Филиппов Михаил Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Филиппов Михаил Михайлович

1858—1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Филиппов Михаил Михайлович

Филиппов Михаил Михайлович (1858—1903) — прогрессивный русский мыслитель, естествоиспытатель и философ, историк и популяризатор научных знаний, писатель. Представитель естественнонаучного материализма 80— 90-х годов 19 века, продолжатель русской материалистической традиции в философии и науке. В центре его теоретической деятельности — разработка философских проблем различных наук: математики, физики, химии, биологии, астрономии. Пропагандист идей Дарвина, автор трудов по истории научной мысли античности, Возрождения, нового времени. Главная работа Филиппова двухтомник «Философия действительности» (1895, 1898) — написанная с материалистических позиций история «научно-философских миросозерцаний от древности до наших дней». Филиппов одним из первых критиковал «слева» неокантианство, «второй позитивизм», новейшие течения идеализма. Будучи основателем и редактором журнала «Научное обозрение», сыгравшего важную роль в истории русского просвещения и науки, опубликовал в нем ряд трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 486.


Филиппов Михаил Михайлович (30.06 (12.07). 1858, Окнино, ныне Звенигородского района Черкасской области - 12(25).06.1903, Петербург) - историк философии, естествоиспытатель, писатель и публицист. Перу Филиппова принадлежит более 300 научных трудов, В 1878-1881 годы учился на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно работая секретарем редакции журнала «Русское богатство», затем на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса), а в 1884 году сдал экстерном экзамены в Петербургском университете за весь курс физико-математического факультета. Заинтересовавшись марксизмом, Филиппов опубликовал в 1885 году в журнале «Русское богатство» первую в России положительную рецензию на 2-й том «Капитала» К. Маркса.

В конце 1880-х годов он на непродолжительное время примкнул к славянофилам, редактировал журн. «Славянские известия». Полностью порвал со славянофилами после панславистских выступлений Данилевского. В начале 1890-х годов находился за границей, где установил связи с русскими политэмигрантами, прежде всего с Плехановым. Основным трудом Филиппова периода 1895-1897 годов являлась 2-томная «Философия действительности (история и критический анализ научно-философских миросозерцаний от древности до наших дней)», где он рассматривает развитие философской мысли, начиная с античности, в тесной связи с прогрессом естествознания и техники, при этом научно-философские идеи анализируются им с позиций материализма.

К числу основных философских работ Филиппова следует отнести также книгу «Судьбы русской философии». В нее вошли очерки, опубликованные им в конце 1890-х годов, главным образом в журнале «Научное обозрение» и частично «Русское богатство». В очерках критически проанализированы воззрения русских философов-идеалистов и представителей натурфилософии 1-й половины XIX века. По мнению Филиппова, русская философия последовательно примыкала к английскому эмпиризму и к немецкому идеализму. Особое влияние на нее, считал он, оказали шеллингианство и масонство. Дух обоих учений, полагал Филиппов, был один и тот же - мечтательность, «гуманные» и просветительские идеи, смесь почтения к высшему знанию с пренебрежением к эмпирической науке. В целом русская философия 1-й половины XIX века, по мнению Филиппова, еще не создала своей оригинальной школы. На вполне самостоятельный путь она вступила лишь в эпоху Белинского и Герцена, Киреевского а А. С. Хомякова, борьбы западничества и славянофильства.

Распространение религиозно-философских учений в конце 80-начале 90-х годов Филиппов характеризовал как упадок русской философии. Подтверждением новой перспективы для ее развития Филиппов считал распространение марксизма, сильного своей тесной связью с «проклятыми вопросами». В 1898 году «Научное обозрение» публикует новый цикл статей Филиппова по русской философии, посвященный практическому анализу учений философов-идеалистов, начиная с В. С. Соловьева, допущение которыми трансцендентных сущностей он считает заблуждением и уступкой рациональной теософии, а еще через 5 лет (1903) в том же журнале появляется большая статья «Новый идеализм», где критикуются концепции «новейшего критицизма» в лице Булгакова, Бердяева и др. В прошлом «экономические материалисты», они, по мнению Филиппова, испытали «метафизическую потребность» перестроить весь мир на чисто идеалистических началах и взялись за пересмотр учения Маркса.

В 1900 году под редакцией Филиппова вышел сборник «Девятнадцатый век», в котором освещаются вопросы, связанные с возникновением учения об эволюции организмов и другими биологическими идеями, положенными в основу современной науки о происхождении и развитии жизни на земле. Отдельные очерки посвящены успехам археологии, палеонтологии, достижениям техники, воздухоплавания и т. п.

В 1899-1900 годы Филиппов активно сотрудничает в газете «Северный курьер», выступая со статьями в форме писем, объединенными под общим заглавием «Вопросы науки». В разное время были опубликованы статьи о Пушкине, Некрасове, Белинском, Горьком, Ибсене, Золя, Метерлинке, Ницше и др. В статье «Русская философия в 1898 году» Филиппов подверг критике эстетические взгляды Толстого за то, что, как считал он, Толстой не идет дальше индивидуальной этики, которая способна привести лишь к совершенно субъективному критерию оценки искусства. Большое место в научной и общественной деятельности Филиппова занимает издание журнала «Научное обозрение», основанного им в 1894 году. На его страницах освещались не только сугубо научные, но и философские, а также общественно-политические вопросы, волновавшие русское общество. Филиппов погиб в лаборатории при постановке научного опыта.

И. М Пухир

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 675-676.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Борьба за существование и кооперация в органическом мире // Мысль. № 3. 1881; Социологические идеи Огюста Конта // Век. 1883. Кн. 1; Наука и философия // Научное обозрение. 1895.№ 1; Вопросы общей биологии // Там же. 1895.№37, 38, 42, 47; Об энергетике // Там же. 1896. № 10-13; Философия действительности. Спб., 1895-1898. Т. 1-2; Социологическое учение К. Маркса // Научное обозрение, 1897. №1,3,4; Судьбы русской философии // Там же. 1898. № 8-10; Критика новейших экономических учений // Там же. 1900. № 1; Новый идеализм // Там же. 1903. № 3,4; Судьбы русской философии. Спб., 1904.

Литература:

Филиппова А. Л. Воспоминания // Русский архив. 1917. Кв. 1-3;

Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980;

Филиппов Б. М. Тернистый путь русского ученого. М„ 1982.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС