Иоанн Лейденский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоанн Лейденский

1509-1536

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоанн Лейденский

Иоанн Лейденский (Jan van Leiden, Johann von Leiden), Ян Бокелзон (Jan Beukelszoon, Bokelson) (около 1509 - 23.I.1536), - один из главных руководителей нидерландских анабаптистов, глава Мюнстерской коммуны (с 5 апреля 1534 по 25 июня 1535 года). Внебрачный сын помощника шульца деревни Зефенхофен (под Лейденом) Яна Бокела (Beukel, отсюда Бокелзон) и вестфальской крестьянки. Иоанн Лейденский вырос в Лейдене, где обучился ремеслу портного. По торгово-ремесленным делам ездил в Англию (прожил там 4 года), а также во Фландрию и Португалию. С молодых лет увлекался радикальными реформационными вероучениями и читал богословские трактаты Т. Мюнцера, М. Гофмана (см. Мельхиориты). В 1533 году посетил Мюнстер, привлекавший его как очаг анабаптизма. По возвращении в Лейден в том же году крестился у Яна Матиса и стал одним из его "апостолов". Разъезжая в этом качестве по городам Голландии, сам окрестил много людей, а 13 января 1534 года снова, по распоряжению Яна Матиса, приехал в Мюнстер, где вместе с Б. Ротманом, Б. Книппердоллинком и другими готовил захват власти анабаптистами. После выполнения этой задачи стал ближайшим помощником Яна Матиса, также приехавшего в Мюнстер, а когда Ян Матис погиб в бою (5 апреля 1534 года), фактически возглавил совет "12 апостолов" - верховный орган власти Мюнстерской коммуны. Позднее (в июле или в августе 1534 года) был провозглашен "царем Нового Сиона" (Мюнстера) и сосредоточил в своих руках неогранич. власть, что было вызвано осложнением военной и внутриполитической обстановки в осажденном городе. Провел ряд мер уравнит. характера, блестяще организовал оборону Мюнстера, предпринимая энергичные попытки распространить пламя восстания на соседние вестфальские города и Северные Нидерланды. Неудача этих попыток в Вестфалии и поражение анабаптистских выступлений в поддержку Мюнстерской коммуны в Северных Нидерландах обрекли ее на гибель. При захвате Мюнстера 25 июня 1535 года Иоанн Лейденский попал в плен и через полгода был подвергнут жестокой казни.

А. Н. Чистозвонов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.


Эдуард Лимонов

Джон [Иоанн] Лейденский: сексуальная революция Средневековья

Когда его казнили в 1534 году, актеру Джону из Лейдена было 26 лет. Его казнь - последний эпизод в странной истории Мюнстерской Коммуны, первой воплощенной коммунистической Утопии на Земле.

Радикальные опыты Мюнстерской коммуны смущали даже единомышленников-социалистов. Каутский игнорировал Мюнстерскую коммуну в своей монументальной истории Социализма. Советские учебники предпочитали старшего товарища Джона Лейденского - Томаса Мюнцера. Мюнцер был один из друзей Мартина Лютера, который в 1519 году прибил к дверям своей приходской церкви знаменитые 95 тезисов (осуждающие торговлю индульгенциями и остро критикующую папство) и тем самым начал в Европе протестантизм или лютеранство.

Томас Мюнцер также основал теократическую республику в городе Мюллхауз, где были воплощены некоторые черты коммунистического общества. Но в своем Мюллхаузе Мюнцер обошелся без таких излишеств как общность жен, и потому оказался достоин истории ханжи Каутского и ханжеских советских учебников. Хотя Мюллхаузскую теократию все равно разгромили войска современных Мюнцеру князей, а его самого казнили.

 В ту эпоху Европа кишела религиозными сектами. Половина из них (грубо оценивая, разумеется) искала спасения и возвышения обожествления в аскетизме, в то время, как еще большее количество сект находили обожествление в плотских излишествах. Так известны неистовые адамиты, за столетие еще до возникновения у дверей церкви Лютера с его тезисами, воевавшие бок о бок с гуситами и затем, вырезанные своими союзниками. Адамиты практиковали промискуитет, то есть общность жен, и вырезали своих противников, справедливо считая, что кровь должна достичь холки коня, только тогда Бог умилостивится. Были еще амориты, практиковавшие всеобщую коллективную любовь. Протестантизм же, особенно пуританство (многие пуритане затем выселились в Новый Свет - в Америку) напротив искали Бога в ограничении плоти. Только для деторождения. Европа бушевала. В 1532 году в Германии и именно в Тюрингии, куда относятся города Мюнстер, Мюллхауз, а рядом через Голландскую границу на голландской земле пристроился город Лейден, в Германии вспыхнула крестьянская война. Бушевала она вплоть до 1532 года.

В ходе крестьянской войны секта анабаптистов захватила город Мюнстер. Во главе секты стоял Джон из Лейдена. Анабаптисты отрицали обычай крещения во младенчества и считали, что только зрелый взрослый человек имеет право решать: быть ему адептом Христа или нет. Обратиться ли ему к Богу. (Это вкратце. У секты были и другие пункты программы, если выражаться по-современному.) Захватив город, Джон и его друзья стали на больших театральных по масштабам церемониях заново крестить граждан. В храмах и столовых беспрерывно читали тексты Ветхого Завета. В столовых члены секты обедали бесплатно. Необходимые средства раздобыли, конфисковав вначале имущество "эмигрантов", тех, кто сбежал из города. Позднее конфискации подвергли имущество тех, кто медлил перекрещиваться (крещение - значит баптизм на всех европейских языках). В области плоти короткие несколько недель проповедовался аскетизм, затем было введено многоженство, по примеру Ветхозаветных патриархов. У Джона из Лейдена было 15 жен. Портрета Джона Лейденского не сохранилось, но мне он представляется рыжим, худым, высоким парнем, и в обычае актеров того времени, он должен был носить парики. Мюнстер к тому времени был уже большим городом, только что возвели величественный кафедральный собор, город был хорошо укреплен стенами и башнями. Так что действо по сценарию Джона из Лейдена могло развиваться спокойно. Некоторое время. На следующем этапе деньги были упразднены в Мюнстере. Совсем. Была введена общность имущества. И одновременно была введена общность женщин. Несколько женщин, не пожелавших подчиниться, публично казнили на главной площади. Казнили также различных преступников папских шпионов, тех, кто пытался утаить свое богатство. В конце концов Джон Лейденский был провозглашен королем под именем Иоанна.

Все это время германские феодальные власти, конечно, пытались взять город. Вначале нападающие успешно отражали все атаки. Мужчины и женщины стояли вместе на крепостных стенах. Более того, Мюнстер сделал множество попыток экспортировать свою анабаптистскую революцию - в соседние города отправлялись "апостолы", снабженные прелестными письмами Джона, стремясь побудить соседей к восстанию. В нескольких городах действительно вспыхнули восстания. Однако, феодалам удалось их подавить. Напрягши все свои силы феодальная Германия подавила мюнстерскую коммуну. Мюнстер был взят. Джон из Лейдена был пленен. Ему отрубили голову.

Мюнстерская коммуна была самым самым радикальным коммунистическим опытом. Были переименованы улицы города, дни недели и месяцы. Отменено хождение денег. Обобществлены женщины. По-видимому, буржуа в жилетке Каутский представил себе образ жизни анабаптистов в Мюнстере и, зардевшись, не включил их в свою историю социализма.

 В конце 60-х годов 20 века в Германии одна за другой стали образовываться коммуны хиппи. В Берлине в 1968 году появились "коммуна № 1", "Коммуна № 2", "Коммуна Волонда". Они следовали старым рецептам: деньги и имущество у них были общие, промискуитет был признан единственно верным способом сексуального общения. Именно из среды коммунаров пришли в RAF, знаменитую "Фракцию Красной Армии", и в другие террористические организации, свежие резервные силы. История обожает совпадения и преемственность. Преемственность - это коммуны. Пассионария "Фракции Красной Армии" Ульрика Майнхофф, что интересно родилась в 1934 году, через ровно 400 лет после разгрома Мюнстерской коммуны. И окончила она, кстати сказать, Мюнстерский университет.

Сам средневековый город Мюнстер, как и многие города Германии во время 2-й мировой войны был вдребезги разрушен авиацией союзников. Разрушен был и кафедральный собор, в котором имели место в 1534 году многие трагические сцены анабаптистской коммунистической революции. Как-то мне пришлось увидеть, живя во Франции, фильм о событиях в Мюнстере, и главный героем его, разумеется, был юный безумец Джон из Лейдена. Фильм, впрочем, изображал историю поверхностно, сосредотачиваясь, главным образом, на аспекте первой известной сексуальной революции средневековья. Помню, мечущихся в соборе жен Джона, короче, сделали версию "Калигулы". А сексуальная революция между тем, крайне серьезная тема. Сексуальная свобода, свобода удовольствия, может конкретно освободить человека, как не может его освободить даже запрет на частную собственность. Большинство людей имеет в жизни скудный сексуальный рацион. Введение обязательных промискуитета значительно повысило бы качество жизни.

Цитируется по изд.: Лимонов Э.В. Священные монстры (портреты).


Литература: см. при ст. Мюнстерская коммуна.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС