Культурология
       > НА ГЛАВНУЮ > МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ > КУЛЬТУРОЛОГИЯ >

ссылка на XPOHOC

Культурология

2008

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Историческая культурология

Лекция 10

Античный тип культуры

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации? Ответ прост: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации.

Причем история европейской культуры не представляет собой непрерывную нить, были и обрывы, но снова и снова эта нить восстанавливалась, возрождались идеи и образы античности. Основой многих отраслей современной науки являются труды древнегреческих ученых и философов. Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, в том числе «история», большинство женских и мужских имен и многое другое было рождено в Древней Греции. Всегда, начиная еще со времен Римской республики, не исключая и Средних веков, с особенной интенсивностью – в эпохи Возрождения и Просвещения греческая древность была своеобразным вызовом любой современности.

Характер любого народа формируется под влиянием природы, которою он окружен, и греки не были исключением.

Эгейское море, заключенное между Элладой с запада и Малой Азией с востока, является центром греческой культуры. По обеим сторонам расположились перед материком многочисленные острова: Эвбея с плодородными низменностями; Лесбос; Хиос, прославленный вином и мрамором; Самос; Родос. С юга замыкает греческий архипелаг самый значительный по площади остров Крит. Собственно Греция, самая южная часть Балканского полуострова, отделена от северных его областей горным хребтом.

Своей горной границей Греция была направлена на море, кроме того, вся ее береговая линия в связи с островами способствует мореплаванию как нигде в Европе.

Этот мир хребтов и долин способствовал полисной разобщенности. Единственным путем сообщения, связывавшим греков между собою, было море, оно же и разделяло Грецию на три главных части: Северная Греция, Средняя Греция (или Эллада), Пелопоннес.

Конечно, этот фактор играл большую роль, и все же его недостаточно для того, чтобы объяснить «греческое чудо», как называют древнегреческую культуру.

В основе уникальности греческого культурного «чуда» можно назвать следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни, возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии (анализу, размышлению), расцвет искусства. Эти черты античной культуры обусловили ее уникальность. Слишком много успела наработать греческая культура за свою не столь уж продолжительную жизнь.

Для наглядности можно привести периодизацию истории Древней Греции:

- эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

- предполисный период (XI-X вв. до н. э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

- классический период (V-IV вв. до н. э.);

- эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Однако активизация политической жизни началась лишь в самом конце VII в. до н. э. После гражданских войн в Афинах в VI в. до н. э. произошли существенные изменения в обществе.

Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем наибольшего подъема греческого полиса и высшего расцвета эллинской культуры был V в. до н. э.

Таким образом, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывалась в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.

Отличительной особенностью античной культуры является ее пластичность, «телесный характер». Мир – «космос» понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первые самые древние боги были ужасны, но по степени роста самосознания формирование мифической картины мира шло от уродства к красоте, от хаоса к порядку, от анимистических представлений к антропоморфным. Боги были наделены не только внешним обликом людей. Их жизнь на Олимпе была очень похожа на повседневную жизнь и идеалы греков. Боги были близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, «улучшенные» люди, существа, которые отличаются от людей лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.

Это мироощущение вело к принятию жизни во всех ее проявлениях, с ее добром и злом, уравновешивающими друг друга и образующими гармонию, как «все различное, противоположное образует тем самым не хаос, а прекраснейшую гармонию». Само слово «космос» означает мир, порядок. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. В стремлении к гармонии эллинами был создан канон, т. е. мера (соразмерность), отражающая определенную закономерность в создании правильного красивого – здания, статуи, драмы или песни.

Вообще стремление древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, очень сильно повлияло на все стороны культуры, в том числе и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик или какой-либо другой предмет быта, – все становилось предметом искусства, хотя и сохраняло свою бытовую функцию.

Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.

Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как главной эстетической ценности.

Считалось, что не среда, не быт, не внешние обстоятельства формируют человека, а наоборот, разумность человека, пластическая красота его тела, целесообразная общественная и политическая деятельность вносит в мир гармонию и красоту. Именно такой человек нашел воплощение в художественном творчестве. В образе человека греческим художником подмечены общие черты, так называемое «человеческое в человеке», т. е. его природа, телесная оболочка. Отсюда столь активный и разнообразный поиск соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей (скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета). Отсюда же первые скульпторы, показывающие обнаженное тело во всей его пластической красоте (скульпторы Праксителя). Поликлетом были определены и переданы в пластике совершеннейшие пропорции человеческого тела. Строгая ориентация греческой скульптуры на гармонию и равновесие позволила изобразить человека таким, каким он должен быть.

Свободный духом грек увидел идеал не только в скульптурном изображении, но и в собственном усовершенствовании: гармонии человеческого тела и духа, гармонии человека и окружающего мира. Ценностный характер античного мироощущения и миропонимания проявился в такой категории, которая органично соединила прекрасное и доброе – калокагатии. Расцвет античной культуры связан с возникновением и расцветом «единой, основной и исходной общественной формы античного мира» – полисом.

Полис приходит на смену родовому строю в VII веке до н. э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.

Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т. е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.

Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.

Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т. е. жизнь гражданина была не только защищена законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.

Опираясь на вышесказанное, можно определить основные черты полиса: земля как основа собственности; тяготение к натуральному хозяйству, возделываемому трудом «фамилии» и кормящему ее; община, семья, род – вообще принадлежность к целому как условие человеческой полноценности; гражданская община как наиболее естественная и совершенная форма такой целостности; острое ощущение различия между собственно общиной и не-общиной, гражданами и негражданами.

В соответствии с основными принципами полиса формируется полисная система ценностей. Полис воспринимался «как единственно естественная организация жизни, обусловленная самой структурой бытия». Полис – это та модель, которая лежит в основе представлений о мироздании, о космосе. Поэтому его изменение представлялось как упадок и гибель мироздания.

Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.

Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т. е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.

Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).

Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.

Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства «скоротечности» человеческой жизни и неуемного желания преодолеть смерть.

Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.

Таким образом, полис представлял собой замкнутую структуру не только в экономической, политической сферах жизни, но и в сфере морали, нравственности, норм поведения, поэтому полисная идеология ориентирована на сохранение этих традиций.

Однако идеальное соответствие полиса исходному уровню развития производительных сил приходит в противоречие с потребностями развития этих сил, с движением жизни. Обогащение жизни, распространение на этой основе досуга, искусства не укладывается в жесткие рамки полиса. Без развития нельзя жить, но оно же уничтожает ценности, придававшие жизни смысл.

Полис живет в постоянном нарушении живой нормы, исходя из этого, центральной проблемой античной культуры является соотношение идеала и жизни. Отличительная особенность античности состоит в том, что это противоречие не находит в себе разрешение. В повседневной реальности античное общество предстает перед нами как раздираемое глубочайшими противоречиями, знающее такие формы общественной вражды и розни, которые позднейшие эпохи даже не представляли себе. В пределах гражданского единства, как его изнанка, разворачивались и социальные антагонизмы верхов и низов, и борьба демократии с постоянно возникавшими олигархиями, и подозрительность по отношению к каждому, кто выделился и стал выше массы, хотя бы он даже выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Идеал полисного общежития с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности обществу оказывается трансформированным в особую сферу мифологизированного бытия. Она активно воздействовала на человеческую практику, утверждала в ней свои нормы, но ни когда этой практикой не исчерпывалась.

В последние десятилетия IV в. до н. э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником – последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, что бы ему и в Греции воздавали божеские почести. Это было симптомом поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.

В эпоху эллинизма возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.

Культура Древнего Рима (III в. до н. э. – V в. н. э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.

Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.

Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.

Римской культуре оказались присущи открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы невозможным без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Все научные и философские идеи, мифология и искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания: «Рим – центр мира». Еще до II в. до н. э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе, это считалось признаком образованности и хорошим тоном; в то же время латинский язык передает все тонкости сложности эллинистической культурной и научной традиции.

Утилитарность появилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний».

Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.

Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от «гражданина» к «подданному» был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междоусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.

Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и, тем не менее, в истории важная роль принадлежит Античной культуре, особенно культуре Древней Греции. Античный тип культуры дал образцы различных форм государственного устройства и открыл человека, как совершенное творение природы – как «меры всех вещей». Античная культура оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы.

Вернуться к оглавлению

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС