Турков Андрей Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турков Андрей Михайлович

1924-2016

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Андрей Михайлович Турков

Иллюстрация к повести «Ваш суровый друг»

Турков Андрей Михайлович (28.08.1924, г. Мытищи - 13.09.2016, Москва). Фронтовик. Окончив в 1950 году Литинститут, пришёл работать в журнал «Огонёк». Соч.: Владимир Луговской. - М., 1958; Александр Твардовский. - М., 1960; Николай Тихонов. - М., 1960; Поэзия ожидания. - М., 1962; Салтыков-Щедрин. - М., 1964; Николай Заболоцкий. - М., 1966; От десяти до девяноста. - М., 1966; По дорогам и по страницам. - М., 1968; Александр Блок. - М., 1969; Исаак Ильич Левитан. - М., 1974; Мера вещей. - М., 1979; Вечный огонь. - М., 1984; Фёдор Абрамов. - М., 1987; Ваш суровый друг. - М., 1988; Неоконченные споры. - М., 1989. Лит.: Михайлов Ал. С доверием к языку искусства // Вопросы литературы. - 1962. - № 11; Лесневский С. В ритме долга // Литературная Россия. - 1984. - № 34; Соловьёва Е. От Чехова до Твардовского: [Беседа] // Литературная Россия. - 1997. - 19 декабря. 

Вячеслав ОГРЫЗКО

Лиходеев Л.И.

О повести «Ваш суровый друг»

Салтыков исследовал действительность. Он не признавал ни верноподданнического славословия, ни блудливой государственной лжи, ни скотской трусости, вооруженной плетью. Вот почему у Щедрина было так много материала для размышлений и обобщений.

Об этом и написал свою книгу глубокий исследователь русской литературы Андрей Турков.

В предлагаемой книге мы находим плоды усердной работы над огромным наследием не только Салтыкова-Щедрина, но и людей, с которыми Салтыков-Щедрин сталкивался, с которыми дружил и с которыми дрался.

Андрей Турков охватывает почти половину века и тщательно продумывает документы, как историк и публицист. Его книга — не просто биография замечательного человека. Его книга — биография времени, биография общественной жизни, общественной мысли, общественного развития. Андрей Турков раскрывает перед читателем жестокий труд щедринской мысли.

Хороший писатель пишет точно, как в жизни.

А очень хороший писатель пишет саму жизнь, и жизнь, вышедшая из-под его пера, выглядит как бы точнее самой действительности. Конечно, никогда не существовало градоначальников, у которых вместо головы — органчик. Но это только кажется по первому взгляду. На самом же деле оказывается, что органчик — это первое условие, без которого не бывает градоначальников. Голова, не способная превратиться в органчик, не годится для того, чтобы завершить градоначальницкий вицмундир.

Сатирики всегда создавали свои миры.

Нет такого сатирического писателя, который не сочинил бы свой «Город Глупов». Когда Пушкин вознегодовал на стечение обстоятельств, мешающих ему дышать, он написал Историю села Горюхина — первый «город Глупов» нашей классической литературы...

Свой «город Глупов» еще до Щедринского написал Гоголь. Потом эти города создавали Булгаков, Платонов, Романов, Зощенко, Ильф и Петров...

Щедрин писал свой город Глупов всю жизнь. Он помещал в этот страшный закуток и господ Головлевых, и господ ташкентцев, и премудрых пескарей, и медведей на воеводстве. Он создавал жизнь, которая оказалась точнее жизни, он создавал общественные отношения, которые оказались пронзительнее существующих общественных отношений. Щедрин изображал явления, которые сделались нарицательными.

Очень хороший писатель ничего не предсказывает и ничего особенного не предвидит. Он создает свою жизнь, и мы смотримся в эту жизнь и отворачиваемся от нее и разбиваем в злобе, как зеркало в Пушкинской сказке, и возвращаемся к ней снова, потому что без этой вымышленной жизни наша всамделишная жизнь бедновата и расплывчата. Она, эта созданная очень хорошим писателем жизнь, поднимает нас на новую ступень миропонимания и делает наш взгляд пристальнее, а ум смелее. Там, в этой созданной очень хорошим писателем жизни уже живут и величие и мерзость, и радость и горе, и счастье и несчастье тех, кто еще даже не родился на свет.

Поэтому нам мерещится предвиденье. А это не предвиденье.

Это — результат исследования человеческой природы, человеческого духа...

Жизнь Салтыкова-Щедрина была тяжелой, как свинец.

В предлагаемой книге Андрея Туркова мы видим Салтыкова-Щедрина таким, каким он, вероятно, был при жизни. Мудрым, страдающим, беспощадным. Мы видим его друзей, противников и врагов, мы видим бескорыстных рыцарей, доверчивых глупцов, упрямых невежд и ненасытных карьеристов. Мы чувствуем острую боль Салтыкова-Щедрина, когда он обнаруживает у забитых людей нежелание думать, тягу к безнаказанности, стремление не избавить общество от палки, а лишь взять палку самому.

И еще нас огорчают размолвки Салтыкова-Щедрина с некоторыми писателями и публицистами, чьи имена нам дороги. Было бы гораздо покойнее и приятнее, если бы лица, устоявшиеся в нашей школьной памяти, не чаяли души друг в друге. Чтобы Гоголь обнимался с Чаадаевым, Грибоедов дружил с Пушкиным и ругался с Булгариным, Толстой любил Шекспира, а ТургеневЧернышевского. Но тогда жизнь стала бы проще, однозначнее и тоскливее потому, что из нее исчезли бы человеческие характеры, которые делают человеческую жизнь человеческой жизнью.

Андрей Турков очень точно показывает, как великие писатели,  публицисты и мыслители довольно часто расходились с Салтыковым-Щедриным во взглядах. Довольно часто эти расхождения вызывали споры и взаимные нападки. Это происходило потому, что настоящая литература, исследующая подлинную жизнь, нелицеприятна в своих оценках и многозначна в своих определениях. И пока истинная литература выясняет свои истинные отношения и мучительно решает свои истинные проблемы — монолитная окололитературная мелочность пытается принизить ее до убогого уровня своих понятий и заменить вольного соловья казенным воробьем...

Андрей Турков совершил большую работу, заслуживающую глубокой признательности современного читателя. Мне кажется, ему очень удался анализ творчества великого сатирика, как удался анализ общественной мысли.

Ему удалось привести к общему знаменателю большущий разбросанный материал. Он пользуется материалами известными, но, главным образом, малоизвестными и напрочь забытыми. Перед нами проходят свидетельства сановников, обывателей, министров, жандармов, читателей и просто прохожих. Перед нами — проекты указов, житейские счета, замечания литераторов и наблюдения курсисток. Перед нами — огромная архивная работа.

Занимательность книги Андрея Туркова состоит в четкой логической связи явлений, в движении мысли, которое увлекает нас страница за страницей, вызывая размышления и раскрывая заново образ живого Салтыкова-Щедрина — мыслителя, художника, исследователя и гражданина...

Л. Лиходеев

Цитируется по изд.: Турков А.М. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988, с. 6-8.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС