Анисим ГИММЕРВЕРТ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Анисим ГИММЕРВЕРТ

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Первая мировая

Анисим ГИММЕРВЕРТ

Телефильм «Голубой бант Атлантики»

        Потрепанный пухлый томик, которому уже несколько десятков лет, под оранжевой обложкой. Открываю книгу, читаю первые слова на первой странице:

«В десять часов из Парижа выходит специальный поезд, отвозивший в Гавр пассажиров «Нормандии». Поезд идет без остановок и через три часа вкатывается в здание гаврского морского вокзала». Далее, - на следующей странице: «Нормандия» похожа на пароход только в шторм – тогда ее хоть немного качает.. А в тихую погоду – это колоссальная гостиница с роскошным видом на море, которая внезапно сорвалась с набережной модного курорта и со скоростью 30 миль в час поплыла в Америку..» Ну, что тут сказать. Такой прозой можно зачитываться.

         Это наши «классики» - Ильф и Петров. Они были пассажирами 10-го рейса «Нормандии» из Европы в Америку. Их книга называется «Одноэтажная Америка». Читали? Если нет – советую. Наверняка подобреете к американцам, если они у вас не в чести. Все, что написали классики, мы, дети тридцатых, помним и сегодня. А вот о «Нормандии» уже забыли. Впрочем, как и остальное человечество. Однако - о, чудо! – о «Нормандии» вдруг вспомнили – подсказал третий канал (ТВЦ).

          Для этого нужно было совсем немногое: чтобы прошло ровно 75 лет с того дня, когда ее след растворился в морской пучине. Трагический юбилей. И еще одно обстоятельство – нашей жизнью полностью завладел телеэкран.

Взглянем на него в те минуты, когда на нем оживает история.

         1942 год. Затянутая клубами черного дыма, стоявшая в порту близ Нью-Йорка, сразу постаревшая красавица «Нормандия». Америка прервала радиопередачи. Толпа зевак на берегу. Да только ли зеквак? В этой толпе затерялся бледный, покрытый испариной, уже немолодой человек со светлой бородкой. У него  перехватило горло, но остались сухими глаза. Он молча смотрел, как уходит под воду гигант суперлайнер, созданный 10 лет назад его мыслью, его душой, его сердцем, его кровью и потом. Русский корабел, родной отец французского детища своего с женским именем, от которого веет суровостью – норманны, фьорды, скалы… Владимир Юркевич, прославивший свою Родину, - Россию, находясь далеко за ее пределами. Немногим выпадает такая честь. Но эмигрантом-беглецом он не был, и в дни революционного развала вместе с женой подался из Петрограда в Европу пережидать смутные времена, да так и остался в ней, поселившись в Париже. России корабли были не нужны, в те годы не до корабелов было России, нужен был хлеб, а вот во Франции Юркевич оказался у дел.

        Когда-то он, закончивший гимназию с золотой медалью, а следом и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, стал военным инженером и имел чин подпоручика. Сходили со стапелей подлодки и крейсеры, которые Юркевич возводил на чертежах, привнося свои технологические новации.

        Был он не только талантлив, но и привлекателен; фотографии, которые мы видим на телеэкране, говорят о том, что перед нами истинный аристократ. Видим и лица его детей и жены, и среди них фотография тестя Юркевича, писателя Всеволода Крестовского, автора знаменитых «Петербургских трущоб», принесших ему всероссийскую известность. На экране и фотографии субмарины Юркевича, чертежи его кораблей, и вот, наконец, «выплывает, словно пава», это уникальное его создание – суперлайнер, у которого в мировой истории были только два конкурента по славе – английские «Титаник» и «Куин Мэри». Но по своим скоростным возможностям оба эти парохода уступали «Нормандии», однако внимание история уделила «Титанику» больше, - в первую очередь благодаря его трагической судьбе.

         Некоторые цифры: длина «Нормандии» - 313 метров; если ее поставить на корму – выше Эйфелевой башни. Ширина – 36 метров – «волнуйся подо мной угрюмый океан», - но мне не страшно, могла бы о себе сказать «Нормандия». О шторме, который бушует за иллюминаторами, не думают 2000 ее пассажиров; одни в это время пьют виски в корабельных ресторанах, другие танцуют на корабельном балу – фраки и смокинги на мужчинах, дамы в вечерних платьях с глубокими декольте. А главный зал словно перенесен сюда из Версаля – картины знаменитых художников на стенах, отделанных позолотой, гобелены, зеркала…

         И еще цифры: строили пароход 14 тысяч специалистов, из них большинство были русские эмигранты, стройка продолжалась три года, он был самый быстрый пароход в мире, за что получил эту награду, знак отличия – «Голубой бант Атлантики».

       В конце фильма мы снова видим пожар на «Нормандии». Поджог?  Простая банальная халатность – родная сестра многих трагедий?

       Все, что осталось от «Нормандии», было поднято с океанического дна и отправлено в металлолом.

        Так закончилась короткая жизнь этого чуда корабельного искусства. Чуда техники. Чуда, которое  подарил миру ХХ век и один из блестящих его представителей – русский корабел Владимир Юркевич.

 

        Поплыли титры. Самый первый – «автор сценария - Ирина Рогачева». Первый титр, как и положено. Но на этот раз – по праву. Дело случая она, Рогачева, в одном из московских архивов познакомилась с Юлией Бельчич, кандидатом исторических наук, которая не один год занимается изучением документальных материалов, связанных с «Нормандией». Сценариста фильма «Голубой бант Атлантики» увлекла история некогда знаменитого суперлайнера. И сценарист стал телевизионным» исследователем, а кандидат исторических наук – его консультантом. На поиски материалов для картины ушло несколько месяцев, образ фильма вырисовывался постепенно. Фильма в полном смысле исторического, без обычной  для нынешнего ТВ «желтизны», когда выбрасываются в эфир подушки, одеяла и простыни из постелей известных телезрителю персонажей, будь то актер, певица или полководец. Канал ТВЦ доказал, что телекино может быть иным. «Голубой бант Атлантики» - фильм серьезный, глубоко волнующий, вызывающий гордость за наше Отечество, которое причастно еще к двум забытым, но как оказалось, незабываемым именам – Владимир Юркевич и «Нормандия»

 


Кто не знает о трагедии «Титаника»? Это риторический вопрос - все знают. Меньше известно про пожар на «Нормандии». Какие это были великолептые морские суда! Какие фантастические возможности перед ними открывались! Длина «Нормандии» - 313 метров: если ее поставить на корму – выше Эйфелевой башни. Целый город наплаву. Но судьба великана печальна: с океанического дна в металлолом путь его предначертан. Из той стали сделали - и по нескольку раз - другой корабль, трактор, автомобиль, штопор для открывания бутылок. Кто знает, может быть, вы сейчас держите в руке кусочек былого корабля.

 

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев