Шефтсбери Антони Эшли Купер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шефтсбери Антони Эшли Купер

1671—1713

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шефтсбери Антони Эшли Купер

Шефтсбери (Shaftesbury), Антони Эшли Купер (1671- 1713), — граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Учение Шефтсбери проникнуто эстетизмом, чувством космической гармонии Вселенной и гармонического идеала человеческого существования. Восхищение природой у Шефтсбери принимает характер оптимистической «космоидеи». Царящее в мире гармоническое единство в многообразии он связывает с творчеством как принципом развития, конечным источником которого является Бог, понимаемый как мировой дух; признание Бога не нарушает принципа всеобщей закономерности. Учение Шефтсбери о нравственности основано на понятии врожденного человеку «нравственного чувства», предопределяющего естественное стремление человека к добру.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 516-517.


Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671—1713) — английский философ и моралист. Написал ряд работ по этике, собранных под общим заглавием «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (1—3 тт., 1711). Основная идея Шефтсбери — учение о самостоятельности морали и ее независимости от социальных условий. По его мнению, нравственное начало не связано с религиозным чувством, свойственно человеку от рождения и заставляет его ставить высшие моральные цели. Добродетель — это то, что доставляет наивысшее блаженство, разумное наслаждение. Движущим стимулом стремления человека к добродетели является «энтузиазм», посредством которого достигается примирение всевозможных противоречий. Критерий нравственности поступков содержится в их мотивах, а не в результатах. Человек, по мнению Шефтсбери, должен добиваться гармонического сочетания альтруистических и эгоистических стремлений. Нравственный идеал Шефтсбери — гармонически развитая личность. Все, что добродетельно, в то же время и эстетически прекрасно, т. к. прекрасное — в гармонии. Для морального учения Шефтсбери характерны черты эвдемонизма. Взгляды Шефтсбери оказали большое влияние на многих мыслителей — французских материалистов, Юма, Канта, Гердера, Фр. Шиллера.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 525-526.


Шефтсбери (Shaftesbury), Антони Эшли Купер (Cooper) (26.II.1671 - 15.II.1713), граф, - английский философ-моралист и политический деятель. Происходил из аристократической семьи. Получил блестящее домашнее образование, которым руководил Дж. Локк. Учился в Винчестер-колледже, а также в учебных заведениях Франции, Италии, Германии. В 1695-1698 годы - член палаты общин. С 1699 года - в палате лордов. По политическим идеалам был близок к вигам. В основе этической концепции Шефтсбери, несущей на себе печать деизма, лежит идея о врожденном «нравственном чувстве» человека, не зависящем ни от религиозных откровения, ни от социальных и естественных условий. Учение Шефтсбери, представлявшее собой реакцию на этические принципы пуританизма, рассматривает добродетель как состояние наивысшего блаженства: добрым и ценным, по Шефтсбери, является лишь то, что способно доставить высшее разумное наслаждение. Предлагая эстетическое обоснование понятия нравственности и сближая категории добродетели и прекрасного (все, что доставляет наслаждение, прекрасно), Шефтсбери тем самым отвергает догму протестантизма о красоте, отвращающей от добродетели. Представление Шефтсбери об античности как целостной системе, отличной от нового времени, оказало определенное влияние на развитие исторического мышления 18-19 веков.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Сочинения в русском переводе: Эстетические опыты, М., 1975.

Литература: Meinecke Г., Shaftesbury und die Wurzeln des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl of Shaftesbury, L., 1951.


Шефтсбери (Shaftesbury) Энтони Эшли Купер (Cooper), граф (26 февраля 1671, Лондон — 15 февраля 1713, Неаполь) — английский эстетик, моралист, философ. Член парламента (1699—1702). Шефтсбери соединял эллинистический космоцентризм с деизмом. Его оптимистический взгляд на устройство мира и человека противостоит как теологической доктрине грехопадения человека, так и идее Гоббса о войне всех против всех. Для него характерен своего рода холизм: нельзя познать и оценить смысл и значение любого элемента универсума, в т. ч. природы человека, абстрагируясь от Целого. Человек образует систему способностей, которые должны гармонировать друг с другом и с космосом, согласно замыслу Творца. Преобладание стремлений к общему благу — путь к добродетели и счастью человека. Приоритет своекорыстных желаний — путь к злу и несчастью. Шефтсбери в самых общих чертах наметил доктрину морального чувства, которое доставляет эстетическое наслаждение от созерцания добродетельных действий и добродетельного характера. Этика Шефтсбери вызвала противоречивые отклики. Ее высмеивал Б. Мандевиль в комментариях к «Басне о пчелах». Беркли усматривал в его философии иррелигиозные мотивы. Напротив, Ф. Хатчесон поддержал идею морального чувства и развил ее в целостную систему моральной философии. Д. Юм причисляет Шефтсбери к тем английским философам, которые стали развивать науку о человеке на новом фундаменте. Основные произведения Шефтсбери собраны в книге «Характеристики людей, обычаев, мнений и времен» (Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1—2), изданной в Лондоне в 1711. Второе, расширенное и исправленное издание вышло в 1714, уже после смерти автора. 1-е издание содержало «Исследование добродетели, или достоинства», «Письмо об энтузиазме», «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и доброго расположения духа», диалог «Моралисты (Философская рапсодия)», «Солилоквия, или Совет автору». Во 2-м издании в 3-м томе добавлен трактат «Мысли о разном». В этом же издании добавился 7-й трактат — «Замечания об историческом сюжете или табулатуре выбора Геркулеса». В издании 1733 появилось «Письмо об искусстве, или науке рисунка, написанное в Италии по случаю выбора Геркулеса». Книга Шефтсбери, написанная непринужденным, живым языком, иногда возвышенным стилем, пользовалась значительным успехом и у соотечественников, и у просветителей на континенте, а позднее — у романтиков. В течение 18 в. сочинения Шефтсбери издавались в основных европейских странах.

М. А. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 384.


Шефтсбери (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Cooper) (26.2.1671, Лондон,—15.2.1713, Неаполь), английский философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Шефтсбери выразил основные идеи, присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церковной религиозности и фанатизма, Шефтсбери усматривал в разуме единственный критерий истины. Используя неоплатонические образы (заимствуемые, в частности, у кембриджских платоников), Шефтсбери рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Шефтсбери — выражение стремления человека к идеалу гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеческого бытия. Нравственность, по Шефтсбери, коренится во врождённом человеку «нравственное чувстве»; сущность её — в гармоничном сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Присущая Шефтсбери эстетизация мира связана с утверждением эстетического характера нравственного совершенства, неразрывного единства красоты и нравственности. Шефтсбери анализировал принципы классицистического реализма, разрабатывал важнейшую для искусства Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетические идеи Шефтсбери были систематизированы английской философией 18 века (Хатчесон, Юм) и развиты в английской поэзии и моралистической прозе (начиная с А. Попа, Дж. Аддисона и Р. Стала). Шефтсбери оказал значительное влияние на эстетическую мысль Франции (Дидро) и особенно Германии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский романтизм).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711; Second characters or The language of forms, Camb ' 1914; в рус. пер.— Эстетич. опыты, Μ., 1975.

Литература: Михайлов  Ал. В.,   Эстетический мир Шефтсбери, в кн.:  Шефтсбери  А.   Э.   К.,  Эстетич. опыты, М., 1975, с.  7—76;  Walze!    О.,    Das Prometheussymbol von Shaftesbury  zu   Goethe Münch., 19322;  Wo Iff E.,  Shaftesbury und seine Bedeutung Tub.,   1960;    U eh lein   F.    Α.,    Kosmos und  Subjektivität Lord   Shaftesburys   philosophical   regimen,   Freiburg — Munch., 1976.


Шефтсбери, Антони Эшли Купер (Shaftesbury, Anthony Ashley Cooper, Third Earl of Shaftesbury) (1671–1713), английский философ и литератор. Родился 26 февраля 1671 в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II. Получил домашнее образование под присмотром Джона Локка (в 1686–1689), который был личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 стал членом палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя главным образом занятиям философией. Провел год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения с швейцарским протестантским теологом Ж.Леклерком, автором Исторического и критического словаря Пьером Бейлем и голландским теологом Ф.ван Лимборхом. В 1699 унаследовал титул и место в палате лордов, однако почти не принимал участия в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти, а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось.

В 1704 лондонский свет был взбудоражен прибытием в Англию группы французских крестьян, фанатичных протестантов, покинувших родину после отмены Нантского эдикта. Раздавались требования о преследовании этих «французских пророков», однако Шефтсбери в Письме об исступлении (Letter Concerning Enthusiasm, 1708) предложил вместо этого выставить фанатизм на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем способе проверки истиннности утверждений поставило под сомнение серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять и работа Шефтсбери Общее чувство: опыт о свободе остроумия и чувстве юмора (Sensus Communis: An Essay on the Freedom of Wit and Humour, 1709).

В 1711 Шефтсбери отправился на юг, в Неаполь. В Италии он провел два года и за это время переработал трехтомный труд Характеристики людей, манер, мнений и времен (Characteristicks of Men, Manners, Opinions, Times, v. 1–3, 1713, впервые опубликованный в 1711, но в новом издании содержавший ранние и имеющие самостоятельное значение эссе) и написал ряд других работ. Он также сделал наброски Рассуждения об искусствах: живописи, скульптуре и т.д. (Discourse on the Arts of Painting, Sculpture, etc.). Умер Шефтсбери в Неаполе 15 февраля 1713.

В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит представление о природе как гармоническом целом, свидетельствующем о ее божественном происхождении. Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии, обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин «моральное чувство». Добродетель, подобно хорошему вкусу, можно развить упражнением, однако она присуща человеку от природы и берет начало в естественных привязанностях. Этот оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него на А.Попа и его Опыт о человеке, а также на Колриджа. Шефтсбери был учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как «Прометея под властью Юпитера» и природу как произведение искусства, сотворенное Богом, что в зародыше содержало позднейшую теорию романтизма; его взгляды оказали влияние на Хатчесона, Юма, Дж.Батлера, Вольтера и Дидро, Гердера, Канта и немецкую идеалистическую философию.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель).

Сочинения:

Эстетические опыты, пер. А. В. Михайлова. М., 1975.

Second characters or The language of forms, Camb 1914; в рус. пер.— Эстетич. опыты, Μ., 1975.

Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711;

Литература:

Михайлов  Ал. В.,   Эстетический мир Шефтсбери, в кн.:  Шефтсбери  А.   Э.   К.,  Эстетич. опыты, М., 1975, с.  7—76; 

Walze!    О.,    Das Prometheussymbol von Shaftesbury  zu   Goethe Münch., 19322; 

WoIff E.,  Shaftesbury und seine Bedeutung Tub.,   1960;   

Uehlein   F.    Α.,    Kosmos und  Subjektivität Lord   Shaftesburys   philosophical   regimen,   Freiburg — Munch., 1976.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС