Иванов-Разумник, Разумник Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иванов-Разумник, Разумник Васильевич

1878-1946

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иванов-Разумник

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов; псевдонимы: Р. Новосельский, В. Холмский, Скиф, Тугарин, Ипполит Удушьев, Р. Корсаков) [13 (25) декабря 1878, Тифлис — 9 июня 1946, Мюнхен] — русский историк общественной мысли, литературный критик, публицист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1897—1902), одновременно посещал лекции на историко-филологическом факультете, занимаясь в семинаре у профессора А. С. Лаппо-Данилевского. Активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался, солидаризовался с партией эсеров. Сотрудничал в радикальных и либеральных общественно-политических изданиях: газ. «Трудовая Россия», «Знамя труда», «Дело народа», «Земля и воля», журн. «Русская мысль», «Заветы», «Наш путь» и др. Иванов-Разумник — идеолог «неонародничества». Главные постулаты его «философии смыслотворчества»: антимещанство, этический индивидуализм и социализм, трактуемые не в марксистском, а в народническом духе. Свою мировоззренческую систему, центральное место в которой отведено ценностям свободной личности и благу народа, называл «имманентным субъективизмом». Исторический процесс в России представлен у него дихотомией оппозиционных «общественных групп»: интеллигенции и мещанства. Выдвинул концепцию основополагающей роли интеллигенции в жизни русского общества, отвергнутую позже веховцами. Основатель и лидер литературной группы «Скифы» (1917—18), идеи которой повлияли на становление идеологии евразийства. Организатор Вольной философской ассоциации («Вольфила», 1919—24), где возглавлял культурно-философский и литературный отделы. В духовном максимализме, катастрофизме и динамизме «скифства» видел возможность преодоления кризиса гуманизма западной культуры. Приветствовал Октябрьскую революцию как первый этап на пути к чаемой им духовной революции, обновлению культуры и настоящему освобождению человечества, которое не удалось христианству. С конца 1920-х гг. отстранен от активной литературной и общественной жизни. В 1933—39 арестовывался и находился в ссылке. С 1941 попал в зону немецкой оккупации, в 1942—1943 содержался в лагере для перемещенных лиц. Остаток жизни провел в Германии. Одним из первых зафиксировал и осудил в печати большевистский террор 1920-30 годов.

Ю. В. Синеокая

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 66.

Иванов-Разумник (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов (13(25). 12.1878, Тифлис - 9.06.1946, Мюнхен) - историк общественной мысли, социолог, литературный критик. Учился (с 1897 г.) на математическом отделении физико-математического ф-та Петербургского ун-та, посещал занятия на историко-филологическом факультете. Не принадлежа к какой-либо партии, активно участвовал в революционном студенческом движении, неоднократно арестовывался. С 1904 г. - времени появления статьи о Михайловском в журнале «Русская мысль», № 3 - активно печатается в различных общественно-политических изданиях, готовит кнтгу «История русской общественной мысли» (т. 1-2), 1-е изд.-Спб., 1907; 6-е-Берлин, 1923. В предреволюционные годы Иванов-Разумник занимал позицию так называемого «скифства», заключающуюся в требовании революционного преобразования культуры и духовных основ жизни. Она нашла выражение в выпущенных в 1917- 1918 гг. совместно с А. Белым двух сборниках «Скифы». В 1919 г. он участвует в организации Вольфилы - Вольной философской ассоциации, возглавляя там культурно-философский отдел вплоть до ее закрытия в 1924 г. Основные философские работы 20-х годов («Что такое интеллигенция», 1920; «Свое лицо», 1921 и др.) публикует в берлинском издательстве «Скифы», учрежденном при участии эсеров, затем выпускает лишь литературоведческие работы.

В 1919, 1933-1939 годы подвергался арестам и находился в ссылке. В 1942 г. был отправлен в Германию из оккупированного немецкими войсками г. Пушкина, содержался до 1943 г. с женой в лагере для перемещенных лиц. В берлинской газете «Новое слово» Иванов-Разумник опубликовал отрывки из воспоминаний, вошедшие потом в его книгу «Тюрьмы и ссылки» (Нью-Йорк, 1453; М., 2000). Свои философские взгляды Иванов-Разумник назвал имманентным субъективизмом. Исходя из них, он и освещал историю русской общественной мысли, во многом переосмысляя в новой социально-исторической обстановке идеи Герцена, Лаврова и Михайловского. Она предстает у Иванова-Разумника как история столкновения «внесословной» интеллигенции и «всесословного мещанства». Согласно Иванову-Разумнику, «интеллигенция есть этически-антимещанская, социологически-внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» (История русской общественной мысли. Спб., 1914. Т. 1. С. 12). Он утверждал, что история русской общественной мысли есть история интеллигенции, а философия истории интеллигенции представлена, по существу, в литературе. Вся она определяется пафосом борьбы с мещанством - «сплоченной посредственностью» в виде безличного начала. В процессе этой борьбы интеллигенция выдвигает следующие теории: в 20-30-х годы XIX в. - мистическую теорию прогресса, в 40-х - позитивную теорию прогресса, в 50-х-теорию «имманентного субъективизма» (связанную с именем Герцена, которого Иванов-Разумник считает ключевой фигурой русской общественной мысли), в 60-х происходит ее вульгаризация, выражающаяся в утилитаризме и нигилизме, в 70-х - возврат к «имманентному субъективизму» (теории Лаврова и Михайловского), в 80-90-х снова появляется позитивная теория прогресса («легальные марксисты»), в начале 1900-х годов - мистическая теория прогресса, которую, по его мнению, должны сменить новые формы «имманентного субъективизма». В 5-м - послереволюционном - издании книги Иванов-Разумник скорректировал эту схему: введя главу о двух революциях и оставляя открытым вопрос о судьбе интеллигенции, углубив трактовку «имманентного субъективизма», который сводится, но его мнению, к отрицанию только объективной целесообразности и объективного смысла жизни и утверждению в качестве субъективной цели - и, следовательно, самоцели — человека, осуществляющего полноту бытия с опорой на правду-ощущение, правду-красоту, правду-справедливость, правду-истину. Хотя мы должны понять и принять, писал Иванов-Разумник, что объективной цели нет, что субъективной самоцелью является становление индивида, «чувство социальности в духовном мире человека аналогично зрению в области его физических чувств: эти чувства вводят нас в общение не только с непосредственно окружающими, но и с отдаленными от нас громадными расстояниями» (О смысле жизни. Берлин, 1920. С. 21, 27). Отсюда призвание интеллигенции, не считаясь с личными неудобствами и преследованиями - возвышать жизнь, проясняя ее. Тем самым «имманентный субъективизм» мыслился как служение обществу в его идеальных, т. е. просветленных правдой, установлениях. В философском обосновании своих позиций Иванов-Разумник прибегал к трансцендентальному идеализму И. Канта, эмпириокритицизму Р. Авенариуса и имманентной философии В. Шуппе и Р. Шуберт-Зольдерна. Многие общефилософские положения Иванова-Разумника становятся понятными при обращении к его историко-литературным работам, иллюстрирующим стадии борьбы интеллигенции с мещанством. Иванова-Разумника критиковали марксисты: Плеханов, Луначарский и Троцкий, обвинявшие его в идеализме и внеклассовой трактовке позиции русской интеллигенции. Франк, отмечая искусственность некоторых построений Иванова-Разумника, считал застуживающим внимания тот факт, что борющиеся направления берутся им преимущественно не в социально-политическом, а «в этическом или культурно-философском смысле» (Критическое обозрение. 1907. Вып. 1.С. 41).

И. E. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 208-209.

Сочинения: А. И. Герцен и Н. К. Михайловский // Вопросы жизни. 1905. № 8; История русской общественной мысли. 5-е изд. М., 1918; М., 1997; О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов Спб., 1908; 2-е дон. изд. Спб., 1910; Литература и общественность. Спб., 1910; Человек и культура (Дорожные мысли и впечатления) // Заветы. 1912. № 6; Заветное. О культурной традиции. Иг., 1922. Ч. 1; Белый А., Иванов-Разумник Р. В. Переписка. Спб., 1998.

Литература: Плеханов Г. В Идеология мещанина нашего времени // Плеханов Г. В. От обороны к нападению. Спб., 1910; Петрова М Г. Эстетика позднего народничества // Литературно-эстетическая концепция в России кон. XIX-нач. XX в. М., 1975; Белоус В. Г. Иванов-Разумник: Личность, творчество, роль в культуре. Спб., 1998; Леонтьев Я. В. «Скифы» русской революции. М., 2007: Hoffman S. Scythian theory and literature //Art, Society and Revolution: Russia, 1917-1921. Stockholm, 1979. P. 138 I (.4.

Иванов-РазумникИванов-Разумник (настоящая фамилия Иванов ) Разумник Васильевич (12 дек. 1878. Тифлис- 9 июля 1946, Мюнхен). Из небогатых дворян. В 1897 поступил на физ.-мат. ф-т Петерб. ун-та, с 1900 посещал также историко-филологический факультет, участвовал в студенч. движении. Дважды арестовывался, в 1902 исключен из ун-та, выслан на 2 года в Симферополь. В 1907 опубл. кн. "История рус. обществ, мысли". В 1912 возглавил лит. отдел в ж. "Заветы" народнич. ориентации, сблизился с С.Д. Мстиславским, В.М. Черновым и с др. эсерами-публицистами. Во время 1-й мир. войны "интернационалист". С 1916 вокруг Иванова-Разумника начала образовываться неформальная гр. "Скифы" (по назв. одноимённого сб-ка, вышедшего в 1917), тяготевшая к левому крылу ПСР; в неё входили А.Белый, А.А. Блок, С.А.Есенин, Н.А. Клюев, Е.Г. Лундберг, О.Д. Форш и др.

День 27 февраля 1917 Иванов-Разумник провёл вместе с Мстиславским в Таврическом дворце. От предложения В.М. Зензинова принять участие в организуемых "Известиях Совета РСД" уклонился. Установил контакт с группой рабочих-эсеров во главе с В.А. Александровичем (Дмитриевским), который предложил Иванов-Разумник написать воззвание для "объединённых левых". Текст был написан, однако одобрения не получил. На 1-м Всерос. съезде Советов КД (май) кандидатура Иванов-Разумник выдвигалась в состав исполкома, но поддержки не получила. Весной заведовал лит. отделом газ. "Дело Народа" - органа Петерб. к-та ПСР, входил в редколлегию газ. "Земля и Воля"- органа Сев. обл. к-та ПСР, с лета возглавил литотдел нового органа Петерб. к-та ПСР - газ. "Знамя Труда". Опубл. цикл ст. "Из дневника рев-ции", идеологическое направление которых определил как "неустанную, с марта по октябрь, борьбу против двух врагов: либерализма и мещанского социализма". В ст. "Вольга и Микула" (27 марта) писал: "Дело не во Врем. пр-ве и не в Совете Депутатов, а в тех идеях, к-рые они представляют... Вопрос идёт о будущих судьбах рев-ции в России, вопрос идёт о будущем самой России". Выступал в поддержку левых течений, подвергшихся бойкоту в печати после Июльских событий (ст. "Бунт и мятеж", 5 июля). В ст. "Ещё правительство" (25 июля) о завершении Июльского кризиса писал: "...образовано новое Врем. пр-во: всё те же, всё то же. Говорить о них нечего. Но судьба их - неизбежно всё та же. Или они окончательно утопят рев-цию в болоте, или рев-ция стряхнёт их". Отрицательно отнёсся к Гос. и Демокр. совещаниям: "Говорили, говорили, говорили... Безнадёжное впечатление от всех этих тусклых речей, жевачных мыслей, беспомощного топтания на месте..." (ст. "Говорильня", 17 авг.): "Схлынули "корниловские дни", пришёл новый кризис власти, создалась новая говорильня в Александрийском Т-ре...» (ст. Демокр. совещание", 23 сент.). , В журнале "рев. социализма" Наш Путь" под ред. М.А. Спиридоновой опубл. ст. "Социализм и рев-ция", гретий Рим" и др., написал ряд лит. обзоров, в т.ч. "Журналы в год Рев-ции" (включены в сб. "Год Рев-ции").

Окт. рев-цию принял с воодушевлением. Как Иванов-Разумник сообщал Л Белому, с 26 по 28 окт. был "безвыходно в Смольном" (см.: Лавров А.В., Иванов-Разумник- Возвращение. Вып. 1, М.. 1991, с. 304). После раскола партии эсеров Иванов-Разумник продолжал активно сотрудничать с левыми эсерами. В качестве зав. литотделом вошёл в редколлегию газ. "Знамя Труда" - органа ЦК Партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР). В нач. 1918 под ред. Иванова-Разумника и Мстиславского вышел 2-й выпуск сб. "Скифы", в к-ром напечатана программная статья Иванова-Разумника "Две России". Возглавил также литотдел в ж. "Наш Путь". Привлекал к сотрудничеству в газете и журнале Белого, Блока, Есенина и др. писателей. Вместе с Лундбергом возглавил редакцию "Рабоче-Крест. Библиотеки" в изд-ве "Рев. социализм" и редактировал временник "Знамя Труда" (июнь - июль).

Заключение Брестского мира Иванов-Разумник считал "капитуляцией рев-ции перед мещанством". "Не совершись она - мы были бы теперь, быть может, отброшены на Урал" - писал он в мае 1918 - Взяты были бы внешнею силою Петербург и Москва, захвачена была бы вся Россия, до конца бы "погибла Россия" плакальшиц. Но этот конец - был бы началом его взрыва изнутри, взрыва тем более сильного, чем глубже продвинул он свои "стальные машины", думая ими победить идею. Он всё равно погиб и теперь, но март 1918 г. дал ему отсрочку на месяцы, на годы, на десятилетия - не в сроке дело, дело в величайшей совершенной ошибке" ("Россия и Инония", "Наш Путь", 1918, № 2, с. 139). В течение 1918 выпустил 8 частей "Истории рус. обществ. мысли". Вопрос о формальном членстве Иванов-Разумник в ПЛСР остаётся неясным; в своих мемуарах он именовал себя "непартийным" ("Тюрьмы и ссылки", Нью-Йорк, 1953, с. 38). В то же время на 2-м съезде ПЛСР (апр.) был избран в ЦК; вошёл в состав редколлегии ЦК и в Бюро парт. печати. После событий 6 июля прекратил полит, сотрудничество с левыми эсерами, но остался солидарен с ними по мн. вопросам.

В 1919-1924 Иванов-Разумник - один из руководителей (тов. пред.) Вольной Философской ассоциации, созданной в целях "исследования и разработки в духе философии и социализма вопросов культурного творчества". С 1919 неоднократно арестовывался как "идейный вдохновитель народничества", ссылался. Жил в бедности, не имея постоянного заработка. В последний раз арестован в сентябре 1937. Отверг все предъявленные обвинения и после почти двухгодичного пребывания под следствием освобожден.

К октябрю 1941 г. Иванов-Разумник жил в г. Пушкин. Занявшие город немцы вывезли его в Восточную Пруссию, где до лета 1943 г. он был заключён в концлагерь. Затем жил в Литве, Германии. Написал воспоминания о своей жизни после 1917 г.

В.М. Чернов писал: "С Ивановым-Разумником можно было соглашаться или не соглашаться. Пишущему эти строки часто приходилось спорить с ним и даже бороться, в 1917 г., против некоторых его крайних увлечений. Но я не встречал человека, знавшего его и следившего за его работой, кто не признавал бы его светлого ума, его литературной одарённости и, главное, его глубокой безответной преданности тем идеалам свободы и человечности, защите которых он посвятил свою жизнь" (Чернов В., Р.В. Иванов-Разумник, "Соц. вестник", 1949, № 8).

Использованы материалы статьи Я.В. Леоньева в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.

Далее читайте:

Р.В. Иванов-Разумник. Тюрьмы и ссылки. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк. 1953.

Дмитриев-Разумник Георгий Разумникович (1906-1938). Социал-демократ, сын Иванова-Разумника.

Кто делал две революции 1917 года (биографический указатель).

Сочинения:

Год Революции. Статьи 1917 г, П, 1918;

27 февр. 1917 года (страница из воспоминаний). в его сб.: Перед грозой, П., 1923.

История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни 19 в., т. 1—2. СПб., 1906; О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908; Литература и общественность, СПб., 1910; Русская литература 20 века (1890—1915). Пп, 1920; Что такое интеллигенция, Берлин, 1920; Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922; Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951; Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк, 1953.

Литература:

Переписка А. Блока с Ивановым-Разумником. Вступ. статья, публ. и комм. А. В.Лаврова.— «Литературное наследие», 1981, т. 92, кн. 2; Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. СПб., 1996; Hoffman St. Scythian Theory and Literature.- Art, Society, Revolution: Russia. 1917-1921. Stokh., 1979; Dobringer E. Der Literaturkritiker R. V. Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Scythentums. Munch., 1991.

Архивы:

РГАЛИ, ф. 1782; ИРЛИ, ф. 79, ф. 377; ГПБ, ф. 124, 211, 326, 634, 1000, 1029; ОР РГБ, ф. 109, 135, 167, 251, 356, 358, 369, 371, 386, 453, 633.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС