![]() |
Воронский Александр Константинович |
|||
1884-1937 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Константинович ВоронскийДементьев А.Г.Воронский-критик2Журнал «Красная новь» был основан по инициативе Н. К. Крупской и Воронского. В начале февраля 1921 года они обратились с соответствующим предложением в Политбюро ЦК: РКП (б) от имени Главполитпросвета 3. Самое непосредственное участие в возникновении и судьбах первого советского литературно-художествен- _____ 3. ЦПА ИМЛ, ф. 17. Агитотдел. оп. 1, ед. хр. 92, л. 42. [04] ного ежемесячника принимали В. И. Ленин и М. Горький. Вот что рассказывает об этом Воронский: «Первое организационное собрание редакции «Красной нови» происходило в Кремле, в квартире Владимира Ильича Ленина. Помимо него, на этом собрании присутствовали: Надежда Константиновна Крупская, Алексей Максимович Пешков (Горький) и я. Владимир Ильич пришел на это собрание в промежуток между двумя заседаниями. Я сделал краткий доклад о необходимости издания толстого литературно-художественного и научно-публицистического журнала. Владимир Ильич согласился с моими мыслями. Здесь же было намечено, что журнал будет издаваться Главполитпросветом, что ответственным редактором буду я и что Алексей Максимович будет редактировать литературно-художественный отдел этого журнала» 1. Участие Ленина не ограничилось организационным собранием; в первом номере «Красной нови» (он вышел в июне 1921 года) имя Ленина было названо в числе сотрудников издания и была напечатана его известная статья «О продовольственном налоге», специально предназначенная для журнала. По мере выхода книжек «Красной нови» Ленин внимательно следил за их содержанием и, по словам Веронского, помогал ему советами и указаниями. Так, он обратил внимание на второй номер журнала за 1922 год, в котором были помещены воспоминания Н. Суханова и статья В. Базарова о «Закате Европы» О. Шпенглера. «Не скрою, - рассказывал Воронский, - что у меня был случай, когда он (Ленин, - А. Д.) пожурил меня за помещение воспоминаний о февральской революции Суханова и за статью Базарова о Шпенглере. Я сказал ему, что Суханов не является постоянным сотрудником «Красной нови», статья же Базарова помещена в дискуссионном порядке и в следующем номере будет помещен ответ на эту статью... Он успокоился, но заметил, что, по его мнению, Шпенглер не интересен и что им заниматься в Советской России не стоит» 2. Совершенно очевидно, что Воронскому не следовало печатать статьи Суханова и Базарова. Но в общем в первые годы своего существования журнал «Красная новь» успешно выполнил те задачи, которые ставили перед ним партия и Ленин: привлечь на нашу сторону жизнеспособную часть старой дореволюционной художе- ______ 1. «В. И. Ленин о литературе искусстве», изд. 2-е. М., Государственное издательство художественной литературы, 1960. стр. 685. 2. Там же, стр. 686. [05] ственной интеллигенции, выявить и поддержать новых талантливых писателей, создать широкий фронт советской литературы и повести борьбу с буржуазной литературой, оживившейся в связи с нэпом. «…Ясно, что образуется два основных литературных лагеря, писал Воронский в одном из первых номеров «Красной нови». Фронтов пока нет, но борьба переместилась и ведется в другой сфере: критика оружием сменилась оружием критики. Советская печать - один лагерь. Группа частных издательств - конечно, не все - другой. Меж ними уже началась борьба, и она с каждым днем обостряется» 1. В феврале 1922 года Агитпроп ЦK проводил широкое совещание по вопросу о деятельности частных издательств. Одним из докладчиков был Воронский. В основе его доклада лежала мысль, что «в то время, когда пышно расцветает мелкобуржуазная, мещанская, враждебная нам литература, оплочение близко стоящих к нам писателей необходимо потому, что только таким путем мы сможем повести идейную борьбу на книжном рынке» 2. В июле 1922 года Политбюро ЦK РКП(б) образовало под председательством Я. А. Яковлева специальную «Комиссию по организации писателей и поэтов в самостоятельное общество», в работе которой принимали участие А. Воронский, Н. Мещеряков, П. Лебедев-Полянский. Комиссия высказалась за то, чтобы «при организации беспартийного общества использовать фактически существующую группу при «Красной нови». В общество привлечь: а) старых писателей, примкнувших к нам в первый период революции (Брюсов, Городецкий, Горький и т. д.); б) пролетарских писателей (Ассоциация пролетарских писателей, Петербургский и Московский Пролеткульт); в) футуристов (Маяковский, Асеев, Бобров и т. д.); г) имажинистов (Мариенгоф, Есенин, Шершеневич, Кусиков и т. д.); д) «Серапионовых братьев» (Вс. Иванов, Шагинян, Никитин, Тихонов, Полонская и т. д.); е) группу колеблющихся, политически не оформившихся из талантливой молодежи (А. Толстой, Адрианов и пр.)» 3. 20 июля Политбюро ЦK РКП (б) приняло решение: «Не возражать против предложений комиссии Яковлева» 4. _____ 1. А. Воронский. На стыке. Сборник статей. Государственное издательство. 1923, стр. 5-6. 2. ЦПА ИМЛ, ф. 17. Агитотдел, оп. 1, ед. хр. 200, л. 10. 3. ЦПА ИМЛ, ф. 17. Аrитотдел, оп. 1, ед. хр. 22'1, л. 1. 4. Там же. [06] Связь между приведенными документами и возникновением и целями «Красной нови» очевидна. Проводя в жизнь решения партии, Воронский привлек к участию в журнале писателей, выступивших в литературе еще до революции: Вересаева, Брюсова, Тренева, А. Толстого, Пришвина, Сергеева-Ценского, Форш, Шагинян, Шишкова, Эренбурга, Чапыгина, И. Соколова-Микитова, Маяковского, Есенина и многих других. «... Ставить крест над «стариками» огулом, сплошь, неправильно и неразумно, - писал Воронский. Среди известной части «стариков» все больше укореняется взгляд, что русская революция и новый быт не есть нечто случайное, наносное, действительно глубокое, органическое и знаменательное явление огромной важности. Отсюда - путь к изучению нового быта и к его серьезному отображению» 1. Воронский выявил и собрал вокруг «Красной нови» большое количество молодых советских писателей, по сути дела только вступавших в те годы в литературу: Вс. Иванова, Сейфуллину, Неверова, Леонова, Бабеля, Малышкина, Тихонова, Ляшко, А. Веселого, Н. Огнева, Л. Рейснер, С. Семенова, Казина, Багрицкого и т. д. «Новый писатель лезет изо всех щелей, - писал Воронский. Вылезает из трущоб, с окраин, из глуши, из медвежьих углов, из провинции, из дебрей. Часто на нем красноармейская звезда - явление знаменательное, - часто он похож на того, кого и раньше называли разночинцем, но это новый, советский разночинец из низов, подлинный демос городов и деревень» 2. Редакция «Красной нови» стремилась к тому, чтобы объединить на страницах журнала писателей самых разных литературных групп и художественных тенденций. В нем печатались и писатели «Кузницы» (Гладков, Новиков-Прибой, Герасимов, Александровский, Обрадович и др.) и лефовцы (Маяковский, Асеев, Пастернак и др.), и конструктивисты (И. Сельвинский, В. Инбер, В. Луговской и др.), и «Серапионовы братья» (Вс. Иванов, Н. Никитин, Н. Тихонов, Зощенко, Федин), и «крестьянские» писатели и поэты (Подъячев, Вольнов, Касаткин, Бсенин, Клычков, Орешин и др.). О том, что означало в те годы участие в «Красной нови» для многих писателей, интересно рассказывает Н. Никитин: «Не думайте, что печатание в «Красной нови» было тогда обыкновенным, будничным явлением. Это был серьезный и, пожалуй, до известной степени политический шаг в жизни. И действи- _____ 1. А. Воронский. На стыке. Сборник статей. Государственное издательство, 1923, стр. 19. 2. «Из современных литературных настроений». «Правда», 28 июня 1922 г., № 141. [07] тельно, на «питерском парнасе» заговорили, что молодежь уходит к большевикам... Многие из «Серапионов» один за другим стали вскоре печататься в «Красной нови» 1. Большую роль в привлечении писателей к сотрудничеству в «Красной нови», в объединении их вокруг журнала играл М. Горький. Обширная и регулярная переписка Горького с Воронским (хранящаяся в Архиве Горького) показывает, как внимательно, входя во все детали дела, следил Горький за журналом, как много помогал ему советами, предложениями, критикой. И своими произведениями. В «Красной нови» 20-х годов были напечатаны автобиографические произведения Горького («Мои университеты», «Время Короленко», «Сторож», «0 первой любви»), большая часть «дела Артамоновых», главы из «Жизни Клима Самгина», очерки «О М. М. Пришвине», «О Ромэне Роллане», «Об Анатоле Франсе». Воронский отмечал в 1927 году: «Литературно-художественную часть «Красной .нови» взялся редактировать Максим Горький. Он редактировал первые номера до осени, до своего отъезда за границу. Он свел меня с кружком «Серапионовых братьев» и тогда же отметил, что, по его мнению, в этом кружке есть талантливые молодые писатели. Он передал мне для первого номера «Партизан» Всеволода Иванова - повесть, которая, по моему мнению, уже тогда наметила художественную физиономию журнала... Осенью 1921 года Горький уехал за границу, но продолжал поддерживать постоянную связь с редакцией журнала не только тем, что присылал свои художественные вещи, но и своими советами и указаниями в письмах. Эту связь он поддерживает и поныне, и я должен напомнить, что Алексей Максимович до сих пор формально считается редактором литературно-художественной части журнала» 2. _____ 1. Н. Никитин. Избранное в двух томах, т. I. М.-Л., Гослитиздат, 1959, стр. 17-18. Очень живо рисует Воронского-редактора Вс. Иванов в «Истории моих книг» (Вс. Иванов. Собрание сочинений, т. 1. М., 1958, стр. 62-64). Между прочим он пишет: «Мы часто собирались у Воровского в его двойном номере гостиницы «Националь», называвшейся тогда не то первым, не то вторым Домом Советов. Купив в складчину бутылку красного вина, мы за этой бутылкой просиживали целый вечер, широко и трепетно разговаривая о литературе. Здесь читал Есенин свои стихи, Пильняк - «Голый год», Бабель - «Конармию», Леонов - «Барсуки», Федин «Сад», Зощенко и Никитин - рассказы. Сюда приходили друзья Воронского, старые большевики и командармы - Фрунзе, Орджоникидзе, Эйдеман, Грязнов». 2. А. Воронский. Мистер Бритлинг пьет чашу до дна. М., «Круг»., 1927, стр. 201-202. [08] Вполне естественно, что «Красная новь» первой половины 20-х годов пользовалась широким признанием и успехом. Она знаменовала рост и укрепление советской литературы. В один голос одобряют журнал А. Толстой и М. Горький. «Только что получил последний номер «Красной нови». Журнал с каждым номером лучше и интереснее. Журнал останется крепко в русской литературе», - писал Веронскому А. Толстой в 1922 году 1. «Ваша работа в «Красной нови» имела большое значение для русской литературы», - писал Веронскому в 1925 году Горький 2. Когда в апреле 1927 года «Красная новь» второй половины 20-х годов подверглась суровой критике на расширенном заседании Отдела печати ЦK ВКП (б) (об этом еще будет сказано ниже), то и тогда отмечались прежние достижения журнала. «Примерно до 1926 года «Красная новь» выполняла все заказы партии. Несомненно, что она соединяла художников с Октябрьской революцией и Советской властью», - говорил в своем докладе заведующий Отделом печати С. И. Гусев. В таком же духе высказывались и другие работники ЦK ВКП (б): В. Кнорин, В. Сорин и другие. «Это журнал, игравший большую роль в развитии нашей литературы. «Красная новь» выдвинула в 1921-22-23 гг. ряд крупнейших писателей... В «Красной нови» появился ряд сильнейших произведений: «Цемент» Гладкова ( 1925 г.), «Барсуки» Леонова (1925 г.), «Дело Артамоновых» (1926 г.)... В первые годы «Красная новь» шла впереди нашей литературы», - утверждал В. Кнорин. Даже такие литературные противники «Красной нови», как Г. Никифоров или Л. Авербах, отмечали заслуги Воронского как редактора. «Веронский вел огромное дело привлечения беспартийных писателей на советскую платформу», - констатировал Г. Никифоров. «Мы уважаем заслуги Веронского», - заявил Л. Авербах 3. Однако, как уже было сказано, на этом же заседании коллегии Отдела печати ЦK ВКП(б) работа «Красной нови» за время, прошедшее после известной резолюции ЦK РКП(б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», была подвергнута самой суровой критике, и вскоре Веронский был снят с поста редактора «Красной нови». Что же произошло? ____ 1. Архив А. М. Горького. 2. Там же. 3. Архив А. М. Горького. Стенограмма совещания. [09] Дело в том, что со временем «Красная новь» утратила многие из своих достоинств и перестала решать поставленные перед ней задачи с прежним успехом. Началось это с того, что Воронский не придал должного значения появлению в литературе 20-х годов значительного количества молодых писателей и критиков - коммунистов (Фурманов, Либединский, Безыменский, Фадеев и др.), как редактор журнала отвернулся от них и даже постепенно противопоставил себя им и тем старым литераторам, которые поддерживали молодых пролетарских писателей и их организации (Серафимович, Д. Бедный, Луначарский, Ольминский и др.). Воронский отрицал самую возможность новой, пролетарской, социалистической культуры в России в переходный от капитализма к социализму период и утверждал вслед за Троцким, что «никакой своей пролетарской коммунистической культуры у нас нет». Задачи партии и рабочего класса в области культуры он сводил к овладению старой культурой в целях революции. Ему казалось, что у нас в России нет еще материальной и культурной почвы и для нового самостоятельного пролетарского искусства. «Пролетарского искусства сейчас нет и не может быть, пока перед нами стоит задача усвоения старой культуры и старого искусства», - писал он. Ясно, что это была не соответствующая действительности и бесперспективная позиция. С ,одной стороны, как редактор и критик, Воронский гордился советской литературой, защищал и пропагандировал ее как литературу нового мира и нового мировоззрения, а с другой стороны, подчиняясь ложным схемам, убеждал, что в советской литературе нет ничего принципиально нового по сравнению с литературой буржуазного общества, кроме «своеобразной целевой установки», и «то, что называется пролетарским искусством, есть прежнее искусство» 1. Отсюда его полемика против журналов, отстаивающих неизбежность и необходимость развития после Октября пролетарской, социалистической культуры и литературы. Отсюда и односторонняя ориентация Воронского на писателей «попутчиков» и нередко снисходительное, примиренческое отношение к их колебаниям, заблуждениям, к проникновению чуждых идей и настроений в их творчество. «Требуют от беспартийных писателей идеологической чистоты, - писал Воронский. - Выпрямлять идейную линию многих из них нужно твердо и решительно, но никогда ____ 1. Такое понимание проблем пролетарской культуры и литературы сложилось у Воронского еще в 1923 году. Цитаты взяты нами из статьи «О пролетарском искусстве и о художественной политике нашей партии». «Красная новь», 1923, № 7, стр. 257-272. [10] не следует забывать, что от беспартийного художника мы не можем требовать коммунистической идеологии, тем более четкой и выдержанной» 1. Совершенно ясно, что такая установка Воронского ни мало не соответствовала борьбе партии за коммунистическую идейность, за партийность советской литературы. В результате направление «Красной нови» стало меняться: ослабив критику буржуазных тенденций в литературе, журнал стал все сильнее и сильнее втягиваться в борьбу с пролетарскими литературными организациями и их периодическими изданиями, которые при всех своих недостатках по праву пользовались в то время поддержкой партии. Все это сразу же обратило на себя внимание многих писателей и партийных деятелей. Позиции Воронского были подвергнуты критике. 18 ноября 1923 года Фурманов записал о Воронском у себя в дневнике: «...из нового кой-что он понимает, по понимает и только. А водружать новое, укреплять, развивать, помогать, выводить - на это его не хватает. И потому он будет перекувырнут» 2. Несколько позднее в набросках к роману «Писатели» Фурманов дал такую характеристику Воронскому: «Партия поручила это дело (литературное - А. Д.) V-му. В нем душок либерализма. Помогая направо, зло косился налево» 3. Примерно так же оценил позицию Воронокого А. Серафимович в своем выступлении на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей (январь 1925 г.): «С самого начала он начал правильно работать, - говорил о Воронском Серафимович. - Были определенные задания от ЦК, была такая обстановка, что пролетариат не успел проявиться в сфере культуры и литературы. Да это и понятно - совершенно другим был занят. И то, что он старался привлекать спецов, было совершенно правильной мерой. Но, товарищи, он не учел изменений всей обстановки: он так прямолинейно _____ 1. «Красная новь», 1923, No 7, стр. 257-272. 2. Д м. Фурманов. Собрание сочинений, т. 4. М., Гослитиздат, 1961, стр. 332. 3. «На литературном посту», 1928, No 8, стр. 19. Вместе с тем Фурманов отмечал: «Но он (Воронский. -А. Д.) массу работает, в этом нельзя отказать - садится за рукописи с 9-ти утра и горы хламу прочитывает, прежде чем попадется хоть. одна чуточная хорошая вещь. Работоспособность огромная. Компетентность - тоже» (Архив Фурманова в ИМЛИ. Подготовительные материалы к роману «Писатели», П-62, 258). [11] шел, что не заметил, как кругом нарастает как раз та сила, которой он, конечно, принципиально-то служит, что пролетариат идет, выдвигается и дает силы на этом поприще» 1. Не раз Воронскому указывали на его ошибки в Центральном Комитете партии. Так, на совещании о политике партии в области художественной литературы, проходившем в ЦК в мае 1924 года, Луначарский и другие подверг ли критике троцкистское отрицание пролетарской культуры и призывали всячески поддержать пролетарскую литературу. На совещании, происходившем в ЦК в начале марта 1925 года, об ошибках Воронского говорил его близкий друг М. В. Фрунзе. Он утверждал, что с принципиальной точки зрения «мы несомненно должны стремиться к завоеванию позиций в области литературы так же, как в области Всего искусства», что для Воронскоrо «абсолютно недопустимо» было оставаться в стороне от процесса роста пролетарской литературы и иметь противников в лице ВАППа. Фрунзе советовал ему «обратиться полностью лицом к пролетарской молодежи» и отбросить «методы острой кружковой борьбы» 2. Наконец, серьезные выводы должен был бы сделать Баронский из известной резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы». В резолюции указывалось, что классовая борьба на литературном фронте не прекратилась и происходит «химическое выделение из общественных глубин» новых и новых идеологических агентов буржуазии. Задачей пролетариата является «завоевание позиций в области художественной литературы». Поэтому партия должна всячески помогать росту пролетарских писателей и поддерживать их организации: против капитулянтства, с одной стороны, и против комчванства с другой, - таков должен быть лозунг партии». Одним из главных воспитательных орудий в руках партии является литературная критика. Ее обязанность - «ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на ноту от пролетарской идеологии», решительно бороться со всеми проявлениями буржуазной и контрреволюционной идеологии и всемерно поддерживать пролетарскую и пролетарско-крестьянскую литературу 3. Воронский в резолюции ЦК не был назван, но каждому оче- _____ 1. ЦГАЛИ, фонд 1698, редакция журнала «На литературном посту», оп. 1, ед. хр. 921. 2. Речь М. В. Фрунзе см. в «Полном собрании сочинений», т. З. М.-Л., Государственное издательство, 1927, стр. 151-154. 3. «О партийной и советской печати». Сборник документов. М., -«Правда», 1954, стр. 343-347. [12] видно, что все эти принципиальные положения имели к нему самое непосредственное отношение. Однако Воронский и на этот раз не прислушался к критике своих ошибок. Он воспринял резолюцию ЦК односторонне, исключительно как антинапостовскую, и не сделал из нее для себя никаких выводов. Напротив, логика групповщины и азарт полемики все дальше уводили его от правильной линии в литературе. Главная же причина отступлений Воронского от партийных позиций в литературе заключалась несомненно в том, что он примкнул к троцкистской оппозиции. Это не могло, конечно, не сказаться самым отрицательным образом на всей его литературной деятельности. Талант и ум, как бы ни был ими одарен писатель, недостаточны, если потерян контакт с революционной эпохой, с тем, что произошло в России в Октябре, с партией, - не раз утверждал Воронский в своих статьях. Справедливость этих слов он мог бы подтвердить и на своем собственном опыте. Прежде всего и нагляднее всего «эволюция» Воронского сказалась на журнале «Красная новь». Конечно, и после 1925 года, до самого снятия Воронского с руководства журналом, в нем печатались те или иные значительные произведения советской литературы, но его общий характер и направление стали быстро изменяться в худшую сторону. Нельзя не заметить, например, что в 1926-1927 годах со страниц «Красной нови» почти совсем исчезли статьи на актуальные общественно-политические темы. Воронский сам говорил об этом в докладе о «Красной нови» в Отделе печати ЦК ВКП(б), ссылаясь на невозможность для журнала угнаться за злободневным материалом. Но, очевидно, причины коренились в том, что освещать общественно-политические темы с позиций генеральной линии партии Воронский не хотел, а с позиций троцкизма не мог. В результате журнал, на титуле которого значилось «И научно-публицистический», в первом номере которого была напечатана статья В. И. Ленина «О продовольственном налоге», оказался без актуальных статей общественно-политического характера. Но дело не только в этом. «Красная новь» отрывалась от социалистического строительства и его задач, утрачивала перспективу. В прозе и очерках на первый план стала выдвигаться тема «лишних людей» революции и проблема засилия в стране «уездного» и «Чумазого», то есть новой буржуазии. В поэзии отдавалась весьма сильная дань ущербным настроениям в духе так называемой есенинщины. Критика почти полностью свелась к борьбе с ВАППом и журналом «На литературном посту» и была переполнена жало- [13] бами на приспособленцев, подхалимов и пролаз, якобы заполонивших литературу. Круг авторов «Красной нови» заметно сузился, особенно в отделе критики. Журнал, созданный для широкого объединения писателей различных литературных групп и художественных тенденций, стал постепенно отдавать предпочтение одной группе - «Перевалу» и перевальцам. Вместе с тем к «Красной нови», как к притягательному центру, начали тянуться все неустойчивые, колеблющиеся и болезненно настроенные элементы в литературе. Так изменилась «Красная новь». Неудивительно, что на обсуждении журнала в Отделе печати ЦК: ВКП (б) в 1927 году он подвергся весьма суровой критике. С. Гусев, В. Кнорин, В. Сорин и другие в своих выступлениях нарисовали убедительную картину снижения уровня журнала. Понятно, что тогда же Воронский был отстранен от редактирования «Красной нови» 1. ____ 1. В 1928 году А. Баронский был исключен из партии как троцкист, но затем он отошел от оппозиции и был восстановлен в партии. [14]
|
|||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |