Блок Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Блок Александр Александрович

1880-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА


Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Индивидуальные дома из кирпича monolit-house.ru.

Александр Александрович Блок

Блок Александр Александрович (16/28.11.1880—17.08.1921), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д. И. Менделеева.
Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А. Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А. Н. Апухтин).

Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось в его книге "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад".

Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе "Балаганчик" осмеивается декадентская мистика.
Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907).
В статьях и публичных докладах 1907—08 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция").

В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А. А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).

В своих дневниках Блок осуждает еврейское засилье в русской культуре, с болью отмечает воинствующий характер «жидовства» в политической жизни.
Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909—16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.
Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910—21) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX вв.

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). Стихотворение "Скифы" проникнуто утверждением земной исторической миссии России, обличением пагубности западной цивилизации.

В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству "Всемирная литература". В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.

+ + +

Блок Александр Александрович (16[28].11.1880—7.08.1921), поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец — А. Л. Блок (1852—1909), профессор права Варшавского университета, видный деятель православно-монархического движения, мать — А. А. Бекетова (1860—1923), писательница. Детские годы Блока протекали в семье деда — ректора Петербургского университета — в Петербурге и в подмосковном имении Шахматово. После окончания гимназии Блок поступил в 1898 на юридический, а в 1901 перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1906. В 1903 Блок женился на Л. Д. Менделеевой, дочери русского химика Д. И. Менделеева. Поэтическое дарование Блока, начавшего писать стихи еще в детском возрасте, формировалось в условиях бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешенности от общественной жизни и влюбленности в искусство. Молодой Блок испытал влияние романтической поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, Я. П. Полонского, «жестоких» романсов А. Н. Апухтина, что отразилось в цикле стихов, позднее названном «Ante Lucem». Погруженный в мир мечты, напряженно ищущий ответов на мучившие его мистические вопросы, Блок увлекается поэзией Вл. С. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души».

Первые стихи Блок опубликовал в журнале петербургских символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус «Новый путь». В 1904 вышла книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», в которой он выступил как символист. Центральная ее тема — любовь — служит выражению романтического чувства слитности индивидуальной души поэта с единой «мировой душой». Образ любимой очищается от всего земного, мистифицируется, однако сквозь «тайнопись» символизма в стихах о Прекрасной Даме прорывается, правда еще робкое, утверждение радости земного бытия. Уже к к. 1902 Блок разочаровывается в соловьевской мистике; умиротворенно-молитвенный тон сменяется в его стихах мотивами «жестокой арлекинады» (цикл «Распутья», 1902—04). В стихах 1903—04 начинают появляться городские пейзажи. В обращении Блока к урбанистической теме большую роль сыграл сборник стихов В. Брюсова «Urbi et Orbi». Однако, в отличие от Брюсова, Блок не слагает городу-гиганту восторженных гимнов. Его город — «черный город», «пузатый паук», «черный ад». В стихах «Из газет» (1903), «Фабрика» (1903) социальные мотивы начинают преобладать над символистскими. Влияние Брюсова сказывается на поэтике Блока: опрощение словаря, отход от музыкально-импрессионистической манеры, поиски новой ритмики («дольник»).

В обострении социального и художественного зрения Блока большую роль сыграла смута 1905, с которой связаны отход поэта от ортодоксального символизма и настойчивые поиски места художника в жизни. Для этого периода характерны такие стихотворения, как «Сытые» (1905), «Митинг» (1905). В стихах и особенно в пьесе «Балаганчик» (1906, пост. В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в том же году) Блок подверг осмеянию декадентскую мистику. Для второго сборника лирики «Нечаянная Радость» (1906) характерно обращение к народной мифологии (цикл «Пузыри земли»), столкновение повседневности с романтической фантастикой («Незнакомка», 1906), обостренное внимание к «темной музыке» стихов. Лирическая стихия певучести находит наивысшее воплощение в цикле «Снежная Маска» (1907). Жизнеутверждающим чувством проникнут написанный в 1907 цикл «Вольные мысли». В 1907—08 Блок ведет критическое обозрение в журнале «Золотое руно», выступает по вопросам литературы, театра, пишет о задачах искусства. Во многих статьях и публичных докладах Блок говорит о разрыве между народом и интеллигенцией («“Религиозные искания” и народ», «Народ и интеллигенция»). Тема искания путей интеллигента к народу, к родине находится в центре драмы Блока «Песня Судьбы» (1908). В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция («Россия», 1908). Следуя славянофильскому представлению о России как православной, многотерпеливой стране, Блок запечатлевает, однако, «широкие и тихие пожары», обещает «начало высоких и мятежных дней» (цикл «На поле Куликовом», 1908). В связи с этим происходит «открытие» Блоком забытого критика и поэта 40-х XIX в., сторонника «почвенничества» А. А. Григорьева, стихи которого Блок собрал, прокомментировал и издал со своим предисловием в 1916.

После выхода сборников «Снежная Маска» (1907), «Лирические драмы» (1908), «Земля в снегу» (1908), «Ночные Часы» (1911) и трехтомного собрания стихотворений (изд-во «Мусагет», 1911—12) упрочилась поэтическая слава Блока. Лирика зрелого Блока овеяна дыханием исторических бурь и житейских тревог. С исключительной остротой ощущал поэт назревавшую в России национальную катастрофу, воплотил свои предчувствия в трагическом образе одинокого, гибнущего героя, «человека, ослепшего в ночи». «Страшный мир» (таково название цикла стихов Блока 1909—16) вынуждает героя искать забвенья в вине или бежать от жизни в безрадостную любовь («На островах», «В ресторане», «Унижение»). Неприятие «страшного мира» вызвало в лирике Блока струю романтической сатиры (цикл «Пляска смерти», 1912—14), наложило на его поэзию трагический отсвет. В творчестве Блока после подавления смуты 1905—07 отразились противоборствующие тенденции — «и отвращение от жизни и к ней безумная любовь». Но даже в пору «убийственного опустошения» в его лирике не перестает звучать оптимистическое начало, вера в победу светлых сил (стих. «О, я хочу безумно жить: все сущее увековечить», 1914 и др. из цикла «Ямбы»). В его стихах, не иссякая, продолжает звучать оптимистическая тема («На железной дороге», 1910; «Поздней осенью из гавани», 1909). В дальнейшем в творчестве Блока сохраняется стремление освободиться от эстетических иллюзий, возникают черты пластической описательности, повествовательные элементы, получают развитие темы труда, социального неравенства. Таковы «Итальянские стихи» (1909), навеянные заграничными путешествиями (Италия, Бретань, юг Франции), драма «Роза и Крест» (1912—13, опубл. 1913), поэма «Соловьиный Сад» (1915). Крупнейшая поэма Блока «Возмездие» (1910—21; написаны пролог, 1-я глава, вступление ко 2-й и начало 3-й главы) должна была нарисовать историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905. Она содержит и художественную декларацию поэта, и размышления о судьбе интеллигента, оторвавшегося от народа, и беспощадную оценку «железного» XIX в. и «бездомного» ХХ в. По определению самого Блока, поэма эта полна «революционных предчувствий». В поэме «Возмездие» Блок, скорее всего под влиянием чтения «Сионских протоколов», проводит мысль о «неизбежности» мировых катастроф, которые готовит человечеству мировая иудейская закулиса. Он вскрывал истоки мирового зла, вышедшего на сцену западной политической жизни и намеревающегося разрушить Россию.

Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.

Показывая развитие событий по «Сионским протоколам», Блок в поэтической форме раскрывает программу завоевания мира евреями:

…Тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, —
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас.

Блок показывал, что т. н. свобода в руках евреев становится оружием разрушения христианского мира.

Так, с жизнью счет сводя печальный,
Прозревши молодости пыл,
Сей Фауст, когда-то радикальный,
«Правел», слабел… И все забыл;
Ведь жизнь уже не жгла — чадила,
И однозвучны стали в ней
Слова: «свобода» и «еврей».

Тема свершившейся «неизбежности» октябрьского переворота 1917 отразилась в его поэме «Двенадцать» (1918). Блоку кажется, что кровавый переворот обновит Россию, уничтожит капитализм и стоящее за ним «жидовство».

Стихотворение «Скифы» (1918) проникнуто утверждением земной исторической миссии России, обличением пагубной западной цивилизации.
В последние годы Блок много сил отдавал издательству «Всемирная литература». В 1920 Блока избрали председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

В своих дневниках Блок осуждает еврейское засилье в русской культуре, с болью отмечает воинствующий характер «жидовства» в политической жизни.
Блок быстро разочаровывается в своих ожиданиях «обновления России» и «освобождения от жидовства». Большевистский режим предстает перед ним как монолит «воинствующего еврейства».

Переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть.

А. Б., О. М., Д. К

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


А.А.Блок и А.Л.Блок, родители поэта. 1879 гБЛОК Александр Александрович (1880, Петербург - 1921, Петроград) - поэт. Род. в семье юриста, профессора Варшавского ун-та, с которым мать Блока разошлась вскоре после свадьбы. Блок вырос в семье матери у деда А.Н. Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета и друга Д.И. Менделеева. В Петербург, доме и в подмосковном имении Шахматове Блок находился в культурной, доброжелательной обстановке. Блок учился в гимназии, мечтал стать актером: участвовал в любительских спектаклях и занимался на драматических курсах, увлекался философией и философско-мистической лирикой, писал стихи. В 1898-1901 прослушал курс юридического ф-та Петербург, ун-та, затем перешел на филологический ф-т, который окончил в 1906. В 1903 Блок женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь Блока протекала внешне спокойно. Он часто бывал в Германии и Франции, бродил по музеям Италии и Голландии. Но внешняя жизнь Блока совсем не вязалась с глубоким драматизмом и яркостью его внутренней жизни, сутью которой было творчество.

Александр Блок. 1884 г.В 1904 в издательстве "Гриф" вышел в свет его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" - яркий образец тонкой лирики и символизма. В 1905-1906 Б. был захвачен рев. событиями в Петербурге, чувствуя катастрофу, которая ему казалась спасительной. Б. боялся и призывал ее, считая что рев. должна сделать людей людьми. В 1908 Блок предсказывал, что, "бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель". И все же Блок полагал, что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме "Двенадцать", в статье "Интеллигенция и революция". Узнав о разгроме родовой усадьбы, Блок произнес: "Так надо. Поэт ничего недолжен иметь". Он надеялся, что в огне рев. "чернь" преобразится в "народ". После Февральской рев. 1917 приехал в Петроград: сотрудничал в издательстве "Всемирная литература"; был одним из директоров Большого театра; служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. На их основе Блок создал кн. "Последние дни императорской власти", вышедшую после его смерти. "Трагический тенор эпохи" (А.А. Ахматова), один из крупнейших поэтов своего времени, Блок создал мир, где каждое слово многозначно, полно лиризма и глубины. Жизнь в голодном Петрограде, разлад с действительностью привели Блока к невозможности творчества, к глубочайшей депрессии, усугубленной болезнью. Ю. Анненков вспоминал: "Как отозвалась официальная пресса на смерть Александра Блока? В газете "Правда" от 9 августа 1921 года появилась следующая заметка: "Вчера утром скончался поэт Александр Блок". Все: Больше - ни одного слова".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


А.А.Блок в год окончания гимназии. 1898 г.БЛОК Александр Александрович (16/28.11.1880-17.08.1921), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д.И. Менделеева.

Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А. Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А. Н. Апухтин).

Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом “вечно-женственного” и “мировой души”, что и отразилось в его книге “Стихи о Прекрасной Даме” (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы “жестокой арлекинады” (цикл “Распутье”), позднее вырисовывается урбанистическая тема: “черный город”, “пузатый паук”, “черный ад”.

Л.Д.Менделеева, дочь Д.И.Менделеева, будущая жена А.А.Блока. 1898 г.Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе “Балаганчик” осмеивается декадентская мистика.

Блок обращается к народной мифологии (сб. “Нечаянная радость”, 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл “Снежная Москва” (1907).

В статьях и публичных докладах 1907 — 1908 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией (“Религиозные искания и народ”, “Народ и интеллигенция”).

В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл “На поле Куликовом”, 1908) приводят его к “открытию” забытого критика и поэта 1840-х, сторонника “почвенничества” А. А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).

А.А.Блок и Л.Д.Менделеева. 1903 г.Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл “Страшный мир”, 1909 — 1916). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием “страшного мира”, социального неравенства и жестокости (цикл “Пляски смерти”, 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил (“Ямбы”), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.

Незаконченная поэма Блока “Возмездие” (1910 — 1921) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой “железного” XIX и “бездомного” XX века.

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме “Двенадцать” (1918). Стихотворение “Скифы” проникнуто утверждением земной исторической миссии революционной России, обличением пагубности буржуазной цивилизации.

В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству “Всемирная литература”. В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.

Русское небо

Слева - ректорский дом, в котором родился А.А.Блок.


Письменный стол в кабинете поэта.

Блок Александр Александрович (1880 - 1921), поэт, драматург, эссеист.

Родился 16 ноября (28 н.с.) в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда, известного ботаника А.Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета. Это была семья высокой культуры, где практически все (бабушка и все ее дочери, в том числе и мать Блока) занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли, писали стихи.

Блока ревниво оберегали от малейших соприкосновений с внешним миром, с "грубой жизнью". Он рос сосредоточенным, углубленным в себя. Все лето проводил в подмосковном имении деда - Шахматове. Он учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком.

По окончании гимназии поступил ("довольно бессознательно") на юридический факультет университета, в 1901 перешел на историко-филологический, интересовался древней философией и филологией, писал стихи, увлекся театром и мечтал о поступлении на сцену.

В эти годы под влиянием философии и поэзии Вл. Соловьева Блоком овладели возвышенно-романтические и мистические переживания. Мировая душа, "единая внутренняя природа мира", по Вл.Соловьеву, призвана спасти земной шар и духовно обновить человечество. Именно эта сторона соловьевской проповеди особенно увлекла Блока, отразилась в его юношеской лирике.

В 1903 женится на Л. Менделеевой, дочери химика Д. Менделеева, в следующем году выходит первая книга стихов А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме", в которой он выступил как символист,

События революции 1905 наложили отпечаток и на литературу того времени, пробуждая в ней темы протеста, социальной активности. Откликнулся на революцию и Блок: "Митинг", "Вися над городом всемирным...", "Шли на приступ. Прямо в грудь...". Вторая книга "Нечаянная радость" сделала имя Блока популярным. Среди этих стихов были такие, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1907 написан цикл "Снежная маска".

В 1906 Блок обращается к драматургии: лирическая драма "Балаганчик" стала важной вехой в его творчестве, отразив изменения в его мироощущении, освобождение от декаданса и новое понимание им роли искусства в жизни общества и назначения художника.

В 1907 - 08 ведет критическое обозрение в журнале "Золотое руно", выступает со статьями по вопросам литературы, театра, формулирует задачи искусства. Усиливается его общественная позиция: в статьях и публичных докладах он часто говорит о разрыве между народом и интеллигенцией ("Народ и интеллигенция").

Поэтическая слава Блока росла, чему способствовал выход сборника стихов "Вольные мысли" (1907), "Земля в снегу" (1908), цикл "На поле Куликовом" (1908).

Дом в Шахматове. Рисунок А.Блока.

Божья матерь Утоли моя печали
Перед гробом шла, светла, тиха.
А за гробом - в траурной вуали
Шла невеста, провожая жениха...
 
Был он только литератор модный,
Только слов кощунственных творец...
Но мертвец - родной душе народной:
Всякий свято чтит она конец.
 
И навстречу кланялись, крестили
Многодумный, многотрудный лоб.
А друзья и близкие пылили
На икону, на нее, на гроб...
 
И с какою бесконечной грустью
(Не о нем - бог весть о ком?)
Приняла она слова сочувствий
И венок случайный за венком...
 
Этих фраз избитых повторенья,
Никому не нужные слова -
Возвела она в венец творенья,
В тайную улыбку божества...
 
Словно здесь, где пели и кадили,
Где и грусть не может быть тиха,
Убралась она фатой от пыли
И ждала Иного Жениха...
 
6 июля 1908

   

Афиша вечера А.А.Блока в Большом драматическом театре в Петрограде. Автограф стихотворения А.А.Блока "Фабрика", 1903 г. А.А.Блок, 1913 г.

В эти годы Блок решительно пересматривает свои общественные и художественные взгляды, меняет прежнее отношение к современной реалистической литературе, которую декаденты ставили вне границ "подлинного" искусства, М.Горького характеризует как народного писателя. Критические выступления Блока были встречены символистами в штыки, разлад перерастает в открытый острый конфликт. Реакция не обезоружила поэта, наоборот, глубокие трагические переживания этих лет разбудили могучие творческие силы, привели к созданию таких произведений, как "Роза и крест", "Соловьиный сад", "Возмездие". Раздумья Блока касаются великих тем: жизнь, история и человек, стихия и культура, Россия и революция.

Кабинет поэта. Музей А.А.Блока. С-Петербург, ул., декабристов, 57.

РОССИЯ
 
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
 
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
 
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
 
Пуская заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
 
Ну, что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
 
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

1908 г.

Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принес народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков: конец войне, всеобщий мир, земля народу - привлекают Блока. Наступившую Октябрьскую революцию он принимает сразу и в числе очень немногих представителей интеллигенции заявляет о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью. В 1918 пишет поэму "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статью "Интеллигенция и революция".

Надо было иметь много душевных сил, до конца верить в свою правоту, чтобы выдержать ту злобную травлю, какую развернула против него антиреволюционно настроенная интеллигенция, в том числе и писатели.

Блок активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики: трудится в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве "Всемирная литература", избирается председателем управления Большого драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов и др.

Но чем дальше, тем больше его тяготили эти разнообразные обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция "теряет крылья", новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным.

Весной 1921 появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой 7 августа Блок скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Александр Блок с литературным критиком Корнем Чуковским.

А.В. Луначарский о Блоке

...Поэт Александр БЛОК. После революции присоединился к левым эсерам. Был арестован во время разгрома левых эсеров после известного восстания в Москве. Очень скоро примирился с судьбой своих недавних друзей; сейчас директор большого Драматического театра, организованного М.Ф.Андреевой под знаком советским, для культивирования героического театра. С тех пор написал несколько вещей, из них блестящую поэму «12», где изображена революция в весьма мрачных и сентиментальных чертах. Написал, кроме того, книгу о Каталине. Вообще во всем, что пишет - есть своеобразный подход к революции: как-то смесь симпатии и ужаса типичнейшего интеллигента. Гораздо более талантлив, чем умен.

(Письмо А.В.Луначарского Н.П.Горбунову об ученых от 9 марта 1921 г.)


Краткая хроника жизни

16 (28) ноября 1880--  родился в Петербурге в семье профессора.

1898-1906 - окончил гимназию. Учился на юридическом, затем на филологическом факультете Петербургского университета.

1904-  "Стихи о Прекрасной Даме".

1902-1904-  цикл стихов "Распутья".

1905--1907 -  "Сытые", цикл стихов "Нечаянная радость", "Снежная маска".

1908 -  цикл стихов "Земля в снегу", "Лирические драмы".

1907-1916 - цикл "На поле Куликовом", "Родина".

1910-1921 -  неоконченная поэма "Возмездие".

1918 - поэмы "Двенадцать", "Скифы", статьи "Интеллигенция и революция", "Крушение гуманизма".

7 августа 1921 -  умер в Петрограде.


Поэт XX века

Блок Александр Александрович [16(28). 11. 1880, Петербург — 7.8.1921, Петроград] — поэт, драматург, публицист.

Родился в культурной дворянской семье. Отец, А.Л.Блок, был юристом, профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; мать, А.А.Бекетова (по второму браку — Кублицкая-Пиоттух), дочь известного ученого-ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Главной причиной тому послужил крайне сложный, тяжелый характер Александра Львовича. Блок отмечал, что в его душевном и физическом облике было «что-то судорожное и страшное». Вместе с тем поэт отдавал должное несомненным достоинствам отца: «...кроме специальной учености, очень образованный человек; он — талантливый музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист» (Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей. М., 1911. С.86.). О кровном родстве с отцом Блок никогда не забывал.

Блок рос в дружной семье деда, окруженный всеобщим вниманием и заботой. По свидетельству первого биографа поэта, его тетки М.А.Бекетовой, он был очень нервным, впечатлительным ребенком, она же отметила рано проявившиеся в нем художественные наклонности и особую чуткость к явлениям природы. «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет»,— писал Блок в автобиографии (СС: в 8 т. Т.7. М.; Л., 1963. С.13), упоминая о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы «лирических волн». Этому способствовала царившая в семье атмосфера любви к поэзии и музыке. Стремление Блока к сочинительству всячески поощрялось в кругу его близких, особенно матерью, Александрой Андреевной. Он «издавал» в детские и отроческие годы рукописные журналы (в одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных жанрах — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако «серьезное писание» началось лишь в 17 лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Эта первая пора творчества (1898-1900) была периодом накопления опыта и поэтического самоопределения Блока. В то время он как бы «переживал» русскую поэзию от Жуковского до Фета: он и мыслил, и чувствовал, и творил в ее романтическом духе. Вместе с тем ему дороги и близки Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Полонский. Их мотивы, образы, цитаты из их произведений присутствуют в его ранних стихах.

В 1898 Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, сразу ощутив возросшую личную свободу. Он всерьез увлекся театром и даже «готовился в актеры», некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка. И наконец, юным поэтом впервые завладели любовные переживания.

В 1897 на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах, ранних и позднейших (цикл «Через двенадцать лет», 1909).

Летом 1898 произошла встреча Блока с его будущей невестой и женой — Л.Д.Менделеевой (дочерью Д.И.Менделеева). Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блока начался новый отсчет времени.

Свою раннюю лирику (1898-1900) Блок позднее рассматривал под символическим знаком «Ante Lucem» («Перед рассветом», «Перед Светом»). Это была пора смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, «неведомого Бога», духовных основ жизни, пора блужданий в «предрассветных сумерках». Подобное восприятие и обозначение раннего периода творчества возникло не сразу, а лишь после того, как в сознании Блока постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с важнейшим образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира. Блок хранил свое творчество в тайне, как нечто сокровенное, о нем знали лишь самые близкие люди.

В преддверии XX в. Блок живет в чаянии каких-то невиданных грядущих перемен, которые казались ему неотвратимыми. Порой у него появляются апокалипсические настроения. Он часто испытывает особые состояния души, вызванные ощущением сопричастности таинствам мира. Ему чудится присутствие в окружающем, в природе, во вселенной некоего сокровенного смысла. Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, глубоко восприняв учение Платона о духовной сущности мироздания. Под влиянием идей Платона крепла вера поэта в существование «иных миров», где совершается истинное бытие. Эта философия во многом близка романтической идее «двое-мирия», нашедшей поэтическое выражение в лирике Жуковского и Фета.

Одним из ключевых событий в жизни Блок стало знакомство в 1901 с творчеством философа и поэта Вл.Соловьева. Блок почувствовал в нем своего духовного «предтечу». Ему открылись истоки его смутных переживаний, стала понятней «мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века». (СС: в 8 т. Т.7. С.13). Под влиянием Вл.Соловьева Блок все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального («иного») и реального миров. Все то, что происходит «здесь», на земле,— это, по словам Вл.Соловьева, «только отблеск, только тени от незримого очами». Поэта привлекали метафизические представления о том, что земной мир есть своего рода «овеществленная фикция», несовершенная «изнанка» подлинных миров. В одном из стих. 1901 Блок прямо пишет о своей приверженности лучезарным «мирам иным»: «Внемля зову жизни смутной, / Тайно плещущей во мне, / Мысли ложной и минутной / Не отдамся и во сне». Эта двойственность мировосприятия стала одной из основ блоковской символистской поэзии.

Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности. Явлению Ее, Таинственной Девы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных, «посвященных». В особых экстатических состояниях поэту чудятся небесные (зори, закаты) и земные «видения». Чаяние преображения мира достигло кульминации «мистическим летом» 1901 в Шахматове, дорогом сердцу Блока подмосковном имении, где он проводил летние месяцы: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — / Все в облике одном предчувствую Тебя». Это программное стих.— один из самых характерных образцов символистской поэзии начала века. В нем ярко выразились мистические переживания поэта, обостренно чувствующего связь со сферами неземными — лучезарными, божественными. Блок жил верой в то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором до конца дней мечтал Вл.Соловьев. Подразумевая Л.Д.Менделееву, Блок писал: «Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне <...> бурю торжества...» (СС: в 8 т. Т.7. С.348). Блок воспринимает свою любовь к ней как возвышенный «мистический роман», как важное действо некоей вселенской мистерии обновления. Его избранница оказалась на небывалой в поэзии со времен Данте и Петрарки высоте. Стихи запечатлели ее реальные черты (молчаливая, стройная «розовая девушка» с «золотой косой» и т.д.), но она прежде всего «небесное» создание, «земное воплощение», по словам Блока, «пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности (Там же. С. 62).

На многих стихотворениях Блок 1901-02 лежит отсвет многогранного образа Прекрасной Дамы. Это — главный символ его ранней лирики.

Между тем земной роман влюбленных протекал довольно драматично: с отчуждением и непониманием с ее стороны, с его отчаянием, мыслями о самоубийстве, с муками несбывающихся надежд, тревогами, реальной и «мистической» ревностью.

Наконец 7 нояб. 1902 Блок получил «царственный ответ»: Любовь Дмитриевна согласилась стать его женой. Сразу же после этого события было написано стих. «Я их хранил в приделе Иоанна...», открывшее новую главу «лирического дневника» Блока (цикл «Распутья»). Завершился почти двухлетний период, в течение которого создавались «Стихи о Прекрасной Даме», составившие центральный цикл первого тома «лирической трилогии».

В 1901, который поэт считал «исключительно важным» и решившим его судьбу, Блок перешел с юридического на историко-филологический факультет Петербургского университета, гораздо больше удовлетворявший его духовным запросам и интересам.

С начала 1900-х постепенно расширяется круг блоковского общения. В автобиографии Блок особо выделяет завязавшееся в это время знакомство с М.С.Соловьевым (братом Вл.Соловьева) и его женой, О.М.Соловьевой. Они были первыми, кто «со стороны» обратил внимание на блоковские стихи.

В марте 1902 Блок познакомился с 3.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковским, которые активизировали его интерес к актуальным религиозно-общественным и эстетическим проблемам. Именно в руководимом Мережковскими журнале «Новый путь» (1903. №3) появилась первая подборка стихотворений Блока («Из посвящений»). В том же году в 3-й книге альманах «Северные цветы» был опубликован цикл стихов, под заглавием «Стихи о Прекрасной Даме» (заглавие предложено В.Брюсовым).

В янв. 1903 Блок вступает в интенсивную переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам.

В янв. 1904 Блок с женой (бракосочетание состоялось в авг. 1903) совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, С.Соловьевым и др. Популярность Блока стала расти, особенно в символистских и околосимволистских кругах.

В 1904 Блок получил от московского издательства «Гриф» предложение издать сборник стихотворений. Книга под названием «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в окт. 1904 (на титульном листе — 1905). К моменту выхода сборника Блок уже довольно далеко отошел от тех идей и мотивов, которые составили его поэтическое содержание, они уже стали как бы «прошлым» в духовном развитии художника. Период «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-02) сам Блок позднее образно, на своем символистском языке, назвал «мгновением слишком яркого света». Этот «свет» на время ослепил его, но он видел, что мир остается неизменным, непреображенным, чуждым Идеалу.

Мировосприятие Блок менялось. Боготворимая им Дева, которую он считал земным воплощением Вечной Женственности, стала его спутницей; «вселенская мечта» оказалась отъединенной от избранницы поэта. «Земная» любовь подчас трудно уживается в сознании и в душе лирика-мечтателя с «небесным» Идеалом. В непростой ситуации самоопределения стал происходить постепенный переход Блока от «снов мечты» к тем самым «тяжким снам житейского сознания», которые Вл.Соловьев призывал «отряхнуть» во имя высших ценностей духа, мистических идеалов. «Все перемены жизни,— писал поэт С.Соловьеву в дек. 1903,— и мои лично, и твои, и наши, и те, и другие, и еще, и еще!., все обвили меня белой пеленой, обязали к чему-то. Все, что было, отрезало пути к отступлению в детство жизни». (ЛН. Т.92. Кн 1. М., 1980. С.355).

Блок все пристальнее вглядывается в окружающую действительность; его привлекает «мистицизм в повседневности», который в стихах того периода нередко оборачивался «фантастическим реализмом». Приметы нового подхода видны в таких стихотворениях «Распутий», как «Фабрика» («В соседнем доме окна жолты...»), «Из газет» («Встала в сияньи. Крестила детей...»), « — Все ли спокойно в народе?..» и др.

Нарастание драматических событий первой русской революции усиливало социальную чуткость, отзывчивость Блока, хотя нередко он воспринимал ее с метафизической, то есть сверхреальной, точки зрения. Реальность (конечно, символически переосмысленная) буквально «врывается» в его стихи 1904-06. Это особенно ощутимо в тех из них, которые вошли позднее в цикл «Город»: «Митинг» («Он говорил умно и резко...»), «Поднимались из тьмы погребов...», «Еще прекрасно серое небо...», «Вися над городом всемирным...», «Сытые» («Они давно меня томили...») и др. Блок искал теперь иные, земные ценности взамен отвлеченных мечтаний юности. Единый, всеобъемлющий образ Вечной Женственности распадался в сознании поэта на разнородные женственные лики. Это и загадочная «Незнакомка», и «площадная проститутка», и просто встречная женщина... Лирический герой произведений тех лет (1904-07) — уже не рыцарь Прекрасной Дамы, не отрок, «зажигающий свечи», не мечтательный мистик. Это — окунувшийся в стихию жизни поэт, «посетитель ночных ресторанов», во многом разуверившийся, но всегда готовый принять от изменчивого мира миг «нечаянной радости».

Именно так — «Нечаянная Радость» — Блок назвал свой второй сборник (1907). «"Нечаянная Радость" — первые жгучие и горестные восторги — первые страницы книги бытия. Чаши отравленного вина, полувоплощенные сны. С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо. Но в буйном восторге душа поет славу новым чарам и новым разуверениям...» — так писал Блок об этой книге, которая отражала противоречивость и «многомирие» изменившегося сознания художника. Стихи, вошедшие в сборник, свидетельствовали о том, что Блок далеко отошел от традиций «соловьевства» и, не порывая, однако, с ним до конца, ищет новые пути в искусстве. Столь разительная перемена была болезненно воспринята недавними единомышленниками Блока — Андреем Белым и Сергеем Соловьевым. Они обвинили его в измене высоким идеалам юности, в отказе от благородной миссии поэта-теурга, призванного преобразовать мир. Но, как вынужден был признать С.Соловьев, голоса их оказались одиноки: «Именно с появления "Нечаянной Радости" Блок был восторженно принят публикой и прессой. Блок — поэт "Золотокудрой царевны" был дорог немногим, Блок "Незнакомки" стал любимцем толпы» (Письма Александра Блока. Л., 1925. С.32).

Блок между тем еще более акцентировал свое едко-ироничное отношение к притязаниям и чаяниям мистиков, упорно ожидающих чуда преображения мира, в трилогии «лирических драм», особенно в «Балаганчике» (1906) и «Незнакомке» (1907), третья драма — «Король на площади» (1906). «Балаганчик» замышлялся как действо, проникнутое «духом мистерии», способное посредством смеховой стихии «одурачить и покорить» косную реальность. Мотивы иронии, скепсиса, издевательства над святынями юности в «Балаганчике» отмечали все; духа очистительной мистерии в нем почти никто увидеть не сумел...

В «Незнакомке» Блок рисует картину воображаемого нисхождения мечты в мир: упавшая с неба звезда воплотилась в образе прекрасной женщины-незнакомки, олицетворяющей высокий, «астральный» идеал, гармонию. Эта пьеса — иносказание в сценических образах о невоплощаемости Идеала, о фатальной неготовности всех к встрече с ним. Так он прощался со своим юношеским сказочным мистицизмом. Однако обрести нравственно-философские и эстетические ориентиры, согласные с новым мироощущением, оказалось нелегко.

Блок на время порывает с Андреем Белым и Мережковскими, сближается с Вяч.Ивановым, с бунтарски настроенным Г.И.Чулковым, стремится установить связи с горьковским «Знанием», принимает участие в дискуссиях по актуальным вопросам: о народе и интеллигенции, о судьбах России, о роли искусства и т.д. Он постепенно обретает «ореол человека общественного». И все-таки эти годы (1906-08) были в целом кризисными для Блока: он переживал их как период «безвременья» (в 1906 Блок написал статью под таким названием), когда померкли идеалы, подступили опустошенность и отчаяние, когда смешались в сознании грешная «земля» и светлое «небо». Сыграли здесь свою роль и спад не оправдавшей ожиданий революции, и драматические перипетии личной жизни Блока (разлад в семье, серьезный конфликт с Андреем Белым). Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса (они встречались и раньше, но звучали приглушенно). В этой непростой ситуации Б. погрузился в «дионисийскую» стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд. Кульминацией стало страстное и безответное увлечение Блока петербургской актрисой Н.Н.Волоховой. Ей посвящен цикл стихов «Снежная маска», написанный в едином вдохновенном порыве «среброснежной зимой» 1907 (в том же году цикл вышел отдельным сборником), а также цикл «Фаина», вошедший во вторую книгу лирической трилогии.

Исход из тупика «безвременья» все теснее связывался в сознании Блока с лирическим образом России. Он нашел в себе силы воспринять крушение надежд и ожиданий не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного и ему, и его родине.

В окт. 1908 Блок напишет: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые — / Как слезы первыя любви!» («Россия»). Такое мировосприятие наметилось в третьем блоковском сб. стихов «Земля в снегу» (1908). Образ России предстает в нем не только как «лирическая величина», но и как символ веры в будущее. Настойчиво звучит в книге тема единения личной судьбы человека с судьбой родины. Поэт, считал Блок, должен познать все то, что суждено пережить России. Эта же тема стала центральной и в драме «Песня Судьбы» (1908). Герой ее, Герман, уходит из тихого родного дома в мир, на просторы России, чтобы услышать ее голоса, встретиться лицом к лицу с реальной жизнью, с бедами века и, наконец, испытать себя, свои силы.

Однако очень нелегко было поэту-романтику, предъявлявшему максималистские требования к жизни, принять мир таким, каков он есть: не обещающим скорого преображения, нелепым, зловещим. «Жизнь или смерть, счастье или погибель» (СС: в 8 т. Т.8. С.266) — так стоял тогда для Блока вопрос. С тяжелыми раздумьями и сомнениями уезжал поэт в Италию в апр. 1909. Вернулся он оттуда гораздо более просветленным и воодушевленным. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле «Итальянские стихи». С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации (особенно явственно это выразилось в стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда...»), но с другой — ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время («Равенна», «Эпитафия фра Филиппо Липпи» и др.).

В конце нояб. 1909 Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы «Возмездие», над которой Блок работал (с перерывами) до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, «испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи...».

На рубеже 1900-10-х Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза своего миросозерцания, который сделал бы возможной «гармонию противоречий», столь важную для художника. «Или гибель в покорности, или подвиг мужественности» (СС: в 8 т. Т.5. С.435). Иного, считал Блок, не дано. Усталость и покорность порождает вся безысходная повседневность «страшного мира», к «подвигу мужественности» взывает вера в Россию, в искусство, в будущее. «Свет из тьмы» — эта формула еще в юности стала для Блок выражением одной из безусловных философских истин. Воплощать красоту, добывая ее из хаоса мира и собственной души,— это тяжкая доля. Но другого пути для поэта не существует: «Искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод». Блок — художник того «плодоносного» трагического миросозерцания, которое одно, по его словам, «способно дать ключ к пониманию сложности мира» (СС: в 8 т. Т.6. С.105).

Трагическое восприятие действительности у Блока с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвертый сборник стихов «Ночные часы» (1911). В то же время он обретал в себе силы «мужественно глядеть в лицо миру», получая право сказать всему настоящему «нет», имея в глубине души скрытое, но верное «да».

Ощущая границу двух первых десятилетий века как завершение некоего этапа развития, Блок чувствовал необходимость осмыслить пройденный им путь. Именно с таких обобщающих позиций была написана имевшая программный характер статья «О современном состоянии русского символизма» (1910), в которой он не только изложил свое понимание символистского искусства, но и охарактеризовал суть собственных художественных поисков, обосновав неизбежность кризиса, наметив возможности выхода из него. Оглядывая пройденный путь и оценивая настоящее, Блок прослеживал картину изменений в нескольких сферах, подспудную связь которых всегда пытался уловить: в символистском искусстве, в народном сознании, в своем внутреннем мире и в мистически ощущаемых «мирах иных». Тогда же у Блок возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал «трилогией вочеловечения». Этот замысел был осуществлен в 1911-12, когда в московском издательстве «Мусагет» вышли 3 тома «Собрания стихотворений», каждый из которых имел символически значимое заглавие: I — «Стихи о Прекрасной Даме», II — «Нечаянная Радость», III — «Снежная ночь».

Работая над стихотворением, Блок не оставлял попыток выразить близкие ему темы и идеи в формах символистской драмы.

В 1913 он заканчивает пьесу «Роза и Крест», материалом для которой послужили средневековые произведения. Главной в этой драме стала тема «Радости — Страданья», мужественного приятия жизни с ее горестями и разочарованиями, взлетами и падениями. Свои самые заветные мысли и чувства Блок воплотил в романтическом образе Бертрана, неудачника с высокою душой верного рыцаря. С ним были связаны блоковские представления о подлинном человеке. Образ мятежного менестреля Гаэтана был задуман так, что от него должно исходить веяние тревожного, беспокойного, но не омраченного духа. В нем воплощен своего рода романтический стоицизм, присущий и самому автору.

Конец 1913 ознаменовался для Блок зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж.Бизе «Кармен» в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. И снова Блок «слепо» отдался нахлынувшей страсти. В облике Дельмас-Кармен поэту почудились черты «старинной женственности». Ей посвящен цикл «Кармен» (1914); с этим эпизодом жизни Б. связаны также некоторые стихи из цикла «Арфы и скрипки», вошедшего в «третью книгу» трилогии, и поэма «Соловьиный сад» (1915). Раскрывая худож. замысел поэмы, Блок говорил, что он «сам был очарован пеньем в звенящем саду», надеясь в песнях «заглушить свою грусть и тревожные мысли о судьбе людской» (цит. по: Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. 2-е изд. Л., 1973. С. 593). Но чувство долга не позволило ему искать забвения в райском уголке, куда не доносятся голоса и звуки «страшного мира».

Когда в будничное течение жизни «вмешалась общая и высшая мистика войны», у Блок возникли смутные надежды, навеянные идеями преображения действительности, конца «старого мира». Эти настроения выразились, в частности, в стих. «Он занесен — сей жезл железный...» (дек. 1914): «...И мы / Летим, летим над грозной бездной / Среди сгущающейся тьмы. / Но чем полет неукротимей, / Чем ближе веянье конца, / Тем лучезарнее, тем зримей / Сиянье Божьего лица». Однако вскоре Блок понял, что надежды эти беспочвенны, что «мировая война есть вздор». К такой оценке происходящих событий он пришел, основываясь и на личном опыте: в июле 1916 он был призван в армию и до марта 1917 служил (под Пинском) табельщиком в инженерно-строительной дружине. Затем, вернувшись в Петроград, Блок становится редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья «Последние дни старого режима» (в расширенном варианте — книга «Последние дни императорской власти», 1921). Стихов после 1916 Блок уже почти не писал, лирическое вдохновение все реже посещало его. Он лишь переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты.

В 1916 в издательстве «Мусагет» вышло в свет 2-е издательской «лирической трилогии»; в 1918 Блок подготовил для издательства «Земля» 3-е изд. (были напечатаны 1-й и 2-й тома).

Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением: он увидел в ней мощную народную стихию, способную разрушить прежний миропорядок, переустроить жизнь на новых началах. Блок пишет страстную публицистическую статью «Интеллигенция и революция», в которой выступает с призывом принять революцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!» (СС: в 8 т. Т.6 С.20). Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую «музыку». Выражением этих блоковских настроений стала поэма «Двенадцать» (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции, ее неудержимую поступь. Они — как бы «апостолы нового мира» (Л.К.Долгополов). «Россия — буря,— писал Блок в статье "Интеллигенция и революция".— Демократия приходит, "опоясанная бурей"». Этот образ английского историка и философа Т.Карлейля оказался очень близок поэту. «Буря» — это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Б. не страшился ее трагической изнанки. Для него главное состояло в том, чтобы мир наконец «взорвался», чтобы люди пробудились от «спячки», чтобы в «пожаре», раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя («В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос»), именем и ликом которого освящается разыгравшаяся «буря» с ее неизбежными жертвами, кровью и страданиями. Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников — некогда близкие Блоку люди: С.М.Соловьев, 3.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.Пяст и др.).

«Двенадцать» и стихотворение «Скифы» (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он перестал вдруг слышать «музыку мирового оркестра», из которой рождались его ритмы и образы. Он с горечью почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Б. не смог преодолеть. Это, однако, не мешало ему принимать активное участие в культурной жизни страны. Он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920) председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов и т.д.

В 1920-21 Блок несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве.

Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его пьеса «Рамзес» (1921).

В 1920 у Блока, страдавшего, как и все петроградцы, от голода, появились первые явные признаки душевной депрессии.

В апр. 1921 он ощутил приступы грозной болезни (воспаление сердечных клапанов). Судорожные и запоздалые усилия спасти его не увенчались успехом; в авг. того же года он умер в своей квартире на Пряжке.

Блок был одним из самых ярких выразителей переходного, предреволюционного времени, когда решались судьбы России. Он с предельной искренностью и глубиной обнажил душу и сознание «мятежного» человека начала века. «Блок,— верно отмечал Ю.Н.Тынянов,— самая большая лирическая тема Блока» (Об Александре Блоке. Пг., 1921. С. 240). Значение Блока как личности и как художника образно и точно определила Анна Ахматова, назвавшая его «трагическим тенором эпохи».

Блок был щедро наделен даром пророчества: он многое предвидел, многое угадал. Еще в юности он предсказал и свою собственную судьбу. В одном из писем 1902 он предрекал: «Мне чуются иногда впереди великие надежды и великие прегрешения, и все-таки — свет, свет и радость».

В.Н.Быстров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 225-231.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

А.Блок. Автобиография. Сб-к "Советские писатели", М., 1959 г.

Стихи Александра Блока.

Из протокола № 53 заседания Политбюро ЦК РКП от 19 августа 1921 года (разрешение на выезд за границу).

"Роман-газета" № 2, 2005. Мария Бекетова. В цепях тягостной свободы... Александр Блок.

Ирина ГРЕЧАНИК. Особенности лирики Александра Блока: религиозно-философские основы, стиль. (Глава из кн.: Гречаник И.В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX – XX столетий: Монография. - М., 2003.)

Юрий ПАВЛОВ. Лирика Александра Блока: «трилогия вочеловечивания»? (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков. М., 2011).

Юрий ПАВЛОВ. Тема Родины в лирике Александра Блока. (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков. М., 2011).

Юрий ПАВЛОВ. А.Блок как непоследовательный интеллигент, или Комментарий к поэме «Возмездие». (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков. М., 2011).

Юрий ПАВЛОВ. А.Блок «подземный рост души» как путь к «Двенадцати». (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков. М., 2011).

Ольга КОРЗОВА. Преемник Пушкина. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Александр НЕСТРУГИН. «Причастный Тайнам…» К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Леонид СОВЕТНИКОВ. В вечности Блок не ошибался. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Диана КАН. Русская сказка на мировой лад. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Марина СТРУКОВА. Поэту не обязательно быть пророком. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Евгений ЧЕКАНОВ. Его слова полны пророчеств. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Геннадий ГОТОВЦЕВ. Не смолкли звуки русской лиры. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Николай ВАСИЛЬЕВ. Блок помогает мне жить. К 90-летию со дня смерти А.Блока.

Вокруг Блока:

Бекетова Мария Андреевна (1862-1938), родная тетя поэта.

Блок Георгий Петрович (1888 - 1962), писатель и литературовед, двоюродный брат поэта А.А.Блока.

Цинговатов Алексей Яковлевич (1885-1942), литературовед, исследователь творчества Блока.

Сочинения:

Соч. в одном томе [Ред., вступ. ст. и примеч. Вл. Орлова]. М.; Л., 1946;

Соч. Т. 1—2. М., 1955;

Собр. соч.: В 8 т. / Под ред. В. Н. Орлова. Т. 1—3. М.; Л., 1960;

Собр. соч. Т. 1—12. Л., [1932—36];

Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т.1-5, 7. М.; СПб., 1997-2003;

Стихотворения. Кн. 1-3. СПб., 1994;

Записные книжки. 1901-1920. М., 1965;

Письма к жене // ЛН. М., 1978. Т.89;

А.Белый и А. Блок. Переписка. 1903-1919. М., 2001.

Стихотворения [Вступ. ст., подгот. текста, примеч. Вл. Орлова]. Л., 1955;

Дневник / Под ред. П. Н. Медведева [т. 1—2]. Л., 1928;

Письма Александра Блока к родным [Предисл. и примеч. М. А. Бекетовой]. Т. 1—2. М.; Л., 1927—32; Записные книжки [Ред. и примеч. П. Н. Медведева]. Л., 1930;

А. Блок: Новые материалы и исследования // Литературное наследство. М., 1980—1993. Т. 92. Кн. 1—5.

Литература:

Турков А. А. Блок. М.,1981;

Якобсон А. Конец трагедии. Вильнюс М., 1992.

 

 

 


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС