Юрий Крижанич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >

ссылка на XPOHOC

Юрий Крижанич

1663—1666 гг.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Юрий Крижанич

ПОЛИТИКА

Раздел 2. О РЕМЕСЛЕ

1. Старое славянское слово «премысел», «премысельник» поляки переделали и говорят «ремесло», «ремёсник» и оттуда на Русь пришло это слово «ремесло», «ремесленник», то есть рукодельный промысел или искусство.

Ремесла для королевства полезнее, нежели наилучшие рудники и златые горы. В Венгерской и в Арабской землях находятся самые богатые златые копи, а в Брабанте нет никаких руд и все-таки в сто крат больше золота и всякого богатства и добра в Брабантской земле, нежели в такой же части Венгерской либо Арабской земли. Почему? Потому что брабантцы преискусно занимаются ремеслом и торговлей. Так что следовало бы особенно позаботиться о развитии ремесла.

Приказ или дума, которые этим ведают, должны знать, сколько есть ремесел, какова их суть и к чему они предназначены.

А чтобы узнать это, надо бы перевести на наш язык книги тех писателей, которые писали о ремеслах: таких, как Гарзони , Фиораванти, Сарди и другие. Из тех книг выписать то, что было бы полезно и нужно знать.

2. Венецианцы сделали свой город Венецию благородным, знаменитым и славным. Каким образом? Главным образом тем, что призвали к себе отовсюду искуснейших ремесленников и предложили им за большую плату обучить их юношей всякому искусству. Могли бы и к нам приезжать отборные ремесленники, если бы им было разрешено свободное возвращение на родину.

Следовало бы прямо-таки не только разрешать [им это], но даже заставлять их возвращаться домой и не позволять им плодить здесь свой народ. Однако отпускать их надо не прежде, чем они научат нескольких наших юношей в совершенстве своему ремеслу.

3. Более всего ремесла процветают и достигают совершенства у немцев. А причина здесь в том, что у них имеются привилегии и законы, поощряющие развитие ремесел. А уставы эти таковы:

1) Каждое ремесло имеет свою дружину и своего старосту. Они имеют право или власть разбирать взаимные споры, относящиеся к [их] ремеслу: например, если мастер не заплатит работнику за его работу, или если обесчестят друг друга.

2) Каждый ученик повинен учиться до самого конца у одного учителя и служить ему даром два-три года или более, сколько положено для каждого ремесла.

3) Закончив ученье, ученик должен взять от дружины письменное свидетельство [о том], что он верно служил, отработал положенное время и ремеслу научился. Тогда он станет зваться подмастерьем и должен будет отправиться в путь по городам, чтобы повидать и изведать искусство многих других мастеров.

4) Придя в какой-нибудь город, подмастерье должен явиться к старосте своего ремесла. Староста укажет ему жилье и оповестит собратьев, не нужен ли кому работник, и тот, кому нужен [работник], примет его. Если же никому не будет нужен, то не позволят ему жить в этом городе и вскоре отправят [дальше].

5) Если подмастерье захочет стать мастером и держать свою лавку или двор и не помогать другому мастеру, а работать на самого себя, то он должен будет показать свидетельство о своем ученье и поведать о своем путешествии, и сделать какое-нибудь особенно искусное изделие по своей части, именуемое «доказательством мастерства», а мастера рассмотрят это изделие и одобрят его. А он устроит им пир, и даст столько-то денег в общую казну, и получит от них письменное свидетельство о мастерстве. И тогда он сможет работать в своей лавке и на стене своего дома вывесить доску с надписью или знак, чтобы было ведомо, какой ремесленник там живет. а если какой-либо воин знает ремесло, то он не подвластен ремесленническому собору, а может работать без его разрешения.

6) Ремесленников никто не смеет обижать и насильно гнать их на работы. Ни один правитель не принуждает их работать на него даром.

4. Развитию ремесла в этом царстве послужил бы такой закон: если чей-либо раб имеет двух или более сыновей, то ему надо дозволить с ведома приказа выбрать одного из них и отдать в обучение какому-либо мудреному ремеслу: то есть делать замки, сукна, косы, стекло, бумагу и иные такие же трудные и искусные вещи, а не шапки, платья либо сапоги. И если он в совершенстве и преискусно научится такому мудреному ремеслу, то получит свободу от рабства или от холопства. Если же не научится [достаточно] искусно, то должен будет либо остаться рабом, либо откупиться от хозяина.

5. Материалом или сырьем называются те вещи, 1 из которых делают всякие необходимые изделия (например, железо, медь, дерево, камень, шерсть, лен, кожа и т. п.). Где нет сырья, там нет и изделий. Многих необходимых материалов в нашей земле нет. Поэтому нужно позаботиться, чтобы из других стран сюда к нам привозили всякие сырые и невыделанные материалы: хорошее железо, медь, олово, шерсть, краски, бумагу и чтобы наши ремесленники делали из этого всякие изделия. Наипаче же пусть делают всякие металлические вещи и всякие орудия, выделываемые из руд: железные печи, горшки, иглы, котлы, косы, серпы, трезубы и прочее. Из самого ей последнего и негодного железа делаются горшки треногие о два уха и печи, и ядра пушечные, и пули мушкетные, мелкие и свинцом облитые, и прочее. А у нас худое железо даром пропадает. Орудия называются так потому, что их делают из руд.

6. Надо бы накрепко установить, а ослушников наказывать, чтобы за рубеж не вывозилось никакого сырого материала, такого как сырые кожи, конопля и лен, а чтобы дома наши люди делали всякие изделия, сколько можно, и готовые вещи продавали за рубеж. Например: чтобы наши люди выжимали масло из льна и конопли, плели бы всякие веревки тонкие и толстые, корабельные, сучили бы конопли или запалы пищальные, ткали бы всякие полотна — тонкие для платьев, расписные и узорчатые для платков, толстые — для перин, грубые для парусов, делали бы писчую и прочую бумагу, делали бы стеклянную посуду, оконные стекла и зеркала, белили бы воск, готовили бы кожу для всяких изделий. И все это не только для внутреннего обихода этого царства, но и для продажи немцам, литовцам, туркам, персам, калмыкам и даурцам.

7. Не одну сотню, если не тысячу, рублей ежегодно но выручают на Руси немцы за писчую бумагу, хотя Русь скорее могла бы [сама] продавать бумагу шведам, литовцам, полякам, туркам и персам. Не знаю, какими хитростями немцы [настолько] ослепили наших людей, что на Руси не стали заводить бумажного дела .Я думаю тем, что они продают свою бумагу дешевле, чем могла бы вначале стоить домашняя бумага. Но ведь это — явный обман. Ибо как они могут дешевле продавать бумагу, привезенную из-за моря, чем могла бы продаваться домашняя, сделанная из домашних холщевых лоскутьев? Разумеется, наша бумага будет дешевой, и белой и хорошей, если будет хорош и дешев материал для нее, то есть если будет легко добывать лоскутья. А об этом надо позаботиться. У других народов бедные и сирые люди ходят по большим городам, и носят [с собой] иглы, серу, ложки, деньги и покупают у женщин лоскутья и приносят их ремесленникам. Здесь на первых порах и пока люди не привыкнут к такому обмену, можно было бы приказать посадским людям в больших городах, чтобы они ежегодно собирали с десяток или больше пудов лоскутьев и продавали их царским приказчикам по подобающей цене. И накрепко запретить привоз иноземной бумаги, хотя бы домашняя бумага была и дороже, и не такой хорошей.

Ибо при таком запрете люди наверняка в скором времени заведут необходимый промысел, чтобы бумага наша стала и хорошей, и дешевой.

Делать крашеные ткани из льна и из шерсти (то, что итальянцы именуют «mezzolana», полушерсть), из льна и бумаги. Надо узнать названия всяких тканей и иметь образцы их, особенно самых простых и дешевых, насчет которых можно было бы надеяться, что их станут делать в нашей стране.

8.A с разными кожами (и особенно с лосиными) получается великое окаянство: все эти кожи мы продаем немцам сырыми, а сами дома их никак не обрабатываем и никак не употребляем для одежды. Продаем одну [кожу] за 3 или за 4 рубля, а если бы захотели купить ее у немцев обработанной, то должны были бы дать 30 или 40 рублей. Совершенно необходимо, чтобы эти кожи здесь же и обрабатывали и чтобы наши люди шили из них платья, ибо их можно носить всю жизнь.

Тогда и от платьев мы имели бы корысть, и брали бы больше денег за немногие обработанные кожи, нежели берем за множество сырых.

В Сибири есть некие дикие люди, которые умеют очень искусно обрабатывать кожи, хотя и иным способом, чем немцы. Не знаю, почему до сих пордаши люди не научились у них этому искусству.

А это легко было бы [сделать].

Было бы очень полезно перенять кожевенные ремесла у немцев:

1) Выделывать лосиные и оленьи грубые ровдуги и тонкие рукавичные ровдуги.

2) Делать «скамот» или «бархатину», то есть кожу, гладкую и мягкую, как бархат.

3) Делать юфть, как это уже заведено.

4) Делать пергамент: белую тонкую кожу для письма и крашеную для кнутов, для оружия, для книг и прочего.

5) Делать цветные кожи, крытые лаком или позолоченные и выкрашенные красками в [разные] цвета. Итальянцы называют [их] «золотыми кожами». Они недорого обходятся, но высоко ценятся и могут быть проданы по дорогой цене калмыкам, бухарцам, грузинам, черкесам и иным варварским народам.

6) Полезно было бы завести такое ремесло, чтобы красить белые овечьи кожухи красной, зеленой и синей краской: тогда эти кожи становятся благороднее, так что дворянам не стыдно бывает носить из них шубы. А калмыкам, черкесам, поднепрянам, литовцам и иным соседям могли бы мы продавать их по дорогой цене. Также и белых песцов в Сибири красить, желтить, зеленить, синить.

7) А у персов перенять искусство делать сафьян, кремезин, кордован, красного, черного и иного цвета, и сагрию или цаппи — кожу для сабельных ножен.

8) А из кожаного лоскута и из старых сапог делать немецкий клей.

9) Безмерно большая польза была бы для этого царства, когда бы завелось [здесь] золотопрядильное я золотошвейное ремесло. Ведь немцы загребают на Руси (как и в других странах мира) несметные богатства благодаря этому ремеслу. Делают ту золотую пряжу больше всего в Нюрнберге, в Аугсбурге и в Братиславе. Видел я, как в Вене одно веретено покупали на 8 ефимков, а в Царьграде продавали, не торгуясь, за 24. В этой стране много такого золота идет на шитье и на плетение петлиц, на рубахи и на другие вещи. Если бы у нас дома было это ремесло, то оставалось бы ежегодно на Руси много денег и товаров, которые вывозят за то золото. Могли бы и продавать его туркам, персам, калмыкам, бухарцам и монголам и получать от него большую корысть.

10. Безделье и праздность — враги ремесла. Поэтому в древности у римлян были старосты, которые допрашивали всех людей об их занятиях и промыслах или о том, кто чем живет. У немцев в городах есть старосты, которые ни одному здоровому и не имеющему разрешения из приказа [человеку] не дают просить в городе милостыню. У голландцев есть некий исправительный дом, куда запирают непокорных и своевольных юношей и принуждают их делать разные изделия, и не дают им хлеба, пока не сделают назначенного дела.

Хорошо было бы смотреть по городам, и если сыщутся какие-нибудь скитальцы, бродяги и голыши, сидящие по кабакам и квасным лавкам, и здоровые нищие, то отдавать их в деревни в холопство боярам и ссылать в Сибирь или иначе наказывать.

11. Надо дать приказ назорам и дружинам ремесленников, чтобы они следили за всеми орудиями, посудой и одеждой, выставленными на продажу, и указывали если что нечисто, дурно или некрасиво сделано. И пусть разберутся и научат, как это можно было бы сделать лучше. Например, нечистая посуда — братины, так как в них залезают пальцами; не чисты и туеса, и глиняные ковши без глазури, и ковши и ложки с короткими ручками. Старосты не должны пропускать такие товары на торг, а если они появятся, то надо разбивать или отбирать их.

Вместо туесов и братин пусть делают чаши деревянные — смоленые или простые, чаши глиняные глазированные, кубки, ставцы и стаканы с ручками и с крышками и прочее. Ибо братины и туеса и некоторые другие русские вещи влекут за собой нечистоту и вызывают отвращение у других народов.

12. Многие девушки выходят замуж молодыми, прежде чем они могут научиться тому, что должна знать хорошая жена. А матери многих девушек и сами ничего не умеют. Поэтому следовало бы в каждом городе поручить двум или трем искусным вдовам обучать девушек и молодых женщин тонко прясть, ткать, шить, белить полотно, чисто мыть, солить и сушить рыбу и мясо, делать солод, квас, пиво, мед, садить и возделывать огород, солить и сохранять растения и коренья, варить и печь хлеб и прочее. Если их кто позовет, то они должны за плату туда идти.

А для начала надо назначить их из приказа и назвать этих женщин поименно, ибо иначе сами женщины постыдятся начать это дело, хотя оно и крайне надобно. А городам, имеющим привилегии, приказать, чтобы они держали таких учительниц и давали им плату от общества. И каждый, кто женится, должен будет спросить у них свидетельство о том, что умеет его невеста, и способна ли она к учению. Такие свидетельства могут помочь тому, чтобы девицы старались добывать знания и хорошие свидетельства от этих женщин.

У немцев женщины прядут на колесе, а колесо вертят ногой и прядут очень быстро — одна напрядет на колесе больше, чем трое веретенами, и поэтому они могут дешево продавать полотно. Промысел этот очень нужен и полезен, и надо чтобы ему научились наши женщины.

13. Более всего прочего надо позаботиться о том, чтобы добыть всяких ремесленников, умеющих плавить и лить железо, медь, олово, серебро и золото и обрабатывать для всяких нужд и делать из руд всякую посуду, оружие и орудия, какие только придуманы на свете. Например: плавить и лить железо и делать железные горшки, котлы, печи, торла, ядра пушечные, мелкие пули и прочее; ковать железо дотонка и делать листы железные и медные; делать хорошие сабли, палаши, пищали, пищальные опоры с кольцами и всякое оружие для разных надобностей, чтоб не приходилось нам покупать бесполезных немецких шпаг. Из меди делать подсвечники, ложки, сковороды разные, блюда, лохани, котлы и всякие орудия разного вида для домашнего обихода и для продажи иным народам. Делать также всякие земледельческие орудия: косы, серпы, вилы, ножи и прочее — даже если мы накуем их тысячи тысяч, то каждый год можно будет продавать их калмыкам, бухарцам, даурцам, персам, туркам, валахам и другим.

Надо также делать дома, а не покупать на стороне и все те орудия, что нужны самим этим рудным мастерам, серебряникам, чеканщикам и всяким кузнецам.

Стоило бы призвать и всяких мастеров, которые умеют обрабатывать моржовые клыки и всякую кость и рога, а также призвать всяких мастеров полотняного или льняного дела, которые умеют обрабатывать лен на всякий лад, как мы уже выше говорили, и умеют ткать из нитей пояса, застежки, петлицы, твезы и всякие украшения.

В Датской и в Норвежской землях печи и горшки — везде железные. Некоторые горшки — треногие, другие — о два уха, а иные — простые. Дашь полполтины за горшок, можешь в нем варить 50 лет. А делают такие горшки из хрупкого и малопригодного железа.

Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца.

Прежде всего надо, чтобы торговцы и иные наши приказчики принесли нам из всяких земель и от всех народов для образца всякие виды оружия, посуды и всех применяемых на свете домашних и полевых орудий и всяких сукон и полотен, и всякой одежды, или всякие виды людского рукоделия из руды, камня, стекла, кожи, шерсти, льна, шелка, дерева, кости, рога и из всякого материала.

Далее, надо приказать, чтобы принесли одежду всех на свете покроев.

В-третьих, надо призвать всяких рукодельцев и портных, которые могли бы нам сделать, показать и научить [как делать] всякое оружие, орудия, посуду и всякие виды одежды.

14. А мастеров этих развести и распределить по м городам, где кому будет удобнее находиться из-за близости воды, леса, льна, шерсти, железа и всяких материалов и из-за других нужд. И пусть они делают для государя все свои изделия в большом числе, по договору, за подобающую плату.

Одному из городов надо поручить делать бумагу, какая может выйти, обещав им привилегию — запретить иностранную бумагу, даже если домашняя будет хуже и дороже нее. Так же и во всяком новозаведенном ремесле: обещать и давать городам на несколько лет привилегию, чтобы тот город, где начнут делать какое-либо сукно или что иное, не платил с этого домашней пошлины, а прочим городам до известного времени не дозволено будет перенимать это ремесло.

15. Здесь надо указать, как до сих пор на Руси тяжело было заводить ремесла. Ибо немцы, из-за того, что они имеют старые заводы, всегда могли продавать свои изделия дешевле, нежели наши русские мастера вновь заведенных или мало развитых ремесел. И поэтому на Руси не могла иметь успеха ни писчая бумага, ни какое-либо другое новое ремесло. Но теперь, поскольку торговля взята в руки государя, нетрудно будет заводить ремесла. Ибо наши ремесленники изготовят свои изделия на много сотен и тысяч [рублей], а государевы торговые приказчики будут покупать всякие вещи у них, а не у немцев, и будет запрещен привоз всякого иностранного рукоделия, подобное которому будет делаться у нас дома, и благодаря этому ремесленники смогут жить и дешевле продавать [свои товары]. А государевы приказчики смогут продавать те товары дома и за рубеж дешевле или дороже в зависимости от того, как ремесленники будут поспевать их делать.

Отнюдь не следует верить немцам, будто бы нам дешевле покупать у них готовые косы, серпы, ножи, нежели покупать сырое железо и дома ковать косы и прочее. Благодаря ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет их ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и все царство было бы сильнее.

Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997

Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.

Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901.

Россия в XVII веке (хронологическая таблица)

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС