Андрей Платонов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Андрей Платонов

1899 - 1951

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Андрей Платонович Платонов

portret1

Платонов Андрей Платонович (псевд., наст. фамилия Климентов) (20.08[1.09].1899—5.01.1951), писатель, критик, публицист. Родился в Ямской Слободе, предместье Воронежа. Отец — паровозный машинист, слесарь. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека-рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, — понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

На облик художественного мира Платонова заметно повлиял образ его «малой родины» — Ямской Слободы. С одной стороны (в нескольких сотнях метров) — узкоколейка, многочасовые наблюдения за маневрами паровозов и любимая мальчишечья забава — катанье на подножках вагонов; с др. — Задонский тракт, с рассказами паломников о святых местах, житийной назидательностью и благочестием. С одной — город рабочих и мастеровых людей, идеи глобального социального и одновременно технократического переустройства мира, с др. — деревенский быт, мир плетней и многовекового уклада, ценность традиционных отношений и связей, стабильный общинный лад и семейные радости, дети и старики…

С 1906 по 1914 Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Подростком начал писать стихи, которые печатались после революции в воронежской прессе. В н. 1918 Платонов поступил на электротехническое отделение железнодорожного политехникума.

В литературной жизни Воронежа Платонов активно участвует с осени 1918: выступает на дискуссиях в Коммунистическом союзе журналистов, печатает статьи, стихи, рассказы в газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», «Железный путь» и др.). В ранней прозе и публицистике Платонова проговариваются многие идеи эпохи: призывы к полному подчинению, растворению человека в общем деле социалистического строительства — и яростная убежденность в полном творческом самораскрытии личности при социализме; радикальные проекты «улучшения природы» — и осознание экологической опасности этих проектов; пролеткультовский нигилизм — и интерес к культурному наследию прошлого.

В 1921 в Воронеже выходит первая публицистическая книга Платонова — брошюра «Электрификация», в 1922 в Краснодаре — сборник стихов «Голубая глубина». Вскоре Платонов отходит на время от активной литературной деятельности ради практической работы.

Осенью 1926 Наркоматом земледелия Платонов назначается заведующим подотделом мелиорации земельного управления Тамбовской губ. Перед отъездом из Москвы он заключает договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу избранных произведений. В Тамбов Платонов приезжает с начатыми рукописями и множеством замыслов. Три с пол. мес. (8 дек. 1926—23 марта 1927), проведенные там, — время чрезвычайно продуктивной творческой работы писателя. Здесь создается цикл повестей, объединенных раздумьями о русской исторической судьбе: фантастическая повесть «Эфирный тракт» (янв. 1927); в том же месяце Платонов создает «Епифанские шлюзы» — повесть о петровских преобразованиях русской жизни; в сер. февр. завершает в первой редакции «Город Градов» — хронику борьбы Москвы (центра) и идеологов Градова (провинция), попытку сатирического осмысления новой философии становящегося государства. В это же время пишутся статьи по вопросам землепользования в России, философские эссе об искусстве, религии, науке, проводятся социально-экономические расчеты. Из Тамбова Платонов пишет жене о своих сокровенных раздумьях. «Пока во мне сердце, мозг и эта темная воля творчества — “муза” мне не изменит… Иногда мне кажется, что у меня нет общественного будущего, а есть будущее, ценное только для меня одного»; «скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза. Но мне кажется — настоящее искусство, настоящая мысль и могут только рождаться в таком захолустье». В н. 1927 в Тамбове для Платонова, казалось, разомкнулись горизонты видения мира, и это видение до конца жизни уже больше не покидало его.

Внешние же обстоятельства судьбы писателя были по-прежнему нелегки. «В Тамбове обстановка была настолько тяжелая, что я, пробившись около 4 месяцев, попросил освободить меня от работы… Я бился как окровавленный кулак и, измучившись, уехал, предпочитая быть безработным в Москве, чем провалиться в Тамбове на работах…» — объяснял он позднее в одном из писем.

В марте 1927 Платонов окончательно переезжает в Москву. В скитаниях по Москве Платонов пишет новую редакцию «Города Градова», создает цикл новых повестей: «Сокровенный человек» (платоновская попытка осознания бытийного смысла гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой впоследствии вырастет роман «Чевенгур»). В 1928 Платонов сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Один за др. выходят сборники «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).

Литературная судьба писателя резко изменяется после разгромной критики деятелями РАППа рассказов «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» в 1929. В 1929 завершен автором и доведен до верстки «Чевенгур» — роман о революции и Новом Граде. Однако все попытки опубликовать «Чевенгур» окончились к к. 1929 крахом.

Осенью 1929 — «года великого перелома» — Платонов много ездит по совхозам и колхозам Средней России как командированный от Наркомата земледелия. К этому времени относится начало работы над повестью «Котлован». «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, показывает, что раскулачивание деревни и бесконечное строительство «общепролетарского дома» в городе интерпретируются Платоновым в «Котловане» не только социально-тематически (т. е. применительно к политической ситуации в России к. 20-х), но символически, историософски. В центре его размышлений судьба России — «девочки-эсерши», его сомневающиеся герои ищут ответа на вечные, антологические вопросы бытия: что есть жизнь, в чем (или о ком) истина, каковы возможности и пределы познания себя и мира. Нити этих постоянных мотивов Платонова вплетены в саму поэтическую ткань прозы писателя, они создают плоть его особых художественно-философских «образов-понятий».

Повесть «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершенные весной 1930, при жизни писателя опубликованы не были. В марте 1929 Платонов пишет первую редакцию повести-хроники «Впрок». Журналы и издательства отклоняют повесть, отмечая в ней наличие интонации «ошибочного», «Усомнившегося Макара». Повесть-хроника все-таки была опубликована (в новой редакции) в 1931 в журнале «Красная новь» и вслед за «Усомнившимся Макаром» легла на стол И. В. Сталина, вызвав новую волну критики.

Наступившая после публикации «Впрок» изоляция Платонова обозначила новый этап в творчестве писателя. В 1932 создана народная трагедия «14 Красных Избушек» — о страшных потрясениях русской провинции, о голоде, к которому привел «великий перелом». Из поездок по колхозам Поволжья и Северного Кавказа (командировки от Наркомата земледелия) Платонов привозит беспощадный материал для повести «Ювенильное море (Море юности)». Повести «Ювенильное море», «Хлеб и чтение» завершены в 1932.

Первая после 1929 книга Платонова — сборник рассказов «Река Потудань» — была опубликована в 1937. В нее вошли такие ставшие классическими произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Появление этой книги совпало с кульминацией политических процессов 30-х, и Платонов как идеологически неблагонадежный писатель попал под прицел литературной критики.

В это время Платонов пишет новые рассказы, сценарии, материалы к роману «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» (в февр. 1937 Платонов на перекладных проехал по маршруту «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»). Сдача романа в издательство «Советский писатель» планировалась в июле 1938. Но 29 апр. 1938 был по навету арестован и осужден по 58-й, «политической» статье единственный сын Платонова, 15-летний школьник. Он был освобожден из лагеря (благодаря содействию М. А. Шолохова, друга семьи писателя) лишь в 1941, смертельно больным, и через 2 года умер. «Слишком любимое и драгоценное мне страшно — я боюсь потерять его», — писал Платонов о 3-летнем сыне в 1926. Трагический и безысходный личный опыт разделенности с сыном был переплавлен и отражен писателем в раздумьях о мистической связи поколений в пьесе «Голос отца (Молчание)» (1938—39).

С 1938 Платонов сотрудничает с издательством детской литературы; в 1939 здесь выходит книга «Июльская гроза». В 1939—41 статьи и рецензии Платонова регулярно печатаются в журнале «Детская литература». Для Центрального детского театра Платонов пишет пьесы и сценарии («Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» и др.), однако ни одна из пьес не была поставлена при жизни писателя.

Издание нового сборника рассказов Платонова «Течение времени» было остановлено начавшейся Великой Отечественной войной. С окт. 1942 и до конца войны Платонов — фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». За это время вышли из печати 4 книги его военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Его очерки и рассказы с неизменной подписью «Действующая Армия» постоянно печатались на страницах «Красной Звезды» и «Красноармейца».

В 1943 не проходит цензуру книга Платонова «О живых и мертвых», в 1946 — книга «Вся жизнь». История неудавшегося издания последней совпадает с новыми нападками критики, обрушившимися на писателя после публикации рассказа «Семья Иванова» (др. название — «Возвращение») («Новый мир». 1946. № 10—11). Произведение, в котором писатель выступил первооткрывателем трагических аспектов Победы, было объявлено устами официозного критика клеветой на советскую семью и героя-солдата. («Литературная газета». 1947. 4 янв.). Рассказы Платонова снова возвращают ему из редакций журналов с резолюцией «Рассказ не пойдет». Неудачей завершились попытки писателя возобновить творческий контакт с Центральным детским театром, для которого он писал пьесу о Пушкине «Ученик Лицея». Единственной нитью связи Платонова с литературной жизнью остаются детские газеты и журналы.

Не имея возможности напечатать оригинальные произведения, писатель в последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, работал над переложениями народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок «Финист — Ясный Сокол» (1947) и «Волшебное кольцо» (1949), а также «Башкирские народные сказки» (1947). Последним большим произведением, над которым работал писатель, была пьеса-мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Пьеса осталась незаконченной.

Н. Корниенко, А. Харитонов

Ист.: Русские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. Т. 2. М., 1998.


Вернуться на главную страницу Андрея Платонова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС