Рамакришна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рамакришна

1836—1886

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Рамакришна

Рамакришна (1834-1886) — представитель неоиндуизма, проповедник гуманистических идей и общественный деятель Индии. Р. известен своим практическим учением, которое он излагал в форме устных проповедей и притч.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 364.


Рамакришна (настоящее имя — Гададхар Чаттерджи) (1836—1886) — реформатор индуизма, общественный деятель Индии. Рамакришна выступал с проповедью единой всечеловеческой религии, философские предпосылки которой взяты из веданты и шактитантры. Он пытался примирить различные школы веданты, представив их в виде ступеней йогического духовного опыта. Признавая высшим началом бытия лишенный внутренних различий абсолют (ниргуна брахман), он в то же время выступал против концепции иллюзорности мира, отстаивал важность общественной деятельности. Последняя понималась им весьма узко и сводилась в осн. к филантропии и заботе о всеобщем «духовном совершенствовании». В этом Рамакришна видел ключ к преодолению бедствий «железного века» (кали-юга), отличающегося всевластием денег, засильем иноземных поработителей и т. д. В его высказываниях о кали-юге яркие обличения последствий англ. колониального господства сочетаются с наивной убежденностью в возрождении нации посредством веры. Проповедь Рамакришны не выходила за рамки пассивного протеста против колониальных порядков. Все же его пропаганда единой религии в условиях тогдашней Индии с ее многочисленными религиозными сектами и вероучениями, являвшимися пережитками феодальной идеологии, звучала как своеобразный призыв к национальному единству.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 383.


Рамакришна (монашеское имя; наст. имя — Гададхар Чаттерджи) (18.2.1836, Камарпукур — 16.8.1886, Калькутта), индийский мыслитель и религиозный реформатор. В юности был индуистским жрецом. Выступил с проповедью «спасения Индии» через обращение к духовно-религиозному опыту человечества. Считая, что все религии истинны и представляют собой «различные пути к одному и тому же богу», Рамакришна проповедовал единую духовную всечеловеческую религию, безразличную к конкретным проявлениям. Философская основа этой религии Рамакришны — идеи веданты и тантризма; Рамакришна старался объединить воззрения различных школ веданты (адвайта-веданта, двайта — см. Мадхва, Вишишта-адвайта), представляя их в виде различных ступеней постижения первичной реальности. Признавая в качестве этой реальности брахмана, лишённого внутренних различий (концепция Шанкары), Рамакришна отвергал точку зрения Шанкары об иллюзорности эмпирического мира: по Рамакришне, эмпирический мир столь же реален, как и брахман, возникая из него в результате эволюции. Это вело Рамакришну к провозглашению своего рода пантеизма («всё живое есть бог») и, в частности, возможности полного тождества брахмана и человека. Путём к реализации божественного начала Рамакришна считал практическое выполнение религиозно-этических предписаний, составляющее, по его мнению, сущность духовной религии; содержащийся в них идеал отречения идентичен у Рамакришны с исполнением своих обязанностей. Жизнь Рамакришны явилась примером воплощения проповедуемых им принципов; взгляды Рамакришны оказали значительное влияние на идеологию индуизма нового времени, став существенным компонентом идеологии индийского национализма. Непосредственным продолжателем Рамакришна был Вивекананда.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Мюллер М., Шри Рамакришна Парамагамза. Его жизнь и учение, пер. с англ., М., 1913; Рамакришна Б. Ш., Правозвестие Рамакришны, СПБ, 1914; Р. (Биографии, очерк), М., [1915]; Pоллан Р., Жизнь Рамакришны, Соч., т. 19, М., 1936; G a m h h i r а-n a n d a S., History of the Ramakrishna math and mission, Calc., 1957; Nehru J., Sri Ramakrishna and Swami Viveka-nanda, Gale., 1960.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Индии (биографический указатель).

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС