Александров Григорий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Александров Григорий Васильевич

1903-1983

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Григорий Васильевич Александров

Александров (Мормоненко), Григорий Васильевич (23.01.1903, Екатеринбург— 16.12.1983, Москва) — советский кинорежиссер, сценарист, оператор, актер. Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического Труда (1973). Александров является родоначальником советской музыкальной комедии. Его фильмы заряжали оптимизмом, радостью, верой в наступление светлого будущего. В картинах сочетается яркость эмоциональных красок, богатство музыкального оформления, россыпь остроумных трюков, эксцентричные импровизации на комические темы, обилие искреннего веселья и озорства. Кроме того, утверждаются идеи преимуществ советского строя, важности гражданского долга, ответственности перед Родиной и страной. Александров начинал помощником костюмера-декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе. После знакомства с С. Эйзенштейном становится его учеником и ближайшим сподвижником. Принимает активное участие в создании таких фильмов Эйзенштейна, как «Стачка» (1924), «Броненосец «Потемкин»» (1925), «Октябрь» (1928). Первой самостоятельной режиссерской работой становится фильм «Веселые ребята» (1934), выполненный в жанре музыкальной комедии. В следующем фильме, «Цирк» (1936), А. затрагивает политические темы, обличает капитализм и расизм. В 1938 была снята картина «Волга-Волга» (1938), любимый фильм И. В. Сталина. Автор прибегает здесь к едкой сатире, осуждает бюрократию, прославляет народ и его таланты, утверждает неизбежность светлого будущего. В 1946 году вышел фильм «Весна», предвосхитивший некоторые идеи и проблемы «оттепели» (критика догматизма, защита досуга, спор «физиков и лириков»). Среди других картин Александрова стоит отметить остро политизированную работу «Встреча на Эльбе» (1949), биографию «Композитор Глинка» (1952), фильм, изобилующий экспериментами и новшествами, «Человек к человеку» (1958). Кроме Эйзенштейна, Александров сотрудничал со многими другими знаменитыми людьми эпохи, среди них Э. Тиссз, Л. Утесов, Л. Орлова (жена), И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач.

П. И. Орлов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 263.


Александров  Григорий Васильевич (23.1.1903, Екатеринбург - 16.12.1983, Москва), (настоящая фамилия - Мормоненко), кинорежиссер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1970), дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1950). С 1912 работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, пом. режиссера. Образование получил в Екатеринбургской музыкальной школе (по классу скрипки; 1917). Во время Гражданской войны - на Восточном фронте, состоял при политотделе 3-й армии, заведующий театром фронта. После окончания войны вместе с другими организовал в Екатеринбурге ХЛАМ (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты). В 1920 окончил режиссерские курсы и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в т.ч. занимался монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. В 1921 Александров познакомился с С. Эйзенштейном и стал его ассистентом и сценаристом. Александров участвовал в работе над сценарием и помогал Эйзенштейну в его первых фильмах: "Стачка" (1924), "Броненосец Потемкин" (1924), историко-революционной ленте "Октябрь" (1927), в которой было положено начало созданию ничего не имеющего общего с действительностью легенды о революции. Во время поездки в Мексику Александров вместе с Эйзенштейн (на средства писателя Э. Синклера) сняли картину "Да здравствует Мексика!" (фильм не был закончен). После возвращения из-за границы Александров по личному приказу И.В. Сталина снял фильм "Интернационал", прославляющий Сталина и его политику. В начале 1933 Александров на даче у М. Горького встретился со Сталиным. Вождь поручил ему создать для советского зрителя комедию. В 1934 Александров закончил съемки музыкального фильма "Веселые ребята" с Л. Утесовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильма штыки, считая, что в нем недостаточно "революционного пафоса", Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. Следующим Александров снял фильм "Цирк", в основу которого был положен сценарий . И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (Александров настолько грубо обошелся со сценарием. что авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В дек. 1936 Александров по личному поручению Сталина снял и смонтировал фильм "Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов". Вышедшая в 1938 комедия "Волга-Волга" также имела оглушительный успех. В ней Александров, комически изображая профессиональное искусство, делал упор на том, что неизмеримо ценнее не профессионалы, а "люди от станка". Та же тема - красивая сказка о счастливой жизни в СССР и широких возможностях для советского человека - стала стержнем картины "Светлый путь" (1940). Последней популярной комедией Александрова стала "Весна" (1947), после Александров уже не смог повторить достигнутый успех: его фильмы "Встреча на Эльбе" (1949) и "Композитор Глинка" (1952) стали просто бездарными агитками. После смерти Сталина Александров пытался угодить новому руководству, но уже не смог создать ничего хотя бы отдаленно напоминавшего его старые фильмы. Его последний фильм "Скворец и лира" не был даже выпущен на экраны. В 1950-57 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе. В 1983 снял документальный фильм "Любовь Орлова".

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000, с19.


Александров (Мормоненко) Григорий Васильевич (1903-1983). Кинорежиссер, сценарист, актер. Один из создателей жанра советской музыкальной комедии. Народный артист СССР (1948). Режиссер-постановщик любимой кинокомедии Сталина «Волга-Волга» (1938). Родился в Екатеринбурге в рабочей семье. Трудовую жизнь начал с девяти лет. Работал помощником костюмера, декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах клубных режиссеров и (с 1921 г.) в Первой центральной рабочей студии Пролеткульта в Москве. Здесь началось его творческое содружество с С. Эйзенштейном. С 1924 г. работает в кино, сначала как ассистент режиссера, а затем как сорежиссер и режиссер-постановщик. В большинстве своих работ выступает и как сценарист.

В 1950-1957 гг. Г.В. Александров преподавал во ВГИКе, с 1951 г.— профессор. Член КПСС с 1954 г. Одновременно он ведет большую общественную работу как член Советского комитета защиты мира и член Комитета по Международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами».

Г.В. Александров награжден двумя орденами Ленина (1939, 1950), орденами Красной Звезды (1938) и двумя орденами Трудового Красного Знамени (1963, 1967). Дважды лауреат Сталинской премии СССР за кинофильмы «Цирк» и «Волга-Волга» (1941), «Встреча на Эльбе» (1950).

Среди других работ — сценарии и постановки фильмов «Стачка» (1924 г., в соавторстве), «Девушка с далекой реки» (1927); «Октябрь» (1927 г., совместно с С. Эйзенштейном), 1) «Старое и новое» (1929 г., совместно с Эйзенштейном) 2) «Интернационал» (1932), «Цирк» (1936 г., автор режиссерского варианта сценария), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947).

Одна из самых популярных работ Г.В. Александрова —кинокомедия «Веселые ребята» (1934 г., сценарий создан совместно с Н. Эрдманом). После предварительного просмотра авторитетная комиссия назвала картину «контрреволюционной и хулиганской». Ее ждала печальная участь. Все же последнее слово было за Сталиным. «Хорошо! Очень веселая картина! Я будто месяц пробыл в отпуске», — сказал вождь после просмотра» (Сараева-Бондарь А.М. Силуэты времени. СПб., 1993. С. 200).

Особенно Сталину понравилась Л. Орлова, 3) и он лично распорядился наградить актрису высоким званием заслуженного деятеля искусства РСФСР (1935). Картина «Веселые ребята» имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, где демонстрировалась под названием «Москва смеется». Фильм явился кинематографическим дебютом И.О. Дунаевского и Л.О. Утесова, 4) в нем впервые раскрылось лирико-комедийное дарование жены Александрова Л. Орловой (1902-1975 гг.; народная артистка СССР).

Сталин проявлял особенный интерес к музыкальным фильмам, поэтому кинолента «Цирк» тоже вошла в число любимых и часто показываемых в Кремле. А успех кинокомедии «Волга-Волга» стал поистине легендарным. Сталин смотрел фильм бесчисленное множество раз, знал наизусть все реплики героев и даже подсказывал их во время просмотров в Кремле своим высоким гостям. В 1942 г. по указанию Сталина копия картины была направлена через посла Гопкинса в подарок президенту США Рузвельту. Получив ее, Рузвельт терялся в догадках, что означает такой презент. Ему не пришло в голову, что Сталин просто хотел поделиться с ним удовольствием, получаемым им от «Волги-Волги».

Однако одновременно успех картины увеличил число недоброжелателей творческого коллектива Г.В. Александрова. Писались доносы, искажались факты. Утесова обвинили в предательстве — в желании «удрать» за границу. Когда артист обратился к редактору «Известий» Н. Бухарину с вопросом, почему его имя не упоминается в рецензиях, удивленный Бухарин ответил: «А мне сказали, что вы в СССР больше не живете!» Неожиданно, прямо на съемках «Волги-Волги», арестовали главного помощника Г.В. Александрова, возможно, лучшего оператора 30-х годов, B.C. Нильсена, 5) снявшего «Веселых ребят» и «Цирк». В июле 1941 г. Александрова и Орлову объявили немецкими шпионами. Только вмешательство Сталина спасло их от расправы.

Творчество Александрова и Орловой находилось в зоне особого покровительства Сталина. Но его симпатии, как вспоминал режиссер, взвалили на плечи тяжелый, беспокойный груз, нести который было нелегко.

«Но вместе с тем, — рассказывал Александров, — я никогда не смогу отказать Сталину в большом государственном уме. Он безошибочно ощущал суть проблемы, задачи того или иного вида искусства. Его суждения и требования никогда не были беспочвенны, решения — логичны и бескомпромиссны. Творческая и гражданская ответственность при встречах с ним вырастала до таких самоистязающих, да и что говорить, устрашающих душу высот, что я на одном из обсуждений неожиданно для всех и себя бухнулся в самый банальный дамский обморок» (Сараева-Бондарь А.М. Силуэты времени. СПб., 1993. С. 200).

После смерти жены Г.В. Александров прожил еще 8 лет. Он пережил смерть своего сына от первого брака Василия (Дугласа), которому было всего 50 лет и оформил брак с его женой Галиной для того, чтобы оставить ей свое немалое наследство. В 1983 г. он снял документальный фильм «Любовь Орлова». Что касается единственного наследника «звездной» четы — Григория Александрова-младшего, — то он, по слухам, проживает в Париже.

Добавим, что Г.В. Александров — один из немногих масонов, уцелевших в годы «большого террора». НКВД было известно, что еще в 1925 г. оккультист Г.В. Александров занимался «вербовкой людей в масонскую организацию, где посвящение производилось только после длительного предварительного испытания, причем после посвящения производилось тщательное наблюдение за вновь принятым, вплоть до его спальни» (Брачев В. Красное масонство // Оккультные силы СССР. СПб., 1998. С. 305).

Примечания

1) «По совету Сталина (его передал Калинин) С, Эйзенштейн и Г. Александров приняли на себя тяжелейший труд — создать к 10-летию Октябрьской революции почти в немыслимо короткие сроки фильм „Октябрь". Правда, им была открыта „зеленая улица"» (Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976. С. 104-105).

2) Большой интерес проявил Сталин к работе Александрова и Эйзенштейна над фильмом «Генеральная линия», названным затем по его подсказке «Старое и новое». Он приглашал к себе режиссеров, давал советы, настаивал на поездке для ознакомления с жизнью страны. Однако законченный фильм ему не понравился. По словам Александрова, Сталин упрекал авторов в том, что картина устарела, что им не удалось показать «размах строительства преображенной деревни».

3) Как-то в присутствии Александрова Сталин спросил Любовь Орлову: 

— Тебя муж не обижает? (с женами Сталин разговаривал обычно «на ты»). 

— Иногда обижает, но редко.

— Скажи ему, что если он будет тебя обижать, мы его повесим. 

Тут, полагая ситуацию шутливой, Александров спросил: 

— За что повесите, товарищ Сталин?

— За шею, — мрачно и серьезно ответил вождь 

(Борев Ю. Сталиниада. М.. 1991. С. 210).

4) Л.О. Утесов (Лазарь Вайсбейн) (1895-1982) — артист эстрады и кино, исполнитель популярных песен; народный артист СССР (1965). Организатор и руководитель первого советского джазового коллектива «Теа-джаз» (Ленинград, 1929 г.).

5) Кинематограф не избежал общей участи идеологических сфер деятельности Советского государства в 1937-1938 гг. Газета «Кино» в эти годы пестрит заголовками статей, разоблачающих вредительство, громящих «троцкистских шпионов», «фашистских наймитов» и т. п., то на одной, то на другой киностудии страны. Процессы «разоблачений» прошли на «Мосфильме», «Ленфильме», «Союздетфильме», Украинской студии и «Арменфильме». В основном разгром в кинематографе захватил административно-командные кадры во главе с председателем Главного управления кинематографии Б.3. Шумяцким. Но коснулся он также и творческих работников кино. Так, на «Мосфильме», кроме директора Е.К. Соколовской (расстреляна в 1938 г.), были репрессированы как «враги народа» кинооператор B.C. Нильсен (расстрелян в 1938 г.), звукооператор Я.Е. Харон, редактор сценарного отдела B.C. Росоловская и др.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000, с. 43-45. 


Литература:

Александров Г. Эпоха и кино. М., 1976.

Кино и время. Бюллетень госфильмфонда. Вып. 3. М., 1963.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС