Фролов Иван Тимофеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фролов Иван Тимофеевич

1929-1999

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Тимофеевич Фролов

Секретарь ЦК

Фролов Иван Тимофеевич (р. 01.09.1929),
член партии с 1960 г., член ЦК с 1986 г., секретарь ЦК с 09.12.89 г.
Родился в с. Доброе Добревского района Липецкой области. Русский.
В 1953 г. окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук (с 1966 г.), академик АН СССР (с 1987 г.).
С 1952 г. на редакционной и журналистской работе.
С 1965 г. помощник секретаря ЦК КПСС.
С 1968 г. главный редактор журнала «Вопросы философии»,  с 1977 г. отв. секретарь журнала «Проблемы мира и социализма».
С 1979 г. на научной работе.
С 1986 г. главный редактор журнала «Коммунист».
С 1987 г. помощник Генерального секретаря ЦК КПСС.
С октября 1989 г. главный редактор газеты «Правда », одновременно с декабря 1989 г. секретарь ЦК КПСС.
Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва.
Народный депутат СССР с 1989 г.

Известия ЦК КПСС, 7 (306) июнь 1990.

Известия ЦК КПСС № 7, 1990


Философ

Фролов Иван Тимофеевич (1 сентября 1929, с. Доброе Липецкой обл. — 18 ноября 1999, Шанхай) — философ, политический и общественный деятель. Окончил философский факультет МГУ (1953) и аспирантуру (1956). В 1952—65 — на редакторской работе в Москве (отв. секретарь журнала «Вопросы философии»), позже — в Праге (зам. отв. секретаря международного журнала «Проблемы мира и социализма»). В 1965—68 - помощник секретаря ЦК КПСС. В 1968-77 - главный редактор журнала «Вопросы философии». В 1977— 80 — отв. секретарь международного журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). С 1980 — председатель научного совета при президиуме АН СССР по философским и социальным проблемам науки и техники. В 1986—87 — главный редактор журнала «Коммунист»; в 1987—89 — помощник Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева; в 1989— 91 — главный редактор газеты «Правда», в 1989—90 — секретарь ЦК КПСС, а в 1990—91 - член Политбюро ЦК КПСС. С 1991 по 1999 — директор Института человека РАН, а также и сопредседатель Российского национального комитета по биоэтике РАН. Председатель Российского национального комитета по истории и философии науки и техники. С 1987 по 1999 — президент Философского общества СССР (позднее Российского философского общества). Вице-президент и член исполкома Международной федерации философских обществ. Член директората Международного института жизни. Почетный член Международной академии истории науки. В 1987—91 — вице-президент отделения логики, методологии и философии науки Международного союза по истории и философии науки. Действительный член Европейского общества культуры; член руководства международного движения «Экофорум за мир». Был председателем оргкомитета VIII Международного конгресса по логике, методологии и философии науки (Москва, 1987) и XXI Всемирного философского конгресса (Москва, 1993). В течение ряда лет вел преподавательскую работу на философском ф-те МГУ. Член редколлегии журнала «Вопросы философии». Депутат Верховного Совета СССР (1987—89), народный депутат СССР (1989—91). Член-корреспондент АН СССР с 1976, академик АН СССР (РАН) с 1987. Возглавлял коллектив авторов двухтомного учебника для вузов «Введение в философию» (М., 1990). Исследования Фролова посвящены философским проблемам биологии и генетики, мировоззренческим и методологическим принципам биологических исследований, целостности системы методов в биологии, их взаимодействию и развитию, «органического детерминизма» как специфического для биологии принципа причинности. В книге «Генетика и диалектика» (1968) был развенчан лысенкоизм, дан анализ дискуссий в современной генетике.

Одним из первых он обратился к изучению глобальных проблем современности, к разработке социально-этических и гуманистических проблем научно-технического прогресса, этики науки и биоэтики. Им была выдвинута концепция междисциплинарного исследования человека (общей антропологии), которую он понимал как развитие нового гуманизма, восходящего к идеям Б. Рассела и А. Эйнштейна и адекватного социально-культурным и научно-техническим тенденциям конца 20 в.

Б. Г. Юдин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 276-277.


Фролов Иван Тимофеевич (1.09.1929, с. Доброе Добровского района Рязанской (ныне Липецкой) области  - 18.11.1999, Москва) - философ, организатор науки, общественный и политический деятель. Окончил философский факультет МГУ (1953), доктор философских наук, профессор, академик АН СССР (1987). Работал главным редактором журнала «Вопросы философии» (1968 -1977), «Коммунист» (1986 -1987), газеты «Правда» (1989-1991). Фролов - инициатор ряда исследовательских направлений в философии. Его работы по проблемам философии естествознания, в т. ч. биологии и генетики, посвящены анализу мировоззренческих и методологических принципов познания живой природы. Исследуя проблемы детерминизма и телеологии в биологии, Фролов разработал концепцию «органического детерминизма». Целесообразность в живой природе он трактовал как сложную форму причинных отношений, которая характеризуется влиянием на организм не только постоянных факторов, связанных с непосредственными условиями его существования, но и факторов, случайных для этих условий. Под этим углом зрения им проанализирована специфика взаимодействия внешнего и внутреннего на биологическом уровне («Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии», 1981). Концепция органического детерминизма преодолевала крайности механистического детерминизма и телеологии.

Большое значение в создании условий для развития отечественной философии и генетики имела книга Фролова «Генетика и диалектика» (1968), где на основе анализа дискуссий вокруг генетики вскрывались причины, методы и последствия ее разгрома, решалась задача философского преодоления так называемого лысенкоизма. Фролов разработал систему методов, позволяющую провести «гносеологическую адаптацию» принципов материалистической диалектики к методологии познания живой природы. Выдвинул понятие «век биологии» в «большой науке», превращающей самого человека в объект изучения. Анализируя проблемы социальной и биологической адаптации человека к последствиям научно-технического прогресса, Фролов внес вклад в разработку концепции глобальных проблем современности, определил критерии их выделения, типологию, сформулировал основные методологические и социально-этические регулятивы человеческой деятельности в условиях обострения глобальных проблем. Продуктивными были его исследования в области социологии и этики науки, в частности биоэтики. Им сформулирована идея «человеческого измерения» научного и социального прогресса, нового синтеза науки и гуманизма.

Глобальные проблемы Фролов понимал прежде всего как социально-этические: лишь гуманный человек и гуманизированная наука способны использовать технику и технологию на пользу человечества. Эти принципы сформулированы Ф. в концепции «нового мышления», восходящего к идеям Б. Рассела и А. Эйнштейна («О человеке и гуманизме. Работы разных лет», 1989). Фролов показал, что социализация и гуманизация науки позволят «веку биологии» перейти в «век антропологии» - век единой науки о человеке, преодолевающей дуализм естественно-научною и социально-гуманитарного познания и исходящей из Марксовой посылки об опосредствовании биологического социальным в становлении человека. Фролов проводил идею комплексного, междисциплинарного подхода к изучению человека, в соответствии с к-рым философия человека в рамках общей антропологии (человековедения) выполняет триединую - интегративную, методологическую и ценностно-регулятивную - функцию по отношению к наукам, во все большей степени становящимися науками о человеке. В объединении науки и искусства он видел путь к постижению жизни, смерти и бессмертия человека как уникального существа, преодолевшего границы природной определенности в своей предметно-преобразующей деятельности. Одной из главных задач созданного им в системе РАН Института человека и журнала «Человек» Фролов считал разработку именно этой концепции. 

В. Н. Игнатьев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 741-742.

Сочинения: Современная наука и гуманизм. М., 1974; Прогресс науки и будущее человека. М., 1975; Перспективы человека. М., 1979; О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985; Этика науки (в соавт.). М., 1987; Философия и история генетики - поиски и дискуссии. М., 1988.

Литература: Академик Иван Тимофеевич Фролов. М., 2001; Иван Тимофеевич Фролов (Сер. «Философия России второй пол. XX века»), М., 2010.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Члены руководящих органов ЦК КПСС (биографический указатель).

Сочинения:

Философские проблемы современной биологии. М., 1961;

О причинности и целесообразности в живой природе (Философский очерк). М., 1961;

Очерки методологии биологического исследования (Система методов биологии). М., 1965;

Генетика и диалектика. М., 1968; Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971;

Мендель, менделизм и диалектика (в соавт. с С. А. Пастушным). М., 1972;

Методологические принципы теоретической биологии. М., 1973;

Современная наука и гуманизм. М., 1975;

Прогресс науки и будущее человека. М., 1975;

Менделизм и проблемы современной генетики (в соавт. с С. А. Пастушным). М., 1976;

Диалектика и этика в биологии. М., 1978 (на франц. яз.);

Перспективы человека. М., 1979;

Жизнь и познание. М., 1981;

Глобальные проблемы современности: научные и социальные аспекты (в соавт. с В. В. Загладиным). М., 1981;

Сущность и значение глобальных проблем. М., 1981;

Глобальные проблемы и будущее человечества. М., 1982 (на англ., хинди, финском яз.);

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории (в соавт.). М., 1983;

Человек и его будущее как глобальная проблема современности. М., 1984;

О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985;

Этика науки: проблемы и дискуссии (в соавт. с Б. Г. Юдиным). М., 1986;

Человек, наука, гуманизм: новый синтез. М., 1986 (пер. на англ., нем., франц. яз.);

Социализм и прогресс человечества. Глобальные проблемы цивилизации (в соавт.). М., 1988;

Философия и история генетики — поиски и дискуссии. М., 1988;

О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М., 1989;

Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М., 1999.

Литература:

Академик Иван Тимофеевич Фролов. М., 2001;

Иван Тимофеевич Фролов (Сер. «Философия России второй пол. XX века»), М., 2010.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС