Писарев Дмитрий Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Писарев Дмитрий Иванович

1840-1868

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий Иванович Писарев

Писарев Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский революционный публицист, литературный критик, философ-материалист. Сотрудник и идейный руководитель журнала «Русское слово» (с 1861). В 1862—1866 — в заключении в Петропавловской крепости за выступление в защиту Герцена от нападок царского агента Фиркса (Шедо-Ферроти). В 1867—1868 сотрудничал в журналах «Дело», «Отечественные записки». Сформировавшиеся к концу 1861 демократические, революционные и социалистические взгляды П. («Схоластика XIX века», 1861; прокламация против Шедо-Ферроти, 1862) переживают впоследствии значительную трансформацию: быстрое угасание поднявшейся в 1859— 1861 революционно-освободительной волны все сильнее убеждает П. в отсутствии в России условий для совершения революции, в неспособности крестьянства освободить себя и построить свободное общество. Главную социальную задачу и вместе с тем цель собственной деятельности П. видел в разрешении «вопроса о голодных и раздетых людях»; отсюда защита П. социалистических идей (правда, ни одно из существовавших социалистических учений не удовлетворяло П.). Размышляя о закономерности и роли осуществляемого народом революционного насилия в истории («Исторические идеи О. Конта», 1865; «Мыслящий пролетариат», 1865; «Популяризаторы отрицательных доктрин», 1866; «Генрих Гейне», 1867, и др.), П. выдвигал идею «химического» пути революции — постепенных социальных изменений, сводящихся к просвещению, увеличению производительности труда и улучшению условий жизни масс, как основных предпосылок коренной «перестройки общественных учреждений». Задачу просвещения народа П. возлагал на «мыслящих реалистов» — передовую интеллигенцию. Произв. последних лет жизни («Французский крестьянин в 1789 году», 1868, и др.) свидетельствуют о нарастании радикальной тенденции в мировоззрении П. Социально-политическая концепция П. обусловила определенный акцент и при рассмотрении философской проблематики, в частности борьбу против религии и разного рода проявлений «узколобого мистицизма» в науке, отвлекающих Человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих «самые элементарные свидетельства опыта» («Идеализм Платона», 1861,,и др.), отрицательное отношение П. к «умозрительной философии» Гегеля. Противовес идеализму П. усматривал в теориях естественнонаучного материализма — Я. Молешотта, К. Фохта, которым он давал положительную оценку («Физиологические эскизы Молешотта», 1861; «Процесс жизни», 1861; «Физиологические картины», 1862). Одним из первых в России П. пропагандировал дарвинизм («Прогресс в мире животных и растений», 1864). Склоняясь при рассмотрении гносеологических проблем к сенсуализму, П., однако, отрицательно относился к эмпиризму («Промахи незрелой мысли», 1864), указывал на созидательную роль творческой мечты. Этот призыв П. к творческой мечте высоко ценил Ленин. Убежденный сторонник реализма во всем, П. остро полемизировал с представителями «чистого искусства», доходя в этой полемике иногда до провозглашения «строжайшей утилитарности» искусства и рассмотрения его как одного из тормозов научного прогресса («Разрушение эстетики», 1865; «Пушкин и Белинский», 1865). Не лишенный крайностей, «нигилистический» радикализм П. выражал его непримиримость к самодержавно-крепостническим по рядкам, ненависть к социальному паразитизму и приспособленчеству; вместе с тем он был обращен также против некоторых иллюзий русской революционной демократии конца 50—60-х гг.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 342-343.

Вернуться на главную страницу Писарева

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС