Галич Александр Аркадьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Галич Александр Аркадьевич

1918-1977

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА


Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Аркадьевич Галич

Галич Александр Аркадьевич (1918/1977) — советский поэт, драматург, сценарист. Литературная деятельность Галича изначально была связана с написанием драматических произведений, среди которых «Вас вызывает Таймыр», «Матросская тишина», «Под счастливой звездой», «За час до рассвета» и др. Галич также выступает как сценарист (к/ф «Верные друзья», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам» и др.). Но еще одной важной стороной творчества Галича была авторская песня (одним из основоположников которой он и являлся) — «Облака», «Леночка» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 58.


Галич Александр Аркадьевич (1918 - 1977), драматург, поэт, бард. Родился 10 октября в Екатеринославе. Окончил театральное училище и Литературный институт им М.Горького. Перед войной был актером Московской театральной студии, возглавляемой А.Арбузовым и В.Плучеком, принял участие в создании и постановке ставшего популярным спектакля "Город на заре" (1941). Во время Отечественной войны работал во фронтовом театре.

В послевоенные годы написал ряд пьес: "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (1948, совместно с К.Исаевым), "Походный марш" ("За час до рассвета", 1957), "Пароход зовут „Орленок"" (1958) и др. Галичу принадлежат сценарии кинофильмов "Верные друзья" (совместно с К.Исаевым), "На семи ветрах" и др.

С середины 1960-х круто меняет свою жизнь, обращается к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару, присоединившись к немногим в то время исполнителям авторской песни, не признаваемой официальными властями. Магнитофон и Самиздат доносили до слушателя и читателя творчество поэта.

С 1968 его песни начали издаваться за границей, и Галичу были запрещены выступления. В 1971 его исключают из Союза писателей. В июне 1974 получает разрешение покинуть страну, едет сначала в Норвегию, затем переезжает в Мюнхен и, наконец, поселяется в Париже.

Первый сборник стихотворений "Песни" выходит во Франкфурте-на-Майне, затем - новая подборка - "Поколение обреченных" (1972). В 1974 публикует сборник "Генеральная репетиция", в 1977 - "Когда я вернусь".

Галич А. трагически погиб в Париже 15 декабря 1977.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Галич Александр Аркадьевич (р. 19.10 1918, Екатеринослав) - русский советский драматург. Автор пьес "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой звездой"), Походный марш ("За час до рассвета, 1957), "Пароход зовут "Орлёнок" (1958), "Матросская тишина" и др. Написал также сценарии кинофильмов "Верные друзья" (Совместно с К. Исаевым, режиссёр М. Калатозов), "На семи ветрах" (режиссёр С Ростоцкий), "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу", совместный советско-французский "Третья молодость" о Мариусе Петипа, "Беженцы ХХ века" (Норвегия) и др. ГАЛИЧ -- автор стихов, прозы и песен.

"А всё-таки я поэт…" - сказал как-то незадолго до своего отъезда Александр Аркадьевич в разговоре с близкими. Казалось, никто с этим не собирался спорить, но сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к констатации этого факта: если в молодости, выбирая между Литературным институтом (в который легко поступил) и оперно-драматической Студией Станиславского, Галич остановился именно на Студии, то позднее вернулся к тому, с чего начал - к поэзии.

Многие стихи Галича возникали как песни, а многие песни рождались из стихотворений. Знание мелодии несомненно позволяет читателю воспринимать их более глубоко и полно. Это существенно ещё и потому, что, исполняя свои песни, Галич вносил в мелодию характерные интонационные изменения. "Посмотрите, очень многие из этих сочинений заключают в себе точный сюжет, практически перед нами короткие новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И каждая песня несёт совершенно определённый характер главного действующего лица или, так сказать, лирического героя".

В то время зарождалось такое явление, как авторская песня. Вместе с песнями Галича звучали голоса Окуджавы и Визбора. Отличие Галича от них в "злободневности, сегодняшности, неприкрашенности" (В. Ардов), в чёткой политической направленности его песен. Но с окончанием хрущёвской оттепели назрела необходимость выбора: оставаться ли вопреки своим убеждениям в "обойме" признанных и популярных или вступать в борьбу, отстаивая свою позицию. Галич выбирает последнее. Впоследствии он говорил в одной из бесед: "Мне всё-таки уже было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуем. И я понял, что я так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду".

Вместе Андреем Сахаровым, Галич вступает в Комитете защиты прав человека. Новые песни в многочисленных магнитофонных копиях расходятся по всей стране. В силу особой популярности "бардовской песни", они становятся едва ли не опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова

Давление нарастало. Галича пытаются лишить и той мизерной пенсии по инвалидности, на которую он вынужден был существовать в те годы.

29 декабря 1971 года Московская писательская организация исключает Галича из своих рядов. "Среди выдвинутых против Галича обвинений, -- сообщает "Посев", -- было опубликование его песен за границей… сотрудничество в Комитете прав человека академика Сахарова, стремление широко распространять в Советском Союзе свою точку зрения…"

С ним расторгаются уже заключенные ранее договоры, с вежливым отказом возвращаются уже казалось бы одобренные заявки… Вскоре Галич перестаёт быть членом Союза кинематографистов и Литфонда.

В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину. Это сейчас мы знаем, что он уехал навсегда, сам-то Галич был совершенно уверен, что ещё вернётся и обязательно вернётся обратно.

"Добровольность этого отъезда, она номинальная, -- эти слова Галича опубликованы 31 октября 1988 года в газете "Правда. - Но всё равно. Это земля, на которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете… Это всё равно то небо, тот клочок неба, который мой клочок. И поэтому единственная моя мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка…"

Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15 декабря 1977 года от удара электрическим током в тот момент, когда подсоединял антенну к только что купленной стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже три инфаркта. Похороны состоялись на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа (Франция). Рядом могилы Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Надежды Тэффи… уже позже появилась могила Андрея Тарковского

В 1988 году по ходатайству дочери поэта оба творческих союза отменили решения об исключении А.А. Галича из своих рядов.

"Его песни пела вся страна, от безусого мальчишки до старого пьяницы-шахтёра, от городского подъезда до тюремной камеры… Эти песни записывали, переписывали, пели… И пели все… А все - это значит много, много миллионов… Можно назвать это славой, но это больше, чем слава - это любовь".

Материал подготовил Олег Любимов


Галич Александр (настоящее имя Александр Аркадьевич Гинзбург) [19.10.1918 (на памятнике — 1919), Екатеринослав — 15.12.1977, Париж; похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа] — драматург, кинодраматург, прозаик, поэт.

Родился в семье служащих.

Литературной деятельность начал очень рано: как участник поэтической «бригады» газеты «Пионерская правда» был учеником поэта-романтика Э.Багрицкого.

В 1935 Галич был принят в Оперно-драматическую студию К.С.Станиславского, одновременно учился в Литературном институте, который вскоре оставил, связав свою судьбу с театром. В 1940 в Московском театре-студии (В.Плучек, А.Арбузов и др.) он участвовал в качестве соавтора (их было более 20), создателя и актера в спектакле «Город на заре», ставшем значительным явлением театрально-литературной жизни предвоенной Москвы. Во время Великой Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от фронта, Галич был одним из организаторов, участников и руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы, играл на гитаре, выступал перед бойцами.

С 1945 Галич пишет для театра, став популярным драматургом, чьи пьесы «Вас вызывает Таймыр» (совместно с К.Исаковым), «Пароход зовут "Орленок"», «За час до рассвета» и др. с большим успехом идут на сценах многих театров. Такой же известностью пользовались его киносценарии к фильмам «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Верные друзья», «Третья молодость» (совместно с французскими кинематографистами), «Бегущая по волнам» (совместно с болгарскими мастерами). Автор стал членом СП, Союза кинематографистов, Литературного фонда.

В 1958 была запрещена к постановке пьеса Галича «Матросская тишина» («Моя большая земля»), которую репетировала студия Художественного театра (позже театр-студия «Современник»). Драматическая история последней генеральной репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести «Генеральная репетиция» (1973), текст которой включает в себя саму пьесу «Матросская тишина». В ее финале звучат программные для Галича слова: «Нравственность начинается с правды». Уже после смерти писателя была опубликована неоконченная повесть с чертами плутовского романа — «Блошиный рынок» (альманах «Время и мы», 1990).

Резкий поворот в судьбе художника произошел в 1959, когда, отказавшись от благополучия, официальной славы и популярности, Галич обратился к авторской песне. «Я должен наконец заговорить в полный голос, заговорить правду» (Возвращение. С.9). Попытка разобраться в собственной жизни и трагической судьбе своего поколения (после крушения последних надежд и романтических иллюзий, что все как-то изменится к лучшему,— сначала после 1945 победного года, затем после 1956 «оттепельного») привела поэта к созданию своеобразного песенно-поэтического театра, в котором автор был и актером, и музыкантом, и режиссером. Более 100 песен создал Галич, изустно-фольклорное бытование которых сопровождалось авторским исполнением под гитару в узком кругу друзей и знакомых. Публичное исполнение песен Галича было запрещено, особенно после вызвавшего огромный резонанс выступления поэта в Новосибирском Академгородке в 1968.

В первой песне «Леночка» (1959), написанной в купе ночного поезда Москва-Ленинград, рассказывается о счастливой судьбе современной Золушки-милиционерши, ставшей «шахиней Л.Потаповой». Галич нашел не только новую героиню, но главное — уличную бытовую интонацию, жанр песни-рассказа, разговора, песни-спектакля.

По охвату разных сторон жизни, многообразию тем и героев, полифонии звучания голосов песни Галича могут быть названы поэтическим эпосом, как заметил один из современников, «малой советской энциклопедией» (Заклинание добра и зла. С.285), современный «Одиссеей». В них, как в зеркале, отразилось время с его трагическими катаклизмами, государственными победами и нищетой, униженностью обыкновенных маленьких людей, быт и бытие эпохи. Поэт взял на себя высокое право говорить от имени своего «поколения обреченных»: живых и мертвых солдат Великой Отечественной войны («Ошибка»), несправедливо арестованных и гонимых в эпоху культа личности («Левый марш», «Облака», «Баллада о Вечном огне» и др.), отвергнутых временем талантливых писателей и поэтов («Памяти Б.Л.Пастернака», «Баллада о табаке», «Возвращение на Итаку»). А также от имени самых простых людей — негероических кассирш, продавщиц, рабочих и других, обреченных на жалкое существование, искалеченных, но сохранивших человеческое достоинство, доброту («Веселый разговор», «Вальс-баллада про тещу из Иванова», «Баллада про генеральскую дочь» и др.). В «Черновике эпитафии» поэт признается: «Не моя это вроде боль, / Так чего ж я кидаюсь в бой?! / А вела меня в бой судьба, /Как солдата ведет труба!».

При всей реалистической конкретности тем, сюжетов и деталей в песнях Галича является поэтом романтического плана. В основе его творчества лежит романтическая антитеза: частной жизни личности, душе, интересам и переживаниям противостоит вся мощь тоталитарной бесчеловечной гос. системы, все «автоматное столетие»; свободному творчеству — официозное искусство, правде — ложь, добру — зло во всех его проявлениях, палачам — их жертвы («Облака», «Заклинание», «Ночной дозор», «Мы не хуже Горация» и др.). Сатирически обличая зло, принимающее порой фантасмагорические очертания, Галич скорбит по погибшим, тоскует по идеалу и верит в добро и правду. Он говорил, что «стихи, песня могут обладать силой физической пощечины» (У микрофона А.Галич. С.29). Содержание и эмоциональный заряд своего творчества поэт определял с предельной образностью, отвечая на нападки со всех сторон: «Я не просто хулу, / А гражданские скорби сервирую к столу!» Не только судьей своего времени чувствовал себя Галич, но и совиновником творимого зла. Парадоксально звучит в конце песни «Плясовая» призыв: «Пожалейте, люди, палачей!» Рассказ о пенсионере, бывшем начальнике концлагеря, который перед смертью «намеч-тал спросонья мечту, / Будто Черное море под стражею / По этапу пригнали в Инту», сопровождается рефреном: «Помилуй мя, Господи / Помилуй мя!» («Заклинание»).

Театральная сюжетность, сценичность большинства песен Галича служат раскрытию человеческого характера и судьбы («Больничная цыганочка», «О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира» и др.).

Фольклорное начало, черты уличной городской песни и романса, особенности рассказов бывалых людей, разговорная стихия очередей, лестничных и дворовых встреч и посиделок органически сливаются в творчестве Галича с высокой литературной традицией, библейскими лейтмотивами, заклинаниями. Строчки, образы, ритмы стихов Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Д.Хармса и других органично входят в структуру авторской песни Галича, углубляя поэтический контекст, связывая разные эпохи, судьбы, приобщая автора и его слушателей к трагическому пути русской и мировой литературы. В «Гусарской песне» (об Александре Полежаеве) Галич как бы «примеривает» чужой и в то же время близкий ему выбор поэта: «Началось все дело с песенки, / А потом — пошла писать! / И по мукам, как по лезвию...» (Возвращение. С.25). Тема выбора — одна из главных в творчестве и судьбе Г.: «Я выбираю Свободу, / Но не из боя, а в бой, / Я выбираю свободу / Быть просто самим собой» (Петербургский романс. С.199). Подобный выбор делают и его герои: «кассирша в продмаге», которая предпочла нищего, но любимого «техника по счетным машинам» богатому, сильному, но нелюбимому завмагу («Веселый разговор»). Поэт пишет и о другом выборе, позорном для человека: «Промолчи — попадешь в палачи! / Промолчи, промолчи, промолчи!» (Возвращение. С.34). В «Петербургском романсе», напоминая о «мудром» выборе, о предательстве одного из руководителей-декабристов (в решающий момент «себя объявить в отъезде»), Галич обращается к современникам: «И все так же, не проще / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?! / Где стоят по квадрату / В ожиданье полки — / От Синода к Сенату, / Как четыре строки?!» (Возвращение. С.19). Свой выбор делает и «бессмертный Кузьмин»: в трагические моменты российской истории, когда Отечество в опасности, он пишет доносы на ненадежных, с его точки зрения, людей, «извещая всех, кому положено».

Важна для поэзии Галича и тема памяти о погибших, убитых, о трагических судьбах миллионов людей. Герой песни «Облака», бывший заключенный, радуясь пенсии, не может забыть о двадцати лагерных годах, память о них навеки осталась в спокойных облаках, плывущих в Абакан. В «Балладе о Вечном огне» поэт, говоря об официально-казенной памяти о Неизвестном солдате, просит людей вспомнить и о миллионах неизвестных, погибших в лагерях: «Над сибирской тайгою; над Камой, над Обью / Ни знамен, ни венков не положат к надгробью! / Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава, / Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!» (Возвращение. С.49).

В лирических стихах Галича с ярко выраженным «я» постоянно звучит тема возвращения к себе самому, романтическому детству, где «на детской матроске / Эллады певучая пыль», где вечно звучит «звук пленительный и негромкий» и появляется «мальчик с дудочкой тростниковой» (Возвращение. С. 158-159). Наконец, возвращение к гармонии и идеалу. После вынужденной эмиграции Галича в 1974 и лишения его гражданства в творчестве, песнях и выступлениях (Галич 3 года работал на радиостанции «Свобода») постоянно звучит мотив возвращения домой, на родину, в русскую литературу: «Я уезжаю из Советского Союза, но не из России, моя Россия остается со мной» (Возвращение. С.284). Исключенный еще в 1971 из официальных союзов и организаций, Галич и в эмиграции ощущал себя не изгнанником, а посланником русской культуры. Он мечтал поскорее вернуться: «Когда я вернусь... Послушай, послушай, не смейся, / Когда я вернусь, / И прямо с вокзала — в кромешный, ничтожный, раешный — / Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь, / Когда я вернусь. / О, когда я вернусь!..» (Возвращение. С.141). Желание поэта исполнилось. Он вернулся на родину своими книгами и песнями.

Н.Н. Кякшто

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 451-454.


Далее читайте:

Стихи Александра Галича.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Возвращение: стихи, песни, воспоминания. Л., 1990;

Петербургский романс: избранные стих. Л., 1989;

Поколение обреченных. Мюнхен, 1972;

У микрофона Александр Галич: Избранные тексты и записи. ФРГ; США, 1990;

Соч.: в 2 т.: Книга песен. Вторая книга. М., 1999.

Литература:

Заклинание добра и зла: Александр Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи, воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. М., 1991;

Карабчиевский Ю. И вохровцы, и зэки: Заметки о песнях Александра Галича // Нева. 1991. №1;

Аннинский Л. Барды. М., 1999. Новиков В. Авторская песня. М., 1997.

Рассадин Ст. Я выбираю свободу. М., 1990;

Каменский 3. А.А.Галич. М., 1995.

Лоденко С. «Эрика» берет четыре копии: Возвращение А.Галича // Вопросы литературы. 1989.№4

 

 

 

 


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС