Уинстенли Джерард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уинстенли Джерард

1609-1652

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Уинстенли Джерард

Уинстенли Джерард (1609— после 1652) — английский утопист 17 века, идеолог крайне левого течения в английской буржуазной революции, один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. В обосновании своего социально-политического идеала не вполне освободился от теологии, но в основном перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Его основное сочинение «Закон свободы» (1652) проникнуто идеями «уравнительного коммунизма», который Уинстенли пытался претворить в жизнь мирными методами. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у Уинстенли с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал Уинстенли — последовательно демократическая республика.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 470.


Марксистский взгляд:

Джерард Уинстэнли (1609 - после 1652). В английской буржуазной революции XVII в., в период ее высшего подъема, родилось движение народных низов — «диггеров». «Диггеры» — буквально - «копатели» — это деревенская и городская беднота, предпринимавшая попытки захвата и коллективного возделывания как общинных, так и находящихся в частном владении, но пустующих земель. Своим идеалом они провозгласили «свободную республику», коллективную собственность и коллективный труд. Идеологом и вождем диггеров был Джерард Уинстэнли. Мы очень мало знаем о нем.

...Городок Уиган в Ланкашире. Семья Эдуарда Уинстэнли, «торговца шелком и бархатом». Сын его, Джерард, не получил сколько-нибудь систематического образования. В 30-х годах он обучался торговому делу в Лондоне, в 1637-м становится членом компании торговцев готовым платьем; есть сведения, что до 1643 г. он вел мелкую торговлю сукном. Экономическая депрессия, связанная с гражданской войной, разорила его. Пришлось переселяться в деревню...

С 1648 г. началась литературная деятельность Уинстэнли. Сначала — несколько небольших памфлетов на религиозные темы. В 1649 г. (в Англии к этому времени устанавливается республика) выходит первое социально-политическое произведение Джерарда — «Новый закон справедливости», затем — декларация от имени «бедного и угнетенного люда Англии».

Весной того же года небольшая группа людей (среди ее вожаков — и Уинстэнли) захватила в графстве Сёррей (приход Кобхем) пустующую землю и принялась совместно ее обрабатывать. Так было положено начало движению диггеров. Их колония продержалась — истовым трудом и неистовым упорством — только год. Несколько раз за это время окрестные лендлорды, новые власти предпринимали настоящие походы против нее, сносили постройки, вытаптывали посевы, разгоняли скот. В конце концов имущество кобхемских диггеров было полностью уничтожено.

Уинстэнли избежал ареста. Он пишет новые работы. Самая яркая из них — «Закон свободы», изданная в 1652 г.,— план коренного преобразования общества путем ликвидации частной собственности на землю, установления республики мелких производителей, основанной на общем пользовании землей и ее плодами... «Закон свободы» — последнее из сохранившихся произведений страстного проповедника равенства.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 103-104.


Готовил демократический аграрный переворот

Уинстэнли (Winstanley), Джерард (р. 1609 - ум. после 1652) - английский мыслитель, социалист-утопист, идеолог крайне левого крыла революционной демократии в период английской буржуазной революции 17 века, зачинатель выступления диггеров в 1649 году, возглавивший первый в новой истории "коммунистический эксперимент" - колонию "копателей" близ Кобема (графство Суррей). Из биографии Уинстэнли известно только, что родом он из г. Уиген в Ланкашире. Его отец был, по-видимому, торговцем сукном и шерстью. Где и чему обучался Уинстэнли, неизвестно. Однако если судить по написанному им, то становится несомненным, что перед нами один из народных самородков, ум которого - выдающийся и самобытный - был разбужен к интенсивной деятельности не столько школьной наукой, сколько трудными "университетами жизни". С 1630 года Уинстэнли жил в Лондоне - сначала в качестве ученика в компании торговцев готовым платьем, с 1637 года - в качестве полноправного члена этой компании. До 1643 года Уинстэнли, по-видимому, вел в Лондоне мелкую торговлю сукном. Полностью разорившись, Уинстэнли покинул Лондон, поселился в графстве Суррей и вынужден был работать по найму, как это делали тысячи подобных ему бездомных коттеров-батраков. В повседневном общении с себе подобными бедняками Уинстэнли вынес главные идеи своего учения. В богословских же памфлетах, составлявших в то время основного круг чтения человека из народа, он доискивался аргументов в пользу осуществления чаяний народных низов. Это привело его на стезю сектантского проповедничества - главной формы просвещения масс того времени. Прибегая к мистически окрашенной религиозной аргументации, Уинстэнли в многочисленных памфлетах, посвященных социальным вопросам (начиная с "Нового закона справедливости", 1649), изложил свое социальное учение. Оно состоит из трех тесно связанных между собой компонентов: обоснования закона социальной справедливости (своеобразная "программа-максимум"), обоснования необходимости осуществления демократического аграрного переворота ("программа-минимум") и проекта "Свободной Республики" - учреждения в совр. ему Англии свободной ассоциации тружеников взамен эксплуататорского строя. "Новым законом справедливости" назвал Уинстэнли общество без классов, состоящее из одних только тружеников, не знающее частной собственности (прежде всего на землю, все еще остававшуюся основным условием тогдашнего производства), без денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. "Новый закон справедливости" резюмируется словами: "работайте вместе и вместе ешьте (свой) хлеб". Для победы этого "закона" требовалось, по мнению Уинстэнли, продолжительное время (она связывалась им с "внутренним просветлением" имущих), поэтому им выдвигалась программа более непосредственная и реалистическая - демократического аграрного переворота в процессе происходившей революции. Двумя основными пунктами этой программы являлись: повсеместное разрешение бедным безвозмездно обрабатывать общинные пустоши в свою пользу и освобождение копигольда из-под власти манориальных лордов и превращение его во фригольд. Осуществление демократического аграрного переворота Уинстэнли считал непременным условием победы республики над монархией. Если же будет сохранена власть лендлордов, - предупреждал Уинстэнли, - то реставрация монархии станет лишь вопросом времени. Возглавленное Уинстэнли выступление диггеров весной 1649 года знаменовало кульминационный пункт развития революционно-демократического движения в Англии середины 17 века. Основанная им в это время колония близ местечка Кобем - наглядный пример захвата бедняками явочным порядком общинных пустошей как их "справедливой доли в одержанной победе". После окончательного разрушения лендлордами и их наемниками колонии (весна 1650 года) Уинстэнли пишет свое идеологическое завещание - коммунистическую утопию "Закон свободы" (1652). В форме готовой конституции в ней рассматриваются различные стороны социального и политического строя общества, в к-ром установлено истинное равенство. Он впервые отчетливо связывает идеалы коммунистического общества с социальными чаяниями бедняков-тружеников, а свободу гражданина мыслит прежде всего как свободу его от нужды. Отчаявшись в способности народных низов завоевать этот строй собственными силами, Уинстэнли передает свой проект на усмотрение О. Кромвеля (которому посвящает свое сочинение). Хотя Уинстэнли, как и все социалисты-утописты, не видел глубокой противоречивости подобного акта, тем не менее он сумел разглядеть еще на заре буржуазного строя некоторые условия подлинного освобождения трудящихся.

М. А. Барг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Уинстенли и теория социализма

Другой памфлет Уинстенли назывался «Знамя истинных левеллеров или общинное состояние, открытое и представленное сынам человеческим». Этот манифест выставлял новые требования, заявляя в первых же строках, что «великий творец Разум сделал землю общим достоянием для животных и человека». Но человек стал большим рабом себе подобного, чем дикие животные его рабами. Поэтому основы собственности должны быть разорваны.

В других своих книгах, характеризуя куплю и продажу как главное общественное зло, Уинстенли подходит, хотя и несколько идеалистически, к пониманию причин общественных противоречий. «Является ли право продажи и покупки, — говорит он, — справедливым законов? Нет, это

[30]

право захватчика, а не справедливый закон творения. Как может быть справедливым то, что строится на обмане? Ибо разве не внедрился обман в повседневную практику, если каждый желающий продать плохую лошадь или корову, или другой плохой предмет хозяйства, отправляет его на рынок, чтобы надуть там какого-нибудь доверчивого простака, и потом, вернувшись домой, смеется над убытком, понесенным соседом. А бывает и еще хуже. Когда люди начали покупать и продавать, они утратили свою невинность, ибо с этого времени они начали угнетать друг друга и стараться похитить один у другого их прирожденные от сотворения права. Например, если земля принадлежит одновременно трем лицам и двое из них продают и покупают землю, а третий не дает на то своего согласия, то у него силой отбирают его права, и его потомки оказываются втянутыми в войну. Когда земля впервые стала покупаться и продаваться, многие не давали на это своего согласия. Поэтому эта купля и продажа принесла и до сих пор приносит недовольство и войны, которые достаточно уже мучили род человеческий в наказание за такие его дела. И народы мира никогда не научатся перековывать мечи на плуги и копья «а серпы и не прекратят войны, пока это жульническое изобретение купли и продажи не будет выброшено вон вместе с остальным хламом, принадлежащим королевской власти».

[31]

Уинстенли лучше, чем большинство его современников, видел связь между торговлей, классовым господством и войной.

Чрезвычайно интересно отношение Уинстенли к религии, предвосхитившее в определенной степени критическое отношение к ней, как к опиуму народа. Уинстенли называет теологию «божественной доктриной» и бичует духовенство за его оправдание классовой структуры общества. «Ежедневно,— говорит он, — бедняки вынуждены работать за 4 пенса в день, в то время как хлеб стоит дорого. А собирающий десятину священник еще закрывает им рты, проповедуя, что под словами «бедные унаследуют землю» надо понимать «внутреннее удовлетворение души». Я же говорю вам: «Писание должно осуществиться буквально и на деле. Вы смеетесь над именем «левеллер», но я заявляю вам, что Иисус Христос был первым левеллером».

Или в другом месте Уинстенли говорит: «Это божественное учение, которое вы называете «духовным и небесным», является в действительности разбойником, который приходит и грабит виноградники человеческого спокойствия и не входит в дверь, а крадется иным путем. Те, кто проповедует это божественное учение, — убийцы многих бедных душ, простых и робких, не решающихся открыто за себя постоять, скрывающих свои думы в глубине сердца. Это божественное духовное учение есть обман,

[32]

ибо в то время, как люди верят в него, мечтая о грядущем блаженстве или трепеща перед адом, куда они попадут после смерти, их глаза не видят, и они не замечают, каковы их врожденные права и что должно быть исполнено ими здесь, на земле, пока они еще живут. Это лишь пустой мечтатель 1, облако без дождя 2. И действительно, это хитрое духовенство понимает, что если только ему удастся очаровать народ своим божественным учением и заставить его искать небесного богатства и славы за гробом, то оно само легко унаследует землю и превратит обманутый народ в своего слугу».

Но Уинстенли не только предвосхитил критическое отношение к религии, заставляющей людей мечтать о будущей жизни и рабски мириться с пороками настоящей, он также полностью признавал великое значение науки для человечества. В представлении Уинстенли о религиозных обязанностях человека наука должна была играть существенную роль. «Если бы земля была свободна, — говорил он, — от оков королевской власти так, чтобы каждый мог быть уверен в свободной жизни, и если бы эта свобода была ему действительно предоставлена, тогда многие тайны, касающиеся бога и его творений в природе, которые сейчас

____

1. Послание Иуды, 8.

2. Послание Иуды, 12.

[33]

люди скрывают, чтобы иметь чем жить, стали бы общественным достоянием; так, путы, налагаемые королевской властью, служат причиной распространения на земле невежества.

И только тогда, когда свобода республики будет установлена, знание разольется по земле, как вода в море, но не раньше. Тот, кого выберут священником на год,, не будет только один читать проповеди и про-износить речи (в дни отдыха от работы), но каждый, кто обладает каким-нибудь опытом и способен говорить о каком-либо искусстве или языке, или о природе небес, находящихся над нами, либо о земле,, которая под нами, будет иметь возможность свободно высказаться, если сам предложит себя для этого, в вежливой форме выражая желание быть выслушанным. Также и тот, кто будет выбран чтецом на год, будет иметь свободу говорить, но не присваивать себе все права, как это делает до сих пор кичливое и «невежественное духовенство, опутавшее весь мир своими хитростями, алчностью и гордостью. И от каждого, кто говорит о какой-нибудь траве, растении, искусстве или о природе человека, требуется, чтобы он ничего не выдумывал, но рассказывал лишь то, что обнаружил во время своего труда или при наблюдениях над опытом. И читать или излагать закон природы (или бога) таким образом, как бог запечатлел свое имя на каждом предмете, это зна-

[34]

чит излагать истину, как поведал ее Иисус Христос, воздавая каждой вещи ее собственные меру и вес. «Ах, — скажет усердный, но невежественный учитель 1 — это низкое и плотское служение. Это ведет людей к знанию лишь тайн земли и природы, но мы должны стремиться постигнуть духовные и небесные предметы!» А я отвечаю: познать тайны природы — значит познать дела бога, а знать дела бога в его творении — значит познать самого бога, ибо бог пребывает в каждом видимом, предмете или теле. И действительно, если вы хотите познать духовные вещи, то это значит познать, как дух или сила Мудрости и Жизни, вызывающая движение или рост, пребывает внутри и управляет некоторыми телами звезд и планет в небе и телами на земле, такими, как травы, растения, рыбы, звери, птицы и род человеческий, ибо познать бога вне его творения или знать, что он желает сделать с человеком после того, как человек умрет, — невозможно, если не прибегнуть к разложению человека на субстанции огня, воды, земли и воздуха, из которых он состоит. Всякое другое знание находится за пределами возможности человека, и человек не может достичь его, пока живет в своем составленном из этих элементов теле».

Этот отрывок особенно интересен, ибо в основном великое движение всей научной

_____

1. Учитель веры.

[35]

мысли XVII столетия было тесно связано с одновременным развитием капитализма. Ведь как раз в это время (1646 г.) virtuosi 1 такие, как достопочтенный Роберт Бойль, доктор Томас Уиллис, доктор Джон Уилкинс, сэр Кристофер Рен и другие, убедившись, что старая схоластическая философия не будет побеждена новой или эмпирической без их совместных усилий, начали объединяться в так называемую «Незримую коллегию», ядро которой превратилось позднее в Королевское общество.

Первые члены Королевского общества были более заинтересованы в усовершенствовании методов торговли и сельского хозяйства, чем в том, что мы сегодня назвали бы «чистой наукой», и находились в тесном контакте с купцами лондонского Сити, поддерживавшими науку, основывая различные научные учреждения.

Например, Грешем колледж, где собиралось Королевское общество, был основан одним из самых выдающихся финансовых деятелей предшествующего периода. Джон Уилкинс в своей книге «Математическая магия» отмечал, что «наряду с большим удовольствием, которое испытываешь во время математических или философских изысканий, из них можно извлечь также и

_____

1. Группа английских ученых середины XVII века, занимавшихся естественными науками — Прим. ред.

[36]

большую реальную выгоду, особенно тем джентльменам, которые вкладывают свои средства в такие трудные предприятия, как осушение шахт, угольные копи и т. д., а также тем ремесленникам, которые особенно искусны в своем деле».

А Роберт Бойль в письме к своему другу Маркомберу, относящемся примерно к этому же времени, писал: «В соответствии с принципами нашей новой философской коллегии, гласящими, что ничто не имеет ценности, если не может быть практически использовано, я считаю важными для человека занятиями натурфилософию, механику и сельское хозяйство.

Поэтому одна из моих просьб, обращенных к вам, будет состоять в том, чтобы вы взялина себя труд расследовать более тщательно, какие виды земледелия практикуются в ваших краях, и если вы считаете это полезным, то принесите с собой список необходимых рецептов или книг, какие вы сможете раздобыть по тем вопросам, перечень которых я намеревался вам дать».

Но отношение Уинстенли к науке показывает, что понимание важного ее значения проявлялось не только среди крупных ученых среднего класса, бывших друзьями нового предпринимательства. Уинстенли был полон сознания важности изучения природы, хотя, подобно членам Королевского общества, он считал, что цель изучения природы состоит в познании творений бога.

[37]

Доктрина свободы, созданная Уинстенли, и его объяснение классовой борьбы выражены почти в современной форме. Например, в письме к лорду Ферфаксу он говорит: «Прежде всего мы спрашиваем, была ли земля с ее плодами создана для продажи и покупки или нет? И была ли одна часть человеческого рода предназначена самим законом творения до первородного греха быть господином земли, а другая — слугой?

Я утверждаю (и я вызываю вас опровергнуть это), что земля была сотворена для того, чтобы быть общим достоянием всех живущих на ней, без всякого различия, и не была предназначена для купли и продажи и что весь род людской является господином над животными, птицами, рыбами и землей и не создан для того, чтобы при-знавать кого-либо из себе подобных своим учителем и правителем, а должен следовать по стезе духа справедливости, единственного своего творца, живя таким образом в мире. И поскольку это истинно, то никто не должен быть лордом и лендлордом над другими, но земля свободна для того, чтобы все сыны и дочери рода человеческого свободно жили на ней. Во-вторых, я спрашиваю, не обрушиваются ли все войны, кровопролития и несчастья на создания тогда, когда один человек пожелает стать лордом над другим и когда станут домогаться собственности на землю один у другого? Ваше Писание достаточно ясно покажет,

[38]

что это так. И не будут ли эти бедствия продолжаться до тех пор, пока все ветви рода человеческого не станут смотреть на себя как на одного человека, и на землю как на общее достояние всех без различия, и пока каждый, признавая справедливый закон в себе и над собой, не станет жить в его сени? Тогда отбросьте вашу куплю- продажу земли и ее даров. Это безнравственно, это поднимает одного над другим, это заставляет одного угнетать другого и это есть бремя для творения».

Из этого отрывка явствует, что Уинстенли в своем понимании классовой эксплуатации оказался пионером концепции понимания истории как истории борьбы классов и одним из первых, кто заглянул вперед, в республику бесклассового общества.

Нижеследующий отрывок показывает, как он выводит вторичные бедствия из первичного угнетения народа имущими классами. «Истинная свобода, — говорит он, — царит там, где каждый человек получает питание и обеспечение, которые заключаются в пользовании землей. Ибо раз человек состоит из четырех элементов творения — огня, воды, воздуха и земли, — то он может быть сохранен лишь соединением этих четырех элементов, являющихся плодами земли, и не может жить без них. Отнимите свободное пользование ими — и тело будет чахнуть, дух окажется в оковах и в конце концов покинет тело. Разве священники, не

[39]

проповедуют о пребывании на земле? Разве юристы не выступают в процессах для получения земли в собственность? Разве солдат не сражается за землю? А лендлорд не требует ренты, благодаря которой он может жить на доход с земли, обработанной его держателями? Итак, от вора с большой дороги до короля, сидящего на троне, разве каждый не старается либо силой оружия, либо тайным обманом отобрать у другого право на землю, так как видит, что свобода заключается в изобилии, а рабство в бедности? Конечно, угнетающие народ лорды маноров, чрезмерно требовательные лендлорды и сборщики десятины могут с таким же правом сказать, что их братья не будут дышать воздухом, наслаждаться теплотой тела, водой, падающей на них во время ливня, если они не будут платить ренту за это, подобно тому как они говорят, что их братья не будут работать на земле и пользоваться ее плодами, если они не купят у них право на это. Ибо тот, кто берет на себя смелость лишить своего брата свободы пользования одним элементом, может лишить его свободы пользования всеми четырьмя, а именно: огнем, водой, воздухом и землей. Я говорю теперь относительно связи между угнетателем и угнетенным, ибо внутренние оковы духа, такие, как алчность, гордость, лицемерие, зависть, страх, отчаяние, безумие, вызываются внешними цепями, какие один род людей налагает на другой».

[40]

Так этот социалист XVII столетия ясно представляет себе необходимость национализации средств производства и, поскольку промышленность была тогда совершенно неразвита, естественно он принимает землю в качестве символа производительности природы.

Некоторые его замечания напоминают современную Советскую конституцию. Подобно ей он многое основывает на принципе «Кто не работает, тот не ест». Уинстенли говорит: «Если кто-нибудь отказывается изучать ремесло или работать во время посева или жатвы, или не хочет быть сторожем на складе, а хочет кормиться и одеваться за счет работы других людей, надзиратели общины сначала должны его усовещать приватно; если он будет продолжать бездельничать, ему будет выражено порицание со стороны надзирателей публично, в присутствии всех, затем ему будет дан срок в один месяц. Если он после этого будет бездельничать, то будет передан в руки распределителя работ, который будет заставлять его принудительно работать в течение 12 месяцев или пока он не подчинится общему порядку».

Другое высказывание Уинстенли напоминает реплику одного советского ребенка, которого спросили, что получит человек, купивший фунт картофеля за 2 пенса, а продавший его за 6 пенсов, и который ответил: «12 месяцев!»

[41]

«Если кто-нибудь соблазнит другого купить, а потом продать, а тот, кого соблазняли, не согласится и сообщит об этом надзирателям, соблазнитель лишится свободы на 12 месяцев, а надзиратель выразит похвалу тому, кто отказался от спекуляции, перед лицом всей конгрегации за его заботу о безопасности общины».

Выражения, предвосхищающие современное учение социализма, очень часто встречаются в сочинениях Уинстенли. Так, в своем «Изложении закона свободы» он говорит: «Правление заключается в мудром и свободном распоряжении землей и образом жизни людей путем соблюдения особых законов и правил, чтобы все жители могли мирно жить в довольстве и свободе в той стране, где они родились и выросли».

Уинстенли была намечена также теория примитивного коммунизма, поскольку он говорит: «Республиканскую форму правления вполне можно назвать самой древней, ибо она существовала до того, как незаметно выросли другие формы государства, основанные на угнетении».

В «Новогоднем подарке» есть очень яркое место, где Уинстенли требует «революционного скачка»: «Один из ваших офицеров сказал мне: «Если мы в Англии пожалуем каждому право участия в общем пользовании землей, то мы не только разрушим собственность, но и совершим то, что еще не практиковалось ни одним народом в мире».

[42]

Я ответил, что это верно; собственность была введена мечом, и отсюда проклятие, тяготеющее над ней, ибо ее ввел убийца, поддерживающий ее силой, и она произвела на земле разделение, 'наложившее на многих цепи рабства, поэтому это не благословенный, не обещающий ничего посев. А то, что делают другие страны, Англия вовсе не должна считать за образец, ибо Англия (так же как и другие страны) находилась некогда под властью чудовища, королевской власти, но теперь она, первая из всех наций, встала на путь реформ, и если Англия... будет удостоена этой чести, она может с полным правом... возложить корону на голову Христа, который есть мировая любовь или свободная община, и таким образом стать вождем всех народов мира в этом счастливом возрождении. Если же Англия откажется, другая страна будет избрана прежде нее, и Англия потеряет свою корону.

Ибо, если когда-нибудь творению суждено быть восстановленным, это будет достигнуто путем, ведущим через общину всех людей, во-первых, и общность земли, во-вторых. Эти две общины, или, вернее, две ветви одного и того же ствола, есть то истинное уравнение всех, какое произведет Христос при своем втором, более славном пришествии, ибо Иисус Христос, спаситель всего человечества, есть величайший, первый и самый истинный левеллер из всех, о ком говорилось на земле. Поэтому вы, правители

[43]

Англии, не стыдитесь и не бойтесь левеллеров, не ненавидьте их, ибо это те облака, на которых будет восседать Христос при своем пришествии. Не смотрите на другие страны как на образцы для подражания. Все страны мира погружены во мрак, во мраке же пребывает и Англия, хотя она ближе всех к свету и свободе; поэтому не допустите, чтобы другие страны отобрали у вас корону».

В «Декларации бедного и угнетенного народа Англии» (1649), подписанной наряду с Уинстенли многими другими лицами, говорилось, что «люди должны стремиться изгнать из мира эту проклятую вещь, называемую частной собственностью, являющуюся причиной всех войн, кровопролитий, воровства и тех рабских законов, которые заставляют народ терпеть всевозможные бедствия».

Единственно, в чем Уинстенли допустил бы неравенство, — это титулы и почетные награды. Без сомнения, он полагал, что это будет вполне достаточной побудительной причиной для кооперативной деятельности. В своем наброске идеальной республики он писал следующее: «Когда человек проходит через все чины и должности, он поднимается до почетных званий и достигает в конце концов высшей знатности как верный республике член парламента. Точно так же и тот, кто сделает открытие в области изучения тайн природы, получит почет-

[44]

ный титул, даже если он будет молодым человеком. Но ни один человек не получит никаких титулов, пока не заслужит их либо своим усердием, либо долгими годами службы. Каждый, кто достиг 60 лет, будет пользоваться почетом и уважением со стороны всех, кто моложе него».

Теперь совершенно ясно, что Уинстенли был автором или одним из авторов книги «Свет, сияющий в БекинТвмшире», о которой будет рассказано ниже в связи с рассмотрением движения левеллеров в армии.

О жизни Уинстенли известно очень мало. Имеются сведения о том, что он был уроженцем Ланкашира и в первые годы XVII века занимался торговлей в Лондоне. Когда началась борьба против Карла I, он широко жертвовал на поддержку парламентской армии, но позднее ему, кажется, не повезло в делах, и он обосновался в деревне. Однажды во время работы, как он сам позднее рассказывал, «его душа преисполнилась прекрасных мыслей, и ему открылись вещи, о которых он раньше никогда не слыхал и не читал и которым те, кому он о них рассказывал, не могли поверить». Одной из этих мыслей было убеждение, что земля должна стать общим достоянием всех людей без различия. Позднее он настаивал на том, что бедняки, трудясь, заслуживают особенного уважения, «ибо они первые принимают слово истины, а не богачи, являющиеся врагами подлинной свободы».

[45]

Памфлет, в котором Уинстенли так говорит о бедных и богатых, заслуживает более подробного изложения. Он назывался: «Слово ободрения городу Лондону и армии, из которого вы можете- заключить, что свобода Англии, которая должна была бы укрепиться в результате всех наших побед, пала ниже, чем во времена нормандского господства, как это видно из отчета о несправедливых судебных преследованиях Кингстон Кортом некоторых диггеров с Джордж Хилл» (август 1649). Обложка содержит следующие, почти патетические строки:

Когда эти бренные тела будут в могиле и дети займут наше место,
Это покажет, что мы стояли за правду мир и свободу в наши дни;
И мы предстанем в глазах всех верными сынами Англии, нашей матери.
Тогда не будет никаких хитростей священников и юристов; мы разоблачим их рабские души.

Незадолго до появления этого памфлета суд присяжных из местных богатых фригольдеров присудил нескольких диггеров к штрафу в 10 фунтов каждого, а их скот был вырезан шайкой наемных головорезов. На суде диггерам не дали даже возможности выступить в свою защиту. Памфлет кончается следующим обращением к живущему поблизости землевладельцу Ч. Дрейку, вызвавшему в суд Уинстенли и его друзей:

«Г-н Дрейк, вы член парламента, и вам известно, что все началось с ссоры между

[46]

королем Карлом и вашей палатой. Разве вы не обещали свободу всей нации после того, как будет Изгнана партия кавалеров? Почему же теперь вы ищете свободу лишь для себя и для джентри, отрицая такое же право за простым народом, понесшим самые большие потери?» Ответ Дрейка остался неизвестным. Он и его друзья — мировые судьи — имели в своем распоряжении еще два века.

Наряду с другими занятиями Уинстенли иногда отдавал дань поэзии, в частности написал интересную «Песнь диггеров», сохранившуюся в документах Кларка

Благородные диггеры, все вставайте теперь, вставайте!
Благородные диггеры, все вставайте,
Чтоб пустые поля удержать, так как может любой увидать,
Как кавалеры бесчестят весь люд, как они презирают ваш труд.
Вставайте теперь, вставайте!
Ваши хижины сносят они. Вставайте теперь, вставайте!
Ваши хижины сносят они. Вставайте!
Ваши хижины сносят они, страхом гонят вас в город они,
Но джентри наступит конец, бедняк получит венец!
Вставайте теперь, вставайте!

______

1. Кларк был секретарем военного совета. Его архив опубликован историком Чарльзом Ферсом в 90-х гг. прошлого века. — Прим. ред.

[47]

Джентри все захватили вокруг. Вставайте теперь, вставайте!
Джентри все захватили вокруг. Вставайте!
Джентри все захватили вокруг, они всюду, в любой из округ,
Им хитрость любая подстать, чтоб землю у вас отнять.
Вставайте теперь, вставайте!
Законник — джентри друг. Вставайте теперь, вставайте!
Законник — джентри друг. Вставайте!
В злобе все он готов измышлять, вас советует в тюрьмы бросать,
В нем дьявол, видно, сидит, а ненависть очи слепит.
Вставайте теперь, вставайте!
Священник за них во всем.
Вставайте теперь, вставайте!
Священник за них во всем. Вставайте!
Священник за них во всем, и он называет грехом,
Когда мы хотим начать свободу себе добывать.
Вставайте теперь, вставайте!

Существует также любопытный маленький памфлет под названием «Веселье диггеров или стихи, составленные и положенные на музыку для удовольствия и отдыха всех тех, кто копает или сам выполняет свою работу в Английской республике». Он был опубликован в Лондоне в 1650 г., т. е. после поражения армии левеллеров, и мы

[48]

процитируем один отрывок, характеризующий миролюбивую позицию диггеров.-

Но свобода не будет завоевана
Ни мечом, ни ружьем.
Хотя мы восемь лет боролись
И платили свой деньги.
Пусть духом слабые погибнут,
А сильные — победят!

[49]

Цитируется по изд.: Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция. М., 1947, с. 30-49.


Далее читайте:

Уинстэнли Джерард. Знамя, поднятое истинными левеллерами. Декларация властям Англии и всем властям в мире.

Уинстэнли Джерард. Новогодний подарок парламенту и армии.

Уинстэнли Джерард. Закон свободы, изложенный в виде программы, или восстановление истинной системы правления.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

The works..., ed. by G. H. Sabine, Ithaca - N. Y., 1941; в рус. пер. - Избр. памфлеты, М. - Л., 1950.

Литература:

Сапрыкин Ю. М., Социально-политич. идеи диггеров, "Вестник МГУ, серия историко-филологич. наук", 1959, No 2;

Барг M. A., Народные низы в англ. революции XVII века, М., 1967 (библ.).

Барг М. А. Социальная утопия Уинстэнли.— В кн.: История социалистических учений. Сб. статей. М., 1962.

Волгин В. П. Диггеры и Уинстэнли.— В кн.: Дж. Уинстэнли. Избранные памфлеты. М.— Л., 1950.

Костюченко Л. Г., Селиверстов Д. А. Теоретическое обоснование социалистического идеала Д. Уинстэнли.— В кн.: Философско-методологические проблемы общественного развития. М., 1979.

Селиверстов Д. А. Социальная утопия Д. Уинстэнли.— В кн.: Научный коммунизм: проблемы и исследования. М., 1976, вып. 8.

Стальный В. Уинстэнли — идеолог коммунизма в Великой английской революции.— Известия АН СССР, 1935, № 1.

Стальный В. Утопия Джерарда Уинстэнли.— Исторический журнал, 1942, № 34.

См. также лит. при ст. Диггеры.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС