Белый Андрей (Бугаев Борис)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Белый Андрей (Бугаев Борис)

1880-1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Андрей Белый

Андрей Белый в 30-е годы XX века

Белый Андрей, настоящее имя - Бугаев Борис Николаевич (1880 - 1934), прозаик, поэт. Родился 14 октября (26 н.с.) в Москве в семье профессора Московского университета. Получил прекрасное домашнее образование. Учился в гимназии крупного педагога Л. Поливанова, где проявились его незаурядные гуманитарные дарования, проявившиеся в занятиях литературой и философией. Среди русских классиков особо ценил Н. Гоголя и Ф. Достоевского.

+ + +

Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) (1880/ 1934) — русский писатель и поэт, представитель символизма. Для раннего творчества Белого характерны эксперименты с языком произведения, гротескное и мистическое начала. В более поздний период появляются более реалистичные мотивы, например, трагическое восприятие российской деревенской действительности. Кроме стихотворений, перу Белого принадлежат и романы («Петербург», «Москва»), и мемуары, и литературоведческие работы, в частности, посвященные поэтике Н.В. Гоголя.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 31-32.

Другие биографические материалы:

Михайлов О. Теоретик символизма (Большая энциклопедия русского народа):

"...Лучше прозаическое произведение Белого — роман «Петербург» (1913—14, перераб. изд. 1922), где сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на чиновничий Петербург. Олицетворением чиновничьего режима становится гротескно-заостренная фигура сенатора Аблеухова, живого мертвеца, пытающегося «подморозить» Россию, подавить смятенные «острова» столицы..."

Лаврухин А.В. Философ, филолог, литературный критик (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998):

"...Деление на субъект и объект происходит уже внутри опыта мысли. Само же мышление вне-субъективно и объективно. "Я мыслю" лежит внутри процесса мышления и им конституируется. Предмет и субъект не однозначно определенны, но "разрежены динамикой смысловых контрапунктов". Единство субъекта "утоплено кругами субъектов". Истина суждения - дочь ритма конкретных оттенков, "идея оттенков", жест многообразия всех абстракций, организм их архитектоники. Это - характеристика разума. Познавательный акт начинается в разуме, а не в рассудке..."

Свасьян К.А. Поэт, писатель и философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010):

"...Для философского становления Белого характерны поляризация сознания и одновременная интенсификация его полюсов. Даже во внешних фактах биографии отображена эта дуальность: автор «Симфоний» и экстравагантный апокалиптик не только уживается со студентом-естественником, но оба пытаются найти точку имманентности и органической взаимосовместимости. Любопытно сопоставить в этой связи статьи «Священные цвета» (1903) и «Принцип формы в эстетике» (1906), вошедшие впоследствии в книги «Символизм» (1910) и «Арабески» (1911)..."

Чистякова Э. И. Заложил основы новой науки - ритмологии (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014):

"...Философ-символист, заявляет Белый, берет на себя задачу сбросить познавательные предпосылки сознания и с помощью внутреннего знания (мудрости) пробиться через механические градации методов, форм, систем к истокам живой мысли..."

Лавров А.В. Критик, литературовед, мыслитель, мемуарист (Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1):

"...Антропософия, уделявшая настойчивое внимание проблеме внутреннего самопознания человека, совершенствования личности, подвела Белого к разработке автобиографической темы как ведущей в его творчестве. Из задуманного многотомного цикла произведений под общим заглавием «Моя жизнь» до революции был написан только роман «Котик Летаев»..."

Прозаик и поэт (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000):

"...Последние годы жизни А. Белый посвятил писанию обширных мемуаров, представляющих чрезвычайно большой интерес для истории и литературоведения ("На рубеже двух столетий", 1930, "Начало века. Воспоминания", 1933, "Между двух революций", 1934)..."

Дом-музей А.Белого.

Далее читайте:

Символизм (философское определение понятия).

Бугаев Николай Васильевич (1837-1903), математик, философ, отец Андрея Белого.

Сочинения:

Собр. соч., т. 4, 7. М., 1917; Избр. стихотворения. Берлин, 1923;

Мастерство Гоголя. М.—Л., 1934; Пг.—М., 1935;

Стихотворения. Л., 1949;

Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М., 1940.

Литература:

Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912;

Иванов-Разумник. Вершины. А. Блок, А. Белый. Пг., 1923.

Мочульский К. Андрей Белый. Париж, 1955;

Бугаева К. Н. Воспоминания о Белом. Berk., 1981;

Долгополов Л. Неизведанный материк (Заметки об А. Белом // Вопросы литературы. 1982. № 3:

Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988;

Чистякова Э. И. О символизме А. Белого // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1978. № 3;

Чистякова Э. И. Эстетическое христианство Андрея Белого // Вопросы философии. 1990. №11;

Воспоминания об Андрее Белом. М, 1995;

А. Белый: pro et contra. Спб., 2004;

Философия. Литература. Искусство: Андрей Белый - Вячеслав Иванов - Александр Скрябин. Серия «Философия России первой половины XX века». М., 2013;

Сугай Л. А. «Всю жизнь живу Гоголем...» (Андрей Белый - исследователь Гоголя)  // Белый А. Мастерство Гоголя. М., 2013.

Cioran S. The Apocalyptic Symbolism of Andrey Bely. The Hague, 1973;

Kozlik F. L'influence de l'anthroposophie sur l'oeuvre d'Andrei Bolyi, Bd. 1—3. Fr./ M., 1981;

Deppermann M. Andrej Belyjs asthetische Theorie des schopferischen Bewusstseins: Symbolisierung und Krise der Kultur urn die Jahrhundertwende. Munch., 1982;

Andrej Belyj, Pro et Contra. Atti del Г Simposio Internazionale Andrej Belyj. Mil., 1986;

Malmstad. J. (ed.). Andrey Bely: Spirit of Symbolism. Ithaca, 1987;

Andrej Belyj, Symbolismus. Anthroposophie. Ein Weg, hrsg. von Taja Gut. Dornach, 1997;

ZinkA. Andrej Belyjs Rezeption der Philosophie Kants, Nietzsches und der Neukantianer. Munch., 1998.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС