Чаадаев Петр Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чаадаев Петр Яковлевич

1794-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич (1794— 1856) — русский мыслитель и общественный деятель. Родился в знатной дворянской семье. Участвовал в войне 1812—1814. Был членом «Союза благоденствия» (1819), а затем «Северного общества» декабристов (1821). В 1823—1826 находился за границей, встречался с Ф. Ламенне и Шеллингом. В 1828—1830 создал знаменитые «Философические письма», первое из которых было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп». Оно, по словам Герцена, потрясло мыслящую Россию. В этом «Философическом письме» Чаадаев выражал негодование по поводу отлучения России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя. Произведение вызвало возмущение аристократических кругов. «Телескоп» был закрыт, его редактор Надеждин сослан, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. В 1837 Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», а в 40-е гг. вместе с Герценом и Грановским участвовал в борьбе западников против славянофилов. Ряд статей Чаадаева распространялся в списках. До 1823 Чаадаев разделял идеи деизма. Позже он переходит на позиции религиозного мировоззрения. Философия Чаадаева обосновывала верховную роль божественного закона в природе и обществе в духе объективного идеализма. Наиболее общие законы мира человек, по Чаадаеву, не способен постичь без откровения («наития») свыше. Применив этот принцип в философии истории, Чаадаев пришел к выводу о решающей роли религиозно-нравственных начал в развитии общества. В связи с этим он считает гл. средством осуществления «царства божия» на земле религиозное воспитание человечества. Грядущее «царство божие» Чаадаев понимал как гражданское общество, в котором господствуют равенство, свобода и демократия. Подобно Ламенне и Сен-Симону, он заявлял о необходимости модернизации религиозной веры. Не сочувствуя социализму, Чаадаев предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Философия Чаадаева оказала заметное влияние на развитие русской общественной мысли 2-й половины 19 в.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 515.


Вернуться на главную страницу Чаадаева

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС