Мандевиль Бернард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мандевиль Бернард

1670—1733

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бернард де Мандевиль

Мандевиль Бернард (1670—1733) — английский философ-моралист. Известен своей «Басней о пчелах» (1705) — острой сатирой на современное ему общество. В ней изображена жизнь улья, в котором процветают пороки и каждый обитатель заботится лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает всех их честными. Это приводит к разорению улья. Мандевиль, таким образом, первым высказал идею, в дальнейшем развитую Гегелем, о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, направленную против взглядов Шефтсбери. Мандевиль ясно видел, что богатство нации в буржуазном обществе покоится на бедности трудящихся. Мандевиль оказал большое влияние на позднейших философов и экономистов (Гельвеций, А. Смит и др.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 238-239.


МАНДЕВИЛЬ Бернард  де (1670- 1733) — английский философ-деист, моралист, испытал влияние идей Гоббса и Локка. Автор «Басни о пчелах», одной из самых нашумевших книг своего времени.

Мандевиль свое представление о состоянии современного общества воплотил в образе пчелиного улья. В этом обществе-улье все сословия стремятся к удовлетворению своих эгоистических, зачастую порочных влечений. Тем не менее общество процветает: порочные устремления стимулируют активность его членов, действующих «хитростью» — обманом, лицемерием — чтобы добиться достижения своих целей. Зевс, уступая многочисленным просьбам, сделал всех добродетельными. Возникшая в улье тяга к честности привела к деградации общества, ибо пчелы перестали стремиться к новшествам, утратили эгоистические амбиции. Никто не воровал, не обманывал, все платили долги. Полиция бездействовала, конкуренция во всех сферах жизни исчезла.

Мандевиль в наглядной форме сформулировал проблему несовместимости общественного и личного, справедливости и стремления к обогащению, предприимчивости и добродетели. Невозможно развитие общества без частного интереса, без эгоистической устремленности его членов. Трезвый взгляд Мандевиля на общество и человека был своего рода прозрением, развенчивающим социальные утопии будущего.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 211.


Мандевиль (Mandeville) Бернард де (1670, Дорд-рехт, — 21.1.1733, Лондон), английский философ-материалист, деист; врач. По происхождению француз. Философские взгляды Мандевиля сложились под влиянием учений Гоббса и Локка.

Главное произведения Мандевиля — «Басня о пчелах» (рус. пер. 1974), первоначально вышедшая анонимно в 1705 году в Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием «Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными» («The grumbling hive; or, Knaves turn'd honest»). В 1714 году «Басня» была переиздана («The fable of the bees; or, Private vices public benefits»). В 1723 году она вышла с новыми комментариями и дополнением: «Исследования о происхождении нравственной Добродетели» («An enquiry into the origin of moral virtue»), в том числе: «Изыскание о природе общества» («A search into the nature of society»). Сочинение Мандевиля получило широкое распространение в 18 веке, вокруг него разгорелась острая борьба (против «Басни» Мандевиля выступили Дж. Беркли и Ф. Хатчесон; Вольтер посвятил ей сатирическую басню «Марселец и лев»). В «Басне» Мандевиль выступает с острой социальной сатирой на современное ему общество, в котором пороки являются движущей силой развития. Мандевиль вскрывает роль господствующей морали как орудия господства над трудящимися, устанавливает зависимость нравственности от общественного строя.

К. Маркс в «Капитале», высоко оценивая взгляды Мандевиля, писал, что он был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 395).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Free thoughts on religion, the church, and national happiness, L., 1723; An inquiry into the origin of honour, and the usefulness of Christianity in war, L., 1732; A letter to Dion, L., 1732.

Литература: История философии, т. 2, M., 1941, с. 252—54; Stamm1er R., Mandeville's Bienenfabel, B., 1918.


Бернард Мандевиль (1670-1733) - английский философ, француз по происхождению. Окончил Лейденский университет в Голландии, где получил диплом врача. С 1700 г. жил в Англии, Лондоне, занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным болезням. Им написана работа, посвященная истерическим и ипоходрическим заболеваниям. Прославился же Мандевиль своим единственным произведением - "Басней о пчелах".

В основу этого труда положен памфлет в стихах, опубликованный в 1705 г под названием "Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными". Затем эта поэма была переиздана с прибавлением к ней комментария и других произведений Мандевиля - "Исследования о происхождении моральной добродетели", "Исследование о природе общества" и др. Произведение Мандевиля имело огромную популярность в Англии и многократно переиздавалось под названием "Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - благо для общества". В своей басне Мандевиль нарисовал картину общества, которое соединяет в себе роскошь и нищету, праздность и расточительность и тяжелый труд. Для этого он использует аллегорию, изображая жизнь пчелиного улья, в котором все продается и покупается. Все пороки, какие только известны человечеству, господствуют в нем. Однако именно эти пороки и давали возможность процветать улью, "пороки частных лиц" являлись источником общественного благосостояния.

И вот в один прекрасный день все пчелы этого улья стали честными, вместо пороков появились добродетели. Все это привело к коренным изменениям в улье: из улья ушло богатство, и он зачах. Таким образом, мораль "Басни" заключалась в выводе, что пороки - необходимое состояние общества.

Объективно "апология пороков", развернутая Мандевилем, была направлена на разоблачение господствовавшей в то время морали, на показ того, как лицемерие и ханжество английских буржуа прикрывало подлинное их лицо - стремление к богатству и прибыли. Мандевиль написал сатиру на систему общественных отношений современной Англии.

В "Комментариях" к поэтической басне Мандевиль еще дальше развивает свои главные мысли о власти пороков и их необходимости для общества. Он полагал, что присущие человеческой природе эгоистические черты сделали человека общественным существом. "Самыми необходимыми качествами, - писал он, - делающими человека приспособленным к жизни в самых больших и самых процветающих обществах, являются его наиболее низменные и отвратительные свойства" [Басня о пчелах. М., 1974. С. 45].

Мандевиль подчеркивает неотделимость пороков от жизни общества, их необходимость для его развития. Он делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии общества: "То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, - является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения, здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук, и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем" [Басня о пчелах. С. 329]. В то же время Мандевиль не выступает защитником пороков как таковых, он лишь указывает тенденцию общественного развития. Он писал: "Я далек от того, чтобы поощрять порок" и думаю, "что если бы можно было бы полностью изгнать из государства грех нравственной нечистоплотности, то это было бы для него невыразимым счастьем, но я боюсь, что это невозможно" [Басня о пчелах. С. 109].

В противоположность Шефтсбери "моральное чувство", по Мандевилю носит прирожденный характер, оно есть продукт общественной жизни Законодатели и мудрецы изобрели мораль для того, чтобы люди могли сдерживать свои стремления и согласовывать их с социальными потребностями, и научили людей различным нравственным понятиям, таким, как стыд, честь, добродетель, порок. Так, добродетель обозначало все то, что связано со стремлением к благу других и обузданию своих собственных аффектов. Пороком назвали все то что человек делает для удовлетворения своих желаний, игнорируя общественные интересы. Законодатели, по мысли Мандевиля, получили из всего этого большую пользу, так как при помощи морали смогли управлять "огромным количеством людей с большой легкостью и безопасностью" [Басня о пчелах. С. б9]. Концепция Мандевиля содержит в себе много верного. Он вскрыл глубинные психологические причины поведения людей и роль моральных качеств людей в развитии общества. Идеи Мандевиля получили свое дальнейшее развитие в трудах позднейших философов, хотя сначала вызвали бурную полемику. Идеи о роли зла в истории в дальнейшем разработал Гегель.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт – 21 января 1733, Лондон) – английский философ, психолог и писатель-моралист. Родился в Голландии в семье потомков французских эмигрантов. Учился в эразмианской школе в Роттердаме (1678–85) и в Лейденском университете (1685–91), получив по его окончании степень доктора медицины. С сер. 1690-х гг. постоянно жил в Лондоне, занимался врачебной практикой и литературной деятельностью.

Основное произведение Мандевиля – «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц – Блага для общества» (1714, 1723, 1724, рус. пер. 1974). Оно выросло из его иронической поэмы «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» (1705, рус. пер. 2000), аллегории, в которой дан сатирический образ общества, процветающего благодаря порокам его членов, и пришедшего в упадок, как только в нем восторжествовало благонравие. Первое издание «Басни...» (1714), кроме поэмы, содержало обстоятельные комментарий к ней и трактат «Исследование о происхождении моральной добродетели». Мандевиль полагает, что в природе человека нет непосредственного нравственного начала, в ней бурлят эгоистические, низменные влечения и аффекты. Систему морали создало искусство политиков, приучивших людей преодолевать свои естественные влечения и аффекты из стыда, страха и гордости. Во 2-е издание (1723) вошли еще две работы – «Опыт о благотворительности и благотворительных школах» и «Исследование о природе общества». Последняя содержала критику этики «естественного нравственного чувства» Шефтсбери и обсуждение вопроса о начале зла. Проблема зла, обычно рассматривавшаяся как религиозно-этическая и метафизическая, у Мандевиля переосмысливается в социально-экономическую: он ставит вопрос о продуктивном значении зла для прогресса и самого существования общественной жизни. Как моральное, так и физическое зло (т.е. недостатки и пороки людей, неблагоприятные для них силы природы) Мандевиль принимает за тот основной побудительный мотив, который делает людей социальными существами и является залогом их успехов в хозяйственной деятельности, в искусствах и науках.

С 1723 вокруг «Басни...» разгорелась полемика. Начало положило заявление присяжных большого жюри графства Мидлсекс, осудившего книгу как безнравственную и опасную для религии и общества. В 3-м издании «Басни...» (1724) Мандевиль поместил свой ответ на это заявление. Но защищать книгу и разъяснять свои взгляды ему пришлось еще не раз: и во втором томе «Басни...» (1729), и в «Письме к Диону» (1732) – Джорджу Беркли, критиковавшему Мандевиля в своем сочинении «Алкифрон, или Мелкий философ». Предостерегая от неверного толкования своей концепции, Мандевиль подчеркивал, что пороки частных лиц складываются во благо общественного целого лишь в условиях правового политического управления, для которого законы имеют то же значение, что «жизненные духи» для тел одушевленных существ. Мандевиль стоял за светское государство и отвергал вмешательство духовенства в государственные дела. Христианская добродетель несовместима с мирским преуспеянием и величием, и мирским амбициям духовенства может служить лишь извращенное христианство. Эти идеи, как и свои соображения в защиту веротерпимости, Мандевиль изложил в книге «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (1720). Государство в целом не может быть связано с какой-либо религией. Законодатель призван лишь узаконить христианскую религию, обеспечить свободу ее исповедания и защитить от любых нападок. Вопрос же о сущности христианской веры остается частным делом каждого человека. Как психолог Мандевиль придерживался концепции аффективной природа человека: в комментариях к «Возроптавшему улью...» он дал много примеров остроумного анализа человеческого поведения и сознания в понятиях этой теории. У него есть и специальное сочинение «Трактат об ипохондрических и истерических страстях» (1711).

«Басня о пчелах...» занимает видное место как в истории английской философии и литературы 18 в., так и в идеологии Просвещения в целом. Как заметил Ф.Ланге, положение, что пороки служат общему благу, было некоторым образом тайной статьей Просвещения, которая редко упоминалась, но никогда не забывалась.

А.Л. Субботин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 488-489.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Великобритании (биографический указатель)

Сочинения:

The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits, ed. by F.B.Kaye, vol. 1–2. Oxf., 1924;

Free Thought on Religion, the Church and National Happiness. Stuttg.–Bad Cannstatt, 1969;

Басня о пчелах. M., 2000.

Литература:

Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. М., 1986;

Cook R.I. Bernard Mandeville. N. Y., 1974;

Horne T.Α. The social thought of Bernard Mandeville. L., 1978;

Monro H. The ambivalence of Bernard Mandeville. Oxf., 1975.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС