Лопухин Иван Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лопухин Иван Владимирович

1756-1816

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Владимирович Лопухин

Лопухин Иван Владимирович (24.2.1756- 22.6.1816) государственный деятель, публицист, мемуарист; один их видных представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807). Из старинного дворянского рода; внук двоюродного брата царицы Е.Ф. Лопухиной, первой жены Петра I. Отец Лопухина генерал-поручик Владимир Иванович Лопухин (1709-1797), был обер-комендантом в Киеве. Мать - Евдокия Ильинична (урожденная Исаева). Лопухин получил домашнее образование; в детстве записан унтер-офицером в гвардию (практически не служил по болезни). В 1782 вышел в отставку капитан-поручиком с присвоением чина полковника, поступил советником в Московскую уголовную палату (в 1784-1785 -ее председатель). Выступал за «умеренность в наказаниях», что послужило причиной его разногласий с генерал-губернатором Я.А. Брюсом и вынужденной отставки в 1785. В молодости увлекался философией просветителей (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), переводил П.А. Гольбаха (перевод впоследствии был уничтожен самим Лопухиным). Первое опубликованное сочинение Лопухина - «Рассуждение о злоупотреблениях разума некоторыми новыми писателями...» (М., 1780). К 1782 Лопухин - член нескольких масонских лож и «Дружеского ученого общества» Н.И. Новикова. С 1784 управляющий ложи «Блистающей Звезды» и надзиратель для всех «русских братьев». Один из участников и руководителей «Типографической компании» Новикова. Среди его друзей - известные масоны A.M. Кутузов, О.А. Поздеев, князь Н.В. Репнин. В 1780-1790-е гг. издал оригинальные и переводные работы, разъясняющие масонские доктрины. Из сочинений Лопухина наиболее известны: «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели» (СПб., 1798, 1799 - на франц. яз.), «Катехизис истинных франк-масонов для употребления ищущих премудрости» (1790, на франц. яз.), «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (М., 1791; 2-е изд. под названием «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь»). После ареста Новикова Лопухин подвергся в апреле 1792 допросу и обыску, но в отличие от других участников кружка был оставлен в Москве под наблюдением, дав слово дворянина, что прекратит масонскую деятельность. В 1792-1796 занимался литературным творчеством, опубликовал переводы псалмов «Подражание некоторым песням Давидовым» (М., 1794), а также свое единственное драматическое произведение «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья» (М., 1794). После вступления на престол императора Павла I Лопухин в декабре 1796 был вызван в столицу, назначен статс-секретарем; через 47 дней уволен. В январе 1797 назначен в 5-й Московский департамент Сената. В том же году вместе с сенатором Спиридовым послан с ревизией в Казанскую, Вятскую и Оренбургскую губернии. По итогам ревизии добился наказания за злоупотребления вятского губернатора, большинства губернских чиновников. Издал «Выписку наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губернии в марте 1800 г.». В 1801-1802 по приказу императора Александра I вместе с Ю.А. Нелединским-Мелецким осматривал Слободско-Украинскую губернию; благодаря вмешательству И.В. Лопухина было смягчено «бедственное» положение духоборов. В 1802-1805 был председателем Комиссии «для разбора споров и определения поместий в Крыму» (выезжал в Крым для рассмотрения споров между татарами и русскими помещиками по земельным вопросам). В 1806 наблюдал за порядком при формировании «земского войска» во Владимирской, Калужской, Рязанской и Тульской губерниях С 1807 - сенатор 8-го Московского департамента. В 1808-1809 под диктовку Лопухина были написаны «Записки о некоторых обстоятельствах жизни и службы сенатора И.В. Лопухина», широко распространявшиеся в списках. В августе 1812 Лопухин покинул Москву из-за вступления войск Наполеона, жил в подмосковном селе Савииское. В 1813 получил отпуск по состоянию здоровья, который неоднократно продлевал. Переехал в свое орловское поместье Воскресенское, женился на дочери московского купца М.Е. Никитиной. Издал сочинение «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» (Орел, 1814), в котором отстаивал идеал «внутреннего христианства» в противовес внешнему соблюдению христианских правил. Член Библейского общества (с 1814). Лопухин пользовался большой популярностью среди современников как пример честного и бескорыстного судьи, благотворителя и филантропа, человека, заботящегося не о себе, а о благе отечества. Имел и многих недоброжелателей, обвинявших его в лицемерии и скрытых пороках.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.

Лопухин Иван Владимирович [24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) близ Кром, Белгородская губерния – 22 июня (4 июля) 1816, там же] – русский философ, писатель. Из дворян. С 1775 служил в армии. С 1782 советник, затем председатель московской уголовной палаты. В нач. 1780-х гг. сблизился с масонским кружком Н.И. Новикова. В 1784 – глава ложи «Блистающая Звезда». В 1785 вынужден был уйти со службы из-за начавшихся преследований масонов правительством Екатерины II. Занялся литературной и филантропической деятельностью в рамках новиковского кружка. При Павле I – статс-секретарь, позже – тайный советник, переведен сенатором в Московский департамент. Выступал за смягчение приговоров по делам старообрядцев и сектантов. В 1812 вышел в отставку. Во 2-й пол. 70-х гг. Лопухин увлекся просветительской философией, особенно ценил и переводил Гольбаха, но уже в работе «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями...» (1787) дал с религиозных позиций развернутую критику философии Просвещения и в дальнейшем критиковал рационализм, религиозный скептицизм просветителей, теории общественного договора и естественного права. Лозунгам Французской революции 1789 противопоставил внутреннюю свободу верующего человека. Под влиянием идей русских мистиков и мистических сочинений Бёме, Сен-Мартена, Арндта и др. стал убежденным масоном, приверженцем мистического христианства. В нравоучительном «Катехизисе истинных франк-масонов...» (1790) излагал религиозно-этические принципы масонства, главный из которых – необходимость нравственного самосовершенствования личности как взаимосвязанный процесс познания Бога и себя самого. Подробное описание масонского ритуала, а также изложение главных положений «популярного» и научного герметизма содержится в соч. «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь» (1791). В основном его произведении «Некоторые черты о внутренней церкви...» (1789–98) рассмотрены ведущие идеи русского масонства. Истинный масон, в понимании Лопухина, тот, кто достигает возрождения во Христе через нравственное преображение, преодолевая в самом себе ветхого человека. Жизнь, построенная на христианских заповедях, при напряженной внутренней работе над собой ведет человека к Царству Божию, к мистическому слиянию с Богом, к созиданию церкви внутри себя. Философ подчеркивал свою верность православию, но, будучи приверженцем идеи внутренней церкви, воспринимал официальную религию как «внешнюю церковь», «внешнее богослужение». Лопухин – убежденный монархист, противник социального равенства. В работах «Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами» (1794), «Благость и преимущество единоначалия» (1795), «Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечания на известную книгу Руссову «Du Contrat social»» (1809) обосновывал установленное Богом «естественное неравенство». Критикуя отдельные стороны государственной жизни, в целом Лопухин выступал за сохранение русской культурно-исторической традиции и не видел противоречия между личным масонством и принадлежностью к православию.

И.Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 451-452.

Лопухин Иван Владимирович (24.02(6.03). 1756. с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. - 22.06(4.07). 1816, там же) - видный представитель масонства. Родился в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и председателем Московской уголовной палаты. В это же время сближается с масонами Новиковым, Шварцем, И. П. Тургеневым, быстро становится мастером стула ложи «Латона», а в 1784 г. - главой ложи «Блистающая звезда». Лопухин участвовал в издании переводных масонских трудов. Наиболее известные из его собственных сочинений: «Нравоучительный катехизис истинных Франкмасонов» (написано под влиянием споров с митрополитом Московским Платонам), «Некоторые черты о внутренней церкви» (выдержало два издания в России и напечатано на фр. языке в Париже), «Искатель премудрости, пли Духовный рыцарь» (посвящено изложению герметической науки) и др.

Лопухин - один из первых русских мыслителей, получивших признание в странах Запада. О его сочинениях, в частности, с восторгом отзывался известный немецкий мистик К. Эккартсгаузен. В 1785 г. Лопухин вынужден уйти в отставку из-за связи с масонами, деятельность которых стала вызывать недовольство в придворных кругах, в 1792 г. подвергнут допросу но делу Новикова. После смерти Екатерины II Лопухин становится тайным советником и сенатором Московского департамента, решительно выступая против чрезмерно суровых приговоров но уголовным делам, например, в отношении раскольников и духоборов.

После Отечественной войны 1812 г. отошел от активной деятельности. По своим социально-политическим взглядам Лопухин - монархист, апологет крепостного права, сторонник принципа «естественного неравенства» и сословного деления общества как земной проекции духовно-божественной иерархии. Резко выступил против идейных принципов и политической практики Французской революции 1789 г., решительно осуждая деятельность тех политизированных течений европейского масонства, которые ее подготавливали. Своеобразие религиозно-философских взглядов Лопухина состояло в том, что его приверженность масонству не мешала подчеркнутой ориентации на православное христианство.

Из православия русский розенкрейцер заимствовал некоторые «разумные и живые» элементы церковной обрядности, привнося их в масонские ритуалы. Претензия «вольных каменщиков» на обладание подлинной эзотерической традицией и просветительской практикой не должна, по мнению Лопухина, означал отказ от культурно-национальной самобытности России, и прежде всего от ее веры. Однако и православие оставалось для Лопухина всего лишь «внешней церковью», равно как и историческое христианство в целом. «Какая обязанность истинного франкмасона в рассуждении внешнего богослужения? - Почитая его установления и обряды, должен он прилежно ими пользоваться как средством для внутреннего» (Записки сенатора И. В. Лопухина. С. 33).

Опираясь как на святоотечественную традицию, так и на идеи неортодоксальных мистиков Я. Бёме, Л. К. Сен-Мартена и других, Лопухин обосновывал необходимость эзотерического (мистического) углубления христианства. «Плотяной» (плотский) человек не должен ограничиваться частичным привнесением в свою жизнь христианских добродетелей, полагал Лопухин. В «доследовании Христу» он может радикально изменить свою «натуру», телесно и духовно переродиться в «обновленном Эдеме»; этот нравственный подвиг истинного христианина означает преодоление фундаментального дуализма падшего человека, безграничное расширение его познавательных возможностей и сил в творении добра. С помощью масонского искусства духовное самостроительство в конечном счете приводит человека к мистическому слиянию с Богом, он оказывается способен «центрально слиться с высшим солнцем чистого света». В отличие от христианской ортодоксии Лопухин видит свою заслугу в более конкретном знании этапов данного процесса.

А. И. Болдырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 343-344.

Сочинения: Масонские труды Лопухина. М., 1790; Рассуждение о злоупотреблении разума... М., 1780; Излияние сердца... М., 1794; Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814; Записки сенатора // В. Лопухина. М., 1990.

Литература: Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII в. М., 1986; Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 1 .С. 227-255; Аржанухин С. В. Философские взгляды русскою масонства. Екатеринбург, 1995.

Лопухин Иван Владимирович (24.II.1756 - 22.VI.1816) - русский государственный деятель, публицист. Из дворян Орловской губернии. С начала 80-х годов 18 века сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров (см. Масонство). В 1783 году масонское "Дружеское общество" открыло две типографии в Москве, одну на имя Н. И. Новикова, другую на имя Лопухина. В 1783-1792 годы Лопухин был одним из главных деятелей Типографической компании, а в связи с разгромом ее подвергся преследованиям. Сочинения Лопухина заняли большое место в русской масонско-мистической литературе. По общественно-политические воззрениям Лопухин был монархистом, противником революции, апологетом крепостничества. Как сенатор и ревизор отстаивал гуманные решения, смягчал суровые приговоры. Оставил "Записки..." (1860).

С. С. Дмитриев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература: Суровцев А. Г., И. В. Лопухин. Его масон. и гос. деятельность, СПБ, 1901; Пиксанов Н. К.. И. В. Лопухин, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1, М., 1914; Герцен А. И., "Записки" И. В. Лопухина, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Масонские труды Лопухина. М., 1913;

Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели. СПб., 1789;

Излияние сердца... М., 1794;

Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814;

Записки сенатора И. В.Лопухина. М., 1990.

Литература:

Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867;

Дубицкий А. И. В.Лопухин. Казань, 1889;

Лопухин Иван Владимирович (Барсков Я.Л.). – Русский биографический словарь, т. 10. СПб., 1914;

Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т. 1 .С. 227-255;

Пиксанов Н.К. И.В.Лопухин. – В сб. Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1994, т. 1.

Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII в. М., 1986;

Аржанухин С. В. Философские взгляды русскою масонства. Екатеринбург, 1995.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС