Мах Эрнст
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мах Эрнст

1838—1916

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эрнст Мах

Мах Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи «комплексами ощущений», Мах тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Исходя из мотивов философии Юма, Мах, по существу, отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции, как, с его точки зрения, не данные в «опыте». В соответствии с махистским «принципом экономии мышлениях описание мира должно включать только «нейтральные элементы опыта»; реальны лишь эти «элементы» (Мах, идя в русле взглядов Беркли, фактически отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, таким образом, к различию «функциональных отношений», в которых рассматриваются «элементы»: физическое исследование состоит, по Маху, в анализе взаимной связи «элементов» друг с другом, психологическое — в анализе отношения человеческого организма к «элементам». Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науку в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Субъективный идеализм Маха и его непоследовательность раскрыты и подвергнуты критике в книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Основные работы: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886), «Познание и заблуждение» (1905). Философия Маха оказала влияние на формирование неопозитивизма, а также явилась основой махистской ревизии марксизма (Ф. Адлер, В. А. Базаров, Богданов, Юшкевич и др.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 253-254.

Другие биографические материалы:

Лекторский В.А., Рожанский И.Д. Философ-идеалист (Большая советская энциклопедия).

Грицанов А.А. Австрийский физик и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Зотов А.Ф. Оперировал «законом экономии мышления» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Сконструировал так называемый «барабан Маха» (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Блинников Л.В. Объявлял экономию мышления основной характеристикой познания (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Физик, физиолог, историк науки, философ (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Мах считал, что  мир есть «комплекс ощущений» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Мах Э. Познание и заблуждение (Статья А.Ф. Зотова о сочинении Э. Маха).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Махизм (определение явления и документы). 

Австромарксизм  (несколько определений понятия). 

Сочинения:

Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;

Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 2005;

Популярно-научные очерки. СПб., 1909;

Популярно-научные очерки, 2 изд., СПБ, 1920;

Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908;

Принцип сохранения работы. История и корень её, СПБ, 1909.

Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909;

Познание и заблуждение. М., 2003;

Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.

Механика. Историко-критический очерк ее развития. Ижевск, 2000;

Die Lehre von den Bewegungsempfindungen. 1875;

Die Prinzipien der Warmelehre, historish-kritisch entwickelit. Leipzig, 1896;

Die Prinzipien der phyzikalischen Optik. Leipzig, 1921.

Kultur und Mechanik. Stuttgart, 1915;

Kultur und Mechanik, Stuttg., 1915; в русском переводе ‒ Введение к учению о звуковых ощущениях Гельмгольца, СПБ, 1879;

Grundlinien der Lehre von den Bewegungsempfindungen, Lpz., 1875;

Untersuchungen Uber den Zeitsinn des Ohres // Sitzunsberieht der kaiserischen Akademie der Wissenschaft. 1865, 5, Abt. 2, Heft 1-5;

Beitrage zur Analyse der Empfmdungen. Jena, 1886; Die Erkenntnis und Irrtum. 1905, в рус пер.: Познание и заблуждение. М., 1909:

Литература:

Бланк М. Теория физического познания Э. Маха // Новые идеи в философии. СПб., 1912. Сб. № 2;

Эйнштейн А., Эрнст Мах, Собрание научных трудов, т. 4, с. 27, М., 1967.

Энгельмейер П. К. Теория познания Эрнста Маха // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 38;

Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд. М., 1985;

Henning Н., Е. Mach als Philosoph, Physiker und Psychologe, Lpz., 1915;

Thiele J., E. Mach-Bibliographie, «Centaurus», 1963, v. 8;

Heller К. D., E. Mach, W. ‒ N. Y., 1964;

Thirring H., Ernst Mach als Physiker, «Almanach der Österreichischen Akademie der Wissenschaften», 1966, Jrg. 116;

HentschelK. Mach // Neue deutsche Biographic. Berlin, 1987. Bd. 15.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС