Указатель этнонимов Notice: Undefined variable: category2 in /var/www/vhost4897/data/www/hrono.ru/Includes/header.php on line 61
       > НА ГЛАВНУЮ > ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ > >

ссылка на XPOHOC

Указатель этнонимов

Все века

ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Указатель этнонимов

Перейти к описанию этнонимов:

 | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА |

| ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

Прочие термины этнологии:

Аал, поселение у тувинцев-кочевников. См. Аул. *

Аба (араб.), мужская распашная одежда у народов Ближнего Востока — длинный плащ из верблюжьей шерсти, с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов. *

Аборигены (лат. Aborigines, от ab origine - от начала), коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим поселенцам. Название аборигены соответствует древнегреческому названию автохтоны (autochthones). Согласно древнеримским преданиям, аборигенами называлось древнее племя, жившее в Лации у подножия Апеннин. **

Автохтоны (от греч. autochthones - коренные жители), аборигены (биол.), организмы, возникшие в процессе эволюции в данной местности и, в отличие от аллохтонов, живущие в ней в настоящее время. Так, утконос и эвкалипт являются автохтонами Австралии, а муравьеды, ленивцы и дикий картофель - автохтонами Южной Америки.  **

Клан (от кельтск. clann — родня, потомство), объединение родственников. Хотя термин происходит от кельтского (гэльского) слова, обозначавшего билатеральную родственную группу (см. Билатеральность), аналогичную древнегерманскому сибу, в этнологической литературе (преимущественно зарубежной) его можно встретить в применении к любым родственным группировкам доклассовых и раннеклассовых обществ. Правда, чаще всего его содержание ограничивают унилинейными родственными объединениями, возводящими своё происхождение к единому предку (см. Унилинейность). При этом некоторые авторы называют кланом только патрилинейные группы (например, Л. Г. Морган), другие, наоборот, — только матрилинейные (например, Дж. Мёрдок). Часто термин "клан" используют как синоним терминов "линидж" или "максимальный линидж", а также имеют в виду унилинейную надлиниджную группировку (аналог сиба в наиболее употребительном значении этого термина). В то же время некоторые авторы называют кланом общину, основанную на локализованном кровнородственном ядре, а некоторые — группу родственных семей, главы которых ведут своё происхождение от общего предка, то есть образование типа патронимии(в третьем значении). Существует также понятие "конический клан" — структура, состоящая из линиджей, иерархически выстроенных по принципу первородства с соответствующим ранжированием статусов (в 30-е годы такая структура именовалась также рэмиджем).

В последние десятилетия в зарубежной (главным образом англоязычной) литературе в русле тенденции к универсализации и уточнению терминологии этому понятию стремятся придать более строгое содержание и определяют клан как унилинейную кровнородственную корпоративную группу, члены которой возводят своё происхождение к общему предку, но не могут проследить все свои родственные связи генеалогически. Она может состоять, а может и не состоять из линиджей, может быть, а может и не быть экзогамной.

В отечественной литературе термин "клан" часто неточно употребляется как синоним термина "род", реже — как синоним термина "патронимия". *

Народность, термин, широко употреблявшийся в советской науке и общественной практике в отношении этнических групп, не имевших своей государственности, в том числе в форме союзных и автономных республик в составе СССР. В эту категорию попадали все малочисленные народы СССР (примерно до 50 тыс. человек), не считавшиеся нациями. При исторической типологизации к народностям относили различные этнические общности, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией (например, древнерусская народность, русская, украинская и белорусская народности). Часто фактически этим термином обозначалось имеющее общие культурные черты, в том числе иногда и общий язык, население в составе политических образований до индустриального периода. Для таких общностей характерны религиозный, клановый, региональный или сеньориально-династический типы идентичности (самосознания). В некоторых других странах (Китай, бывшая Югославия) им обозначались современные меньшинства этнические. *

Субэтническая группа (субэтнос), употребляемое в отечественной науке обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения субэтнической группы зависят от исторических и политических условий, а также научных подходов. Например, в России эрзя и мокша считались отдельными народами, затем субэтнические группы мордвы, по переписи 1994 снова зафиксированы как отдельные народы. В Грузии сваны и мегрелы считаются субэтническими группами грузин, хотя они имеют свои языки и в другой политической ситуации и при других критериях определения этнических общностей могут считаться отдельными народами. В зарубежной литературе ситуация культурной локальности и различий внутри этнические общности описывается без специальных типологических классификаций. Встречающееся в отечественной науке деление субэтнических групп на собственно этнические группы (обладающие самосознанием этническим) и этнографические группы (не имеющие самосознания) является неудачным, так как не существует общности без идентичности, то есть без осознания членами группы принадлежности к ней. *

 

Использованная литература:

* Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000.

** Большая Советская энциклопедия.

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС