Руслан Барцыц и Анна Бройдо
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > ПИТИУНТ >

ссылка на XPOHOC

Руслан Барцыц и Анна Бройдо

-

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Руслан Барцыц, Анна Бройдо

Пицунда: история и современность

(путеводитель ищущего истину)

Саркофаг, обнаруженный в руинах храмов IV-VI века
на территории Пицундского храмового комплекса.
В настоящий момент находится в экспозиции
Пицундского Государственного историко-архитектурного заповедника
"Великий Питиунт".

Все древности в окрестностях Пицунды:

1. Пицундский храмовый комплекс: большой Храм VI- X вв, развалины Храма VI в., фундамент культового сооружения IV в., башня-акведук X в., часовня 1 пол. XIX в., дом XVIII в., трапезная и монашеские кельи XIX в., древняя стена вокруг комплекса VI-XVI вв. с двумя башнями, раскопки IV- VI вв.

2. Древнее городище II-VI вв.:  два Храма IV- V вв., духовная академия, мозаика II в., баня, кувшинное хранилище для вина, колодец, казармы византийских легионеров, озеро.

3. Сосновая роща – двухапсидная церковь VI в.

4. Лдзаа –Храмовый комплекс II- VI в, святилище Лдзаа-ныха (предположительно - женское святилище), сторожевые башни разных времен. Дубовая роща со следами стоянок эпохи бронзы.

5. Село Бзыбь: храм VII в. обнесенная древней стеной. Бзыбское ущелье со сторожевыми башнями, ведущая на озеро Рица, Ауадхара, через перевал на Северный Кавказ.

6. Село Алахадзыхь: храмы VI- VIIвв. Генуэзская фактория Санта – София, поместье  и могила купца Н. Игумнова. Озера Инкит и Аныщхцара

7. Гагра: Крепостное сооружение античной эпохи, Храм VI в., Климатическая станция  принца Н. Ольденбургского - Жоэквара – парк - Мамзыщха - альпийская зона.

8. Цандрыпщ – Храм VI в., Хашупсинская крепость с храмом VI в.

+ + +

Современные археологические исследования утверждают: Кавказ и его чудесный уголок - Абхазия – одна из колыбелей человечества. На ее территории выявлены десятки стоянок первобытного человека, найдены каменные орудия труда, украшения эпохи палеолита, медные рудники эпохи бронзы. Древние люди воздвигли здесь свои родовые гробницы из многотонных каменных плит - дольмены, концентрические каменные святилища – кромлехи. Фтирофаги, гениохи – так называли первые пришельцы издалека коренных обитателей этой земли.

Да, Абхазия с древнейших времен привлекала своей уникальной природой и несметными природными богатствами завоевателей, авантюристов, искателей счастья. Иные из них бесследно сгинули во тьме тысячелетий, другие, задержавшись в этих благодатных местах на долгие века, оставили свои следы в памятниках архитектуры, народных сказаниях и легендах.

Именно к берегам Абхазии, в Колхиду, отправились в опасное плавание отважные эллины - Аргонавты – за Золотым Руном. С тех давних времен и вплоть до конца XIX-го века здесь добывали золото с помощью овечьих шкур, которыми устилали дно золотоносных горных речушек. Речка, протекающая недалеко от мыса Пицунда, так и называется - Хьыпста, по-абхазски – «река, несущая золото». Драгоценные крупинки застревали в шерсти, превращая ее в сказочное Руно.                

Приглашая  дорогих гостей на берега легендарной Колхиды - современный международный курорт Пицунда, мы хотим познакомить  вас с его чудесной природой и увлекательной древней историей. Мыс в пене изумрудных волн, вереница просторных пляжей, яркая тропическая зелень, щедрое и благодатное солнце – такова Пицунда, одна из жемчужин Черноморского побережья Кавказа. Можно часами лежать на теплой гальке, наслаждаясь этим природным SPA-массажем, любоваться природой и морем, вдыхая целебный воздух, сотворенный уникальной реликтовой сосновой рощей.

На мысе Пицунда с древнейших времен существовало абхазское поселение Лдзаа или Амзара («амза» – по-абхазски «сосна»). А римский историк Артемид Эфесский, живший во II веке до н.э., пишет о Великом Питиунте, Питиусе - большом торговом городе, основанном на заморском сосновом мысу выходцами из греческого города Милета. Богатый, но слабо укрепленный торговый город постоянно подвергался нападениям и разграблениям. Удачливее всех оказались римляне, построившие здесь на правах новоселов новую крепость-городище. Под защитой его грозных башен легионеры воздвигли внушительный Храм во славу Христа, воинские казармы, торговые склады. Крепость входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, наряду с Себастополисом (современный Сухум), служа византийским форпостом в регионе до середины VI века. Однако все новые волны завоевателей не давали колонистам почувствовать себя в безопасности. Вот что рассказывает античный историк Зосим о событиях III века: «Когда скифы стали опустошать все, что было на их пути, жители побережья Понта (современное Черное море) удалились в глубь страны и в лучшие укрепления, а варвары, прежде всего, напали на Питиус, окруженный огромной стеной и имевший весьма удобную гавань». С большим трудом легионеры отразили нашествие.

Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, тоже считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. Поэтому в крепости на месте уже обветшавшего Храма по его приказу возводится новый, еще величественней. Прихожане и паломники восхищались его великолепными мозаичными полами, выложенными руками местных мастеров.

Между тем, археологическими исследованиями последних лет установлено, что самый первый христианский Храм на мысе Пицунде построен, предположительно, во IV веке, в селении Лдзаа, на месте древнего женского святилища. Раскопки этого интереснейшего культового комплекса ведутся силами Пицундского Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт». Среди выявленных находок особый интерес представляют древние нательные кресты: как простые железные, так и бронзовые, тонкой работы, украшения  из серебра и золота, ножи, иголки и ножницы, флакончики для благовоний, другие предметы домашнего обихода.

В общей сложности на территории современной Пицунды расположено более десяти христианских Храмов, начиная со IV века до XIX века. И это неудивительно, ведь Абхазия – «Удел Богородицы», древнейшая христианская страна, осененная святой проповедью Апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, посетивших край между 40-м и 55-м годом от Р.Х. Церковное предание гласит: когда Апостолы двинулись проповедовать Христово учение по миру, пойти с ними пожелала и Богородица. Апостолы протестовали, понимая опасность избранного ими поприща. В конце концов, решили: в землю, выпавшую ей по жребию, сверх своего долга отправится один из них – по ее выбору. Богородице выпала Абазгия, прекрасная страна Восточного Причерноморья. И она выбрала из числа Апостолов своего пасынка, Симона Кананита, «близкого ей по духу и по родству». Посему, просветив Британию, Симон Кананит рука об руку с Андреем Первозванным отправился в Удел Божьей Матери. «Они прошли через всю Абазгию и, когда достигли большого города Себастополиса, они объявили  Божье Слово о вере и познании» - говорится в «Житии Св. Андрея».

Очень живописны расположенные в сосновой реликтовой роще развалины двухнефного Храма с двумя гранеными апсидами. Это еще одна из загадок Пицунды: есть гипотеза, что в таких двойных церквах одно помещение предназначалось для отправления традиционных служб, а другое – для обрядов крещения и усыпальниц, или же в нем отправлялись обряды евхаристического культа. Архитектура Храма настолько уникальна, что памятник, датируемый VI веком, при дальнейших исследованиях непременно приоткроет еще немало древних мистических тайн.

Вы видите основание стены храма с встроенными основаниями несущих колонн.

Кладка VI века: внизу - камень (известняк), вверху - плинфа на известковом растворе. На втором плане видны реликтовые сосны, которым по 200 лет. Их корни ломают исторический памятник, которому 1500 лет. Такие сосны за 200 еще можно вырастить, а подобный храм неповторим.

Тут четко видно основание центральной колонны храма, на которой держался свод. (о масштабе сооружения можно судить по оставленным уже нашими современниками поллитровым пластиковым бутылкам возле колонны)

Крупным планом кладка VI века.

В самом центре Пицунды расположена ее главная достопримечательность: грандиозный Храмовый комплекс, огороженный мощными стенами. На его территории обнаружены замечательные памятники христианства с IV до XIX века. Летом 2006 года во время охранно-реставрационных работ земля открыла новые тайны: раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца, резиденции епископа Стратофила Пицундского, в 325 году принимавшего участие в работе Первого Вселенского Собора христианских иерархов в византийском городе Никее.

Сам Храм по сей день потрясает паломников и гостей Пицунды своей монументальностью, величием и строгой, ясной красотой. Это трехнефная и трехапсидная (с трансептом внутри) купольная базилика, сложенная из местного камня с кирпичной прослойкой, скрепленного раствором из извести и толченого кирпича. С высоты птичьего полета его очертания образуют Святой Крест. Французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ, посетивший Пицунду в первой половине XIX века, пишет: «Вот я перед лицом одной из самых грандиозных, самых живописных руин, какие я когда-либо знал. Мне говорили об этом с восхищением, но впечатление, которое они производят, превзошло мои ожидания».

Казалось бы, вопрос о времени строительства такого величественного сооружения, длившегося не один год, не должен вызывать споры. Однако, до сих пор идут научные и народные дебаты по этому поводу, причем разброс мнений составляет более пятисот лет - с шестого по одиннадцатый век. Вслед за Дюбуа де Монперэ многие российские и абхазские ученые  датируют Пицундский Храм VI веком. Между тем, последние исследования Храма доказывают, что здание стоит на более древнем фундаменте, хотя и неоднократно перестраивалось вплоть до XIX века. Тогда были снесены притворы, примыкавшие к Храму с трех сторон, убрана наружная лестница, ведущая на хоры.

С правой стороны от главных ворот комплекса находится небольшое сооружение – башня-акведук. Целое тысячелетие, с X века, с близлежащего холма по керамическим трубам сюда поступала родниковая вода. Сегодня в башне расположен уютный магазинчик с богатым ассортиментом сувениров на память о Пицунде. А если пройти еще несколько шагов, то можно увидеть и настоящий дольмен – каменную гробницу эпохи бронзы, перенесенный в комплекс в 70-х годах как музейный экспонат.

Интересна история окружающих комплекс крепостных стен. В начале XVI века, когда уже Османская Турция начинает проявлять активный интерес к абхазскому побережью, Большой Храм был обнесен небольшой оградой, не рассчитанной на военную осаду. Но абхазы не могли бросить столь почитаемую ими Святыню на произвол судьбы. Легенда гласит, что местные жители, вдохновленные призывом священнослужителей, за одну ночь воздвигли мощное укрепление, выкорчевав каменные блоки из стен древнего византийского городища (к сожалению для потомков, изрядно их при этом попортив). А стена вокруг Храма, сохранив следы разновременной  кладки, дошла до наших дней и сегодня выглядит  красиво и внушительно. Кстати, легенда упоминает, что в этом подвиге принимал участие и отряд запорожских казаков, которые водили дружбу с местными жителями и особо почитали Храм, замаливая грехи и оставляя богатые дары, возвращаясь из удачных набегов на Царьград.

После добровольного присоединения Абхазии к Российской Империи в 1810 году ее территория становится местом ожесточенных столкновений интересов великих держав: России, Турции, Англии, Франции, понимавших: Абхазия – ключ ко всему Кавказу. В период русско-турецких воин на побережье Пицунды неоднократно высаживались войска воюющих сторон. Внутри крепостной стены Храма расположился русский гарнизон. Во время недавних археологических раскопок найдены воинские захоронения той эпохи, начаты раскопки гарнизонного склада оружия. Материалы обещают быть очень интересными для изучения истории, как Абхазии, так и России.

В противоположной главному входу части комплекса, рядом с развалинами Храмов IV-VI веков находится часовня, построенная  в первой половине XIX века. Весной 2006 года в ней были начаты ремонтно-реставрационные работы силами Абхазской Патриархии и Управления по охране историко-культурного наследия Республики Абхазия. Часовня летом откроет свои двери, чтобы верующие гости Пицунды смогли зажечь свечу и  помолиться.

 Во второй половине XIX века Храмовый комплекс был передан Ново-Афонскому монастырю, внутри стен строится трапезная, монашеские кельи. А территорию древнего городища, где в начале нашей эры стояли византийские легионеры, рачительные монахи вспахали и разбили сад. До сих пор взорам туристов открывается дивная картина: поросшие мхом руины Храмов IV-V веков, древних римских бань, верхушки зарытых в землю гигантских кувшинов для хранения вина, колодец, из которого утоляли жажду византийские легионеры и священнослужители - и «монашеские» фруктовые деревья, до сих пор приносящие плоды.

Но, видно, не суждено было древним стенам обрести музейный покой: новые искатели счастья пришли в Абхазию с огнем и мечом. Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992- 1993 гг. в Храмовом комплексе размещался штаб обороны Пицунды. Как много веков назад абхазы приносили воинскую присягу Храму, так и в конце ХХ столетия у его седых стен давали клятву верности их правнуки, ополченцы Пицундского батальона, ставшие на защиту Отечества. В память о героях этой – Бог даст, последней войны Абхазии - на территории комплекса скоро будет открыт музей.

Развалины двух церквей в селе Алахадзыхь – еще один из интересных архитектурных комплексов, расположенных на Пицундском мысу. Это остатки крестово-купольной церкви и базилики: трехнефного и трехапсидного, неоднократно перестраиваемого Храма, воздвигнутого в первой половине VI века. Размеры памятника поражают – 50 на 28 метров. Это самая крупная среди раннехристианских церквей Абхазии.

В 1991 году Постановлением Правительства Республики Абхазия на базе памятников Пицунды и прилегающих территорий был создан Государственный  историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. В списках памятников истории и природы, относящихся к Заповеднику, еще немало интересных для посещения мест – это  Храм VII века в селе Бзыбь, построенный у входа в одноименное ущелье, ведущее к знаменитому озеру Рица и минеральному источнику Ауадхара, расположенному в альпийской зоне. Здесь  можно отдохнуть,  разбив туристскую палатку рядом с источником, а у приветливых пастухов, чьи кошары расположены неподалеку, раздобыть молоко и сыр - чистые, без химических добавок и консервантов.

Не доезжая до озера Рица, одолев переход через бурную горную реку Гега, можно попасть к еще одному удивительному памятнику природы – Гегскому водопаду. После дальней дороги, созерцания фантастических красот, горного воздуха, возбуждающего аппетит, здесь же можно отведать блюда национальной абхазской кухни.

В 25 км от Пицунды есть еще одно замечательное место слияния памятников природы и истории: в живописном ущелье, у подножья скалы, где берет свое начало, пробиваясь из расщелин,  река Мчыщта. На высоте более пятидесяти метров в отвесной скале видны бойницы неприступной крепости. Оборонительное сооружение состоит из двух отсеков, у каждой из которых по пять ярусов. Долгое время считалось, что это творение «матушки-природы».  Однако археологическими  исследованиями  80-х годов ХХ века доказано иное: именно люди, древние абхазы, расширив и соединив естественные каменные гроты, соорудили эту неприступную крепость. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над форелевым хозяйством, они же построили мощную цитадель, которая в период становления Абхазского царства (VIII век) играла  важную роль, контролируя дорогу на Северный Кавказ. Эта дорога через горный перевал проходит мимо цепи карстовых полостей, столь любимых спелеологами всего мира, особенно, понятно, российскими. В этих пещерах установлено более пятнадцати мировых рекордов по глубине и сложности прохождения подземных маршрутов.

А на заре человечества эти пещеры служили жилищами нашим пращурам – у их входов археологами обнаружено немало следов продолжительных стоянок первобытных людей. Неподалеку расположен еще один загадочный культовый памятник эпохи бронзы – комплекс дольменов и кромлехов – аналог и ровесник знаменитого Стоунхенджа.

 В окрестностях Мчыщты расположен еще один любопытный памятник совсем недавней истории: дача (охотничий домик) И. В. Сталина и форелевое хозяйство, заложенное в 30-х годах прошлого столетия. В местном летнем ресторане, где любили отдыхать члены Политбюро СССР, вам по традиции подадут мастерски зажаренную свежевыловленную форель, и стаканчик чудесной изабеллы – а для крепких голов найдется и прославленная местная чача.

+ + +

Поселок Пицунда находится в административном подчинении города Гагра, не менее знаменитому и прекрасному курорту. У него много имен: древние греки, византийцы и генуэзские колонисты в разное время называли здешнее поселение Нитика, Трахея, Триглит, Хакари, внося свой самобытный вклад в его неповторимый облик. Здесь, в старой части города, находится крепостное сооружение античной эпохи, внутри которого можно увидеть прекрасно сохранившийся Храм VI века. В начале ХХ века родственник императора Николая II принц Н.Ольденбургский, покоренный живописной природой местности, решил превратить Гагру в российский Лазурный Берег. Он основал в Гагре Климатическую станцию, которая  была открыта в 1903 году, построил в городе немало оригинальных зданий в стиле модерн, разбил прекрасный парк, экзотические саженцы для которого привозили со всего мира. Все эти красоты радуют глаз и в наши дни.   

Почти на границе Абхазии с Россией, на берегу моря, расположен еще один шедевр церковного архитектурного искусства – Цандрыпшский Храм VI века. Это трехнефная базилика с тремя выступающими апсидами, нортексом и раскрытым раскопками портиком. Храм дошел до наших дней в неплохой для своего возраста сохранности и хорошо доступен для осмотра. В тридцати километрах от побережья на возвышенности стоит Хашупсинская крепость VI века, внутри которой сохранились руины Храма, также открытая для посещения.

Пицундский Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт», помимо охраны и изучения памятников старины, занимается пропагандой  и популяризацией истории края, организуя увлекательные экскурсии по памятным местам Абхазии. Сухум: посещение обезьяньего питомника, знаменитого Ботанического сада, прогулка по набережной вдоль стен античной Диоскуриады и старинной крепости Сухум-кале. Новый Афон: посещение Свято-Пантелеймоновского мужского монастыря, грота Св. Апостола Симона Кананита с местом его упокоения, Новоафонской пещеры с уникальными подземными залами. Мчыщта: осмотр дольменов, наскальной крепости, форелевого хозяйства, дачи Сталина. Рицинское ущелье: озеро Рица, минеральный источник Ауадхара, Гегский водопад. Гагра: комплекс «Жоэквара». Для паломников и любознательных: поездки по святым местам Абхазии. Организуются разнообразные варианты проживания: от палаточного лагеря отдыха до номеров «люкс» современного отеля «Самшитовая роща».

А впереди еще много незабываемых пицундских приключений: полеты на мотоплане, рафтинг по реке Бзыбь, конные и морские прогулки, историко-развлекательные шоу, колоритные абхазские застолья!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Адреса и телефоны Пицундский Государственный Историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт»:

ул. Гыцба, 2, Храмовый комплекс.

Тел.  49-29; 75- 49;

Директор: 8 (10-995-449) 1-00-85 (в Абхазии).


Далее читайте:

Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации).

Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда.

Краткая история Пицунды (статья).

Руслан Барцыц, Анна Бройдо. Пицунда: история и современность (путеводитель ищущего истину).

Руслан Барцыц. Симон, посланник Богородицы.

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Барцыц, Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с. (Файл в формате .FB2 для электронных книг - sinkretizm-ruslan_barcyc.zip)

Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. (Вы можете также скачать файл в формате .FB2 для электронных книг - abhazy-anna_brojdo.zip).

Православные монастыри (справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС