новый жанр - с эссе о научном путешествии в Алушту выступает постоянный автор журнала и член редколлегии Сергей Семенов, и нового автора - молодой прозаик Евгений Москвин, один из финалистов премии "Дебют", выступает с коротким и ярким рассказом "Цирк".


 


Украинская культура?

ЦИТАТА ДНЯ Где истоки того раскола некогда единых восточных славян, разлада, который сегодня искусно углубляют наши враги, вбивая клин между Россией и Украиной? Ответ на этот вопрос искал (и нашел) Николай Трубецкой. В статье "К украинскому вопросу" он пишет: "В течение XV, XVI и первой половины XVII веков культура Западной Руси и культура Руси Московской развивались настолько разными путями, что ко второй половине XVII века различие между этими двумя культурами стало чрезвычайно глубоким.

...Думали не столько о слиянии обеих редакций русской культуры, сколько об упразднении одной из них как редакции испорченной и сохранении другой как единственной вольной и подлинной

Царь Петр поставил себе целью европеизировать русскую культуру. Ясно, что для выполнения этой задачи могла быть пригодна только западнорусская, украинская редакция русской культуры, уже впитавшая в себя некоторые элементы европейской культуры (в польской редакции этой последней) и Проявлявшая тенденцию к дальнейшей эволюции в том же направлении.

Таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков произошла украинизация великорусской духовной культуры. Различие между западнорусской и московской редакциями русской культуры было упразднено путем искоренения московской редакции, и русская культура стала едина.

Западнорусская редакция русской культуры сложилась в эпоху, когда Украина была провинцией Польши, Польша же была в культурном отношении провинцией (притом глухой провинцией) романо-германской Европы; но со времени Петра эта западнорусская редакция русской культуры, став единой общерусской, тем самым сделалась для России столичной, Россия же сама к тому времени стала претендовать на то, чтобы быть одной из важнейших частей “Европы”. Таким образом, украинская культура как бы переехала из захудалого уездного городка в столицу.

Она стремится освободиться от всего специфически польского и заменить все это соответствующими элементами коренных, романо-германских культур (немецкой, французской и т.д.). Таким образом, украинизация оказывается мостом к европеизации".

И тут мы в праве спросить Н.Трубецкого: откуда же взялась современная украинская культура? Впрочем, что кривить душой, ведь известно, что он ответил на этот вопрос:

"Положение, при котором во имя величия России практически преследовалось и искоренялось все самобытно русское, - это положение было слишком нелепым, чтобы не породить против себя протеста.

...поскольку эти течения направлены были именно против отвлеченности общерусской культуры и стремились заменить ее конкретностью, они неминуемо должны были принять определенно областнический характер...

...отличительный для России послепетровского периода отрыв верхов русской культуры от конкретного народного фундамента и вызванные этим отрывом специфическая отчужденность между интеллигенцией и народом и тоска по воссоединению народа с интеллигенцией.

В общерусской культуре послепетровского периода эти две стороны, или “этажи”, культуры развиты были неодинаково. “Нижний этаж”, обращенный к народным корням, был очень мало приспособлен к конкретным чертам русского этнологического типа и потому плохо выполнял свое назначение; вследствие этого человек из народа мог приобщиться к культуре, только вполне (или в лучшем случае — почти вполне) обезличившись, подавив в себе и утратив некоторые существенные именно для народа черты...

...фанатичных краевых шовинистов, не доросших до способности чистой оценки высшей культуры ради нее самой и способных ценить тот или иной продукт культурного творчества лишь постольку, поскольку он включен в рамки данной краевой разновидности культуры.

Они сделаются главными адептами и руководителями этой новой культуры и наложат на нее свою печать — печать мелкого провинциального тщеславия, торжествующей посредственности, трафаретности, мракобесия, и, сверх того, дух постоянной подозрительности, вечного страха перед конкуренцией.

Политиканам же нужно будет главным образом одно - как можно скорей создать свою украинскую культуру, все равно какую, только чтобы не была похожа на русскую".

Всю статью читайте здесь - Н.Трубечкой. К украинской проблеме



 


Литература Урала

17.03.2005. - "Толстый" литературный журнал "Бельские просторы", издаваемый в Уфе, предлагает на суд читателя свой первый (в 2005 году) номер. Журнал регулярно публикует также материалы исторического характера. Здесь читайте исследование Юрия Ергина «Я обязан умереть большевиком» о судьбе наркома просвещения Башкирской АССР Г. К. Давлетшина. В рубрике "К 60-летию Победы" читайте записки реставратора Фарита Латыпова -  Немые свидетели. О живописи пишет Александра Навозова в очерке Художник щедрой кисти и души (О творчестве художника М. Д. Кузнецова).

М.Д.Кузнецов. Памяти матери. 1988 г. Хост, масло.



 


Литературные кукушки

05.03.2005. - ЦИТАТА ДНЯ:

Яблоновский подражает Амфитеатрову, Амфитеатров поддерживает Яблоновского, за обоими бежит  Оль д'Ор, и все три поют хвалу Горнфельду, потому что Горнфельд (в "русск. Богатстве") отмечает "их произведения": но почему это "литература"?

Это что-то, а не литература.

Все на всех похожи, все говорят то же: и неужели не объемлет страх, что читатель просто перестанет читать?!

Перестанет читать все...

Переход к "Нат Пинкертону" как-то удивительно вырисовывается. 50 лет гасили вкус. 50 лет гасили ум. И когда безголовое чудище "вообще ничего не хочет", когда перекормленный конфетами желудок приемлет никакого хлеба и только просит: "Дай пососать сладенького",  - все говорят, жалуются, плачут: "Какой мрак". Но вы же его ткали на станке своей приятной, ходкой, всем угодной, всеми одобряемой литературы; и дотыкают последние нитки "наши талантливейшие фельетонисты", от Амфитеатрова до Оль д'Ора.

От Гоголя - до Щедрина.

ОттЩедрина до Оль д'Ора.

Sic transit gloria... 

После Оль д'Ора, я думаю спустят же

заначес.

Розанов Василий Васильевич, Сахарна.

Розанов Василий Васильевич


 

 

 


 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

 

Поиск по сайту:     

 

Архив новостей

НОВОСТИ 2001

НОВОСТИ 2002

2003

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2004

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2005

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2006