Николай ИЛЬИН
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2005 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Николай ИЛЬИН

2005 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Ильин

Этика и метафизика национализма в трудах Н.Г.Дебольского

(1842-1918)

 

Николай Петрович Ильин.
Фотография Юрия Паршинцев. 2011 год.

Переход к главам: | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |

9.

"Политика не может быть христианской, а должна быть народной" - таков основной взгляд Н.Г.Дебольского на сущность государственной деятельности. При этом он никоим образом не считает образцом для России те формы национализма, которые получили развитие на Западе, отмечая: "Идея народности еще нигде не достигла даже приблизительно полного осуществления"[108]. Здесь и не может быть универсальных рецептов, за исключением самого общего принципа, для которого Дебольский находит уже к концу жизни выразительную формулу: одухотворенное государство.

 

"Народность есть одухотворение государства, то есть замена его насильственного характера характером свободным; но этот свободный союз народности есть не союз всего человечества, а его части в её историческом своеобразии. Он приводит не к безразличной неопределенности человечества, а к конкретному обществу как неделимому в его живой оригинальности"[109].

Одухотворенное государство, или "постоянный союз людей, связанных не насилием, а свободным духовным влечением"[110], 33 является, как уже отмечалось, "пределом духовного развития", идеалом национально-государственной жизни, имеющим у каждого народа свой оригинальный, самобытный облик. Но этот идеал мало декларировать и просто описать; надо указать, хотя бы в самых общих чертах путь его достижения. Дебольский делает это, проводя важное различие между нормальным и совершенным состояниями народного союза, различие, которое бросает дополнительный свет на принцип самосохранения, на соотношение в нём "статического" и "динамического" моментов.

Нормальным является народный союз, способный к самосохранению "в данных условиях своего существования", путём "сохранения наследственного типа" своей организации. Но совершенным является только то общество, которое способно к самосохранению в любых условиях. И если нормальность общества может быть получена как бы по наследству, требует лишь верности "традиционным устоям" народной жизни, то совершенство достигается только через "рациональный строй общества", на пути его сознательной и притом научной организации. Дебольский выражает эту мысль вполне отчетливо, когда пишет: "Совершеннейшее, вполне пластичное общество, способное самосохраняться во всех условиях существования, есть общество, для которого нет непредвиденных случайностей, нет таких влияний, встретить которые оно не было бы заранее приготовлено... или иначе - общество, устроенное вполне научно, то есть разумно"[111].

Пора понять и сегодня: подлинный национализм требует рациональной, или точнее, концептуальной власти, способной не только уважать и понимать прошлое народа, но и предвидеть его будущее. В отсутствии такой власти заключалась, в частности, беда России накануне 1917 г.; тогдашняя власть была традиционной, но не концептуальной, была неспособна правильно определить и нейтрализовать те отрицательные влияния, которые вторглись в русскую жизнь на важном историческом переломе конца XIX - начале XX века. Н.Г.Дебольский отмечает особую роль, которую получает в такие моменты отдельная личность по сравнению с нацией в целом (ссылаясь при этом на учение о системах в состояниях устойчивого и неустойчивого равновесия, сформулированное выдающимся русским математиком А.М.Ляпуновым). "Значение личного влияния" в любой общественной системе возрастает тем более, "чем менее устойчиво равновесие этой системы"[112] - именно в такие моменты отдельный человек способен как спасти общественное целое, так и потрясти его до основания. И сегодня России, несомненно, нужен "харизматический" вождь, способный сконцентрировать в своей личности рассеянную энергию национального духа; но это должен быть и рационально мыслящий политик, не увлекающий нацию к старым или новым утопиям.

Идею политики, одновременно рациональной и национальной, Дебольский поясняет, в частности, на примере экономической доктрины. Иррациональная экономика строится "на интересах барыша и рынка", тогда как экономика рациональная "покоится на энергии и искусстве производителя", не на факторе рынка, а "на основании труда"[11З]. Здесь идеи Дебольского явственно перекликаются с идеями основоположников учения о "национальном хозяйстве", выдающихся немецких экономистов Адама Мюллера /1779-1829/ и Фридриха Листа /1789-1846/. И уж если сегодня мы не располагаем достаточно убедительной экономической концепцией, созданной отечественными учеными, лучше обратиться к идеям этих мыслителей, чем перекрашивать в национально-патриотические цвета "государственный социализм" Лассаля, Маркса и прочих. Отметим, что в учении немецких мыслителей центральное место занимает понятие духовного капитала, на почве которого только и возможен подлинный "национал-капитализм".

Диалектика "нормальности" народного союза, связанной с его традиционностью, и совершенства, связанного с его рациональной организацией, позволяет Дебольскому окончательно ответить на вопрос о том, почему нельзя допустить, хотя бы в качестве идеала, "соединение всего человечества в едином народном союзе". Дело в том, что для каждого народа существует свой тип нормальности и своя мера совершенства. Заметим, что Дебольский не отрицает в принципе деления пародов и племен на "высшие" и "низшие". Вопрос в том, какие выводы следует сделать из этого деления. Дебольский пишет: "Отношение высших племён человечества к низшим было до сих пор смесью самого варварского эгоизма и отвлечённых начал космополитической гуманности... Туземцев Океании то истребляли выставленною отравою, как крыс или мышей, то устанавливали для них демократически-конституционные государства... Не гораздо ли рациональнее и нравственнее относиться к каждому человеческому типу сообразно его особенностям и, признавая его право на самосохранение, предоставлять ему возможность достигать этого самосохранения доступными для него путями? Именно к этой цели и направляется международная нравственность, основанная на начале народности. Она одинаково осуждает и доктринёрское распространение европейской цивилизации между низшими племенами, и прямое насилие над ними; но полагает, что чем менее высший тип вмешивается в жизнь низшего, тем лучше"[114].

 

Примечания:

33 При этом Дебольский отмечает, что насилие должно лишь постепенно уступать место "свободному самоопределению личности" по мере её воспитания внутри национально-государственного целого.
 
[108] ЖМНП, июль 1909, стр. 86.
[109] там же, с. 87.
[110] ЖМНП, август 1909, стр. 352.
[111] "О высшем благе", с. 301.
[112] там же, с.361-362.
[113] там же, с.302-303.
[114] там же, с. 329.

Перепечатывается из сборника "Русское самосознание" -  http://www.nationalism.org/

 

Переход к главам: | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |


Далее читайте:

Николай Ильи - страница философа.

Дебольский Николай Григорьевич (1842-1918), биографические материалы

Дебольский Н.Г. О начале народности.

Дебольский Н.Г. Начало национальностей в русском и немецком освещении.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС