Алан Лилльский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Алан Лилльский

1128-1203

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алан Лилльский

Алан Лилльский (Alain de Lille, латинизированный аналог — Alanus ab Insulins) (1120/1128-1202/1203) — французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула «Doctor Universalis». Особо популярен в Западной Европе XV века. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: «У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами». Источник порождения природы, который она не ведает, — в Боге, истоки мысли могут и должны быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание «верит, чтобы познавать», природное познание — «познает, чтобы верить».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 12.


Алан Лилльский (Alain de Lille, латинизированный аналог - Alanus ab Insulius) (1120/1128-1202/1203) - французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doctor Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 веке. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О католической вере против еретиков", трактат "Правила теологии" (134 "правила" или "теологические максимы"), библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла), "Плач природы" (философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах), гекзаметрическая аллегорическая эпопея "Антиклавдиан" (1183-1184) - энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стремился фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось правилам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами". Источник порождения природы, который она не ведает, - в Боге, истоки мысли могут и должны быть находимы в вере и теологии мистического плана. Мистическое познание "верит, чтобы познавать", природное познание - "познает, чтобы верить".

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Алан Лилльский (Alain de Lille, латинизиров. Alanus de Insulis) (?, Лилль,— 1202, Сито, ныне департамент Кот-д'Ор), французский философ, теолог и поэт. Из философско-теологических сочинений с именем Аланом Лилльского связаны: 134 «правила» («теологические максимы»), сумма «Различения» (Quot modis) — энциклопедический словарь с разбором библейских понятий по трём уровням смысла; первый на латинском Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; трактат «Против еретиков» и др. Наибольшую известность получили «светские» сочинения Алана Лилльского: «Плач природы», философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах, аллегорическая эпопея в гекзаметрах «Антиклавдиан» (написана в 1183—1184), где создание в небесах идеального человека и его бой с пороками позволяют автору подробно описать построенную из «свободных наук» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца природы, общее мироустройство, истечение ума (нуса) и души от бога и т. п.

В целом мысль Алана Лилльского можно представить как развёрнутый комментарий к Платону, Аристотелю, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской школой его сближает космизм (теория мировой души, природы как «заместительницы» бога), платоническое пифагорейство, любовь к классической античности. Природа разума закономерна, мышление подвластно логике, отсюда тезис: «поскольку у авторитета нос из воска, т. е. его можно повернуть в разном смысле, он должен подкрепляться разумными основаниями» («Против ересей»). Однако «природа не знает природы своего порождения», которая в боге, а мысль для познания собственных истоков нуждается в вере и мистической теологии: природное познание «познаёт, чтобы верить», мистическое познание «верит, чтобы познавать». Наибольшую популярность Алан Лилльский имел в 15 веке, когда приобрел легендарные черты как всезнающий doctor universalis; моралистический пафос Алана Лилльского имел продолжение в философии Возрождения.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Migne, PL, t. 210. Гаспаров М. Л., Алан Л., в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры 10—12 вв., М., 1972, с. 330—47; H u i z i n g a J., Über die Verknüpfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis, «Mededeelingen der k. Akad. Afd. Letterkunde Ser. B», 1932, dl 74, № 6; R а у n a u d d e L a g e G., Alain de Lilie. Poete du XII siede, P., 1952.


Алан Лилльский (Alain de Lille, Alanus de Insulis) (ок. 1128, Лилль - 1203, Сито, департамент Кот-д'Ор) - философ-богослов и поэт «французского Возрождения» 12 в. Из записей хронистов известно, что он был «знаменитым учителем», «блистал» к 1194, «много писал» и умер, как и его друг Тьерри Шартрский, цистерцианским монахом. Из его сочинений видно, что он мог учиться у Бернарда Сильвестра в Шартрской школе, преподавал богословие в Париже и проповедовал против катаров в Провансе. Судя по сохра-нившимся рукописям и инкунабулам, наиболее широкого читателя Алан имел в 15 в., когда приобрел легендарные черты; он «знал все, что человек может знать», назывался «doctor universalis»; готовясь к проповеди о Троице, увидел мальчика, вычерпывавшего Сену ракушкой и сказавшего, что, хотя это и долгое дело, он успеет раньше, чем Алан, объяснить тайну св. Троицы; устыдившись, Алан ушел к цистерцианцам и был у них пастухом, пока, сопровождая своего аббата в Рим как служка, не выдал там себя решив важный спор с еретиками; с тех пор за ним всегда ходили два писца, которым он диктовал свои сочинения. С именем Алана связывают толкования на пророчества Мерлина и на «Песнь песней», расхожий в 15 в. сборник пословиц (Liber parabolarum), комментарий на «Риторику к Гереннию» псевдо-Цицерона, трактат «О шести крыльях херувимов». Бесспорно, ему принадлежат 134 «Правила», «теологические максимы» как первоосновы богословской науки; сумма «Quot modis» («Различения») в форме энциклопедического словаря а разбором библейских понятий по трем уровням смысла; частично сохранившаяся богословская сумма Quoniam homines о добродетели, грехах и законах «небесного права»; первый на латинском Западе комментарий к псевдо-аристотелевой «Книге о причинах»-, трактат на злобу дня «О католической вере» («Против альбигойцев, вальденсов, иудеев и сарацин», 1185-1200); 

«Книга покаяния, сиречь Исправитель и врач для всякого возраста и обоего пола»; краткое «Искусство проповеди» (Summa de arte predicatoria) с приложением 44 гомилий. Проповедь «Об умопостигаемой сфере» в духе христианского платонизма Боэция описывает четыре области бытия и вида познания: чувство, воображение, разум, ум (интеллект).

Всего известнее «светские» сочинения Алана: «Плач природы» (De planctu naturae, 1160-70), философско-моралистическое видение в художественной прозе и стихах, восславление девственной души мира, оскорбляемой противоестественными пороками; аллегорическая эпопея в 4300 гекзаметрах «Антиклавдиан» (как бы нечто обратное очернению героя в одной инвективе поэта 4 в. Клавдиана) — поэтическая сумма, космическая панорама, где сотворение в небесах совершенного юноши, призванного возродить пошатнувшееся человеческое достоинство, и его бой с пороками дают автору повод подробно описать построенную из «свободных наук» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца Природы, общее мироустройство, истечение ума и души от Бога. «Поэма о воплощении и семи искусствах» (Rhythmus de incarnatione et de septem artibus) описывает неспособность благородных искусств описать таинство вочеловечения божества. В платоническом миропонимании Алана человек призван выйти из отчуждения (alienatio), в котором его сковывает мрак невежества, и, преодолевая бессильное изумление перед величием Вселенной (mundana machina), открыть свое физическое и психическое родство с ней. Вооруженный своими добродетелями и способностями, опираясь на семь благородных наук (искусств) и теологическую мудрость, человек проникает в тайны творения, у предела которых «колеблется рассудок», но, не замыкаясь в созерцании, черпает в них силу для просветления и устроения земного бытия. Симвология Алана призвана явить космическое и вечное значение всего телесного и душевного состава человека; хотя плоть слаба, начало ее божественно. Возводя в образец философского метода математику, Алан стремится построить самоочевидную систему исходных терминов и правил, откуда последовательно развертывается весь корпус человеческого знания. Аналогичные принципы Алан предлагает для полемической теологии и гомилетики. Мысль Алана можно представить как развернутый комментарий к Платону, Аристотелю, «герметическим» книгам, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Эриугену). С Шартрской школой его сближает космизм, теория мировой души, природы как заместительницы Бога, платоническое пифагорейство с влечением к математизму и научной строгости, любовь к классической античности. Природа разумна и закономерна, мышление подвластно логике (отсюда тезис: поскольку «у авторитета нос из воска», т.е. его можно повернуть в разном смысле, его надо подкреплять разумными основаниями - «Против ересей»); вместе с тем «природа не знает природы своего порождения», а мысль для познания собственных истоков нуждается в вере и таинственной теологии (поднявшись к небу, кони человеческих способностей и умений начинают спотыкаться). Природное и мистическое познание «не различны, а отличны», первое «разумением готовит веру» (intelligo ut credam), второе «верой готовит разумение» (credo ut intelligam).

Латынь Алана поражает блеском и энергией, речь кипит контрастами, парадоксами и «этимологическими фигурами». Его аллегоризм имел продолжение в литературе («Роман о розе»), аксиоматический метод — в комбинаторике Р. Луллия и далее Николая Кузанского, его антропология, космизм, моралистический и риторический пафос — в философии Возрождения.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 71-72.


Алан Лилльский (лат. Alanus ab Insulis) (лат. Alanus ab Insulis, франц. Alain de Lille), (1125/1130, Лилль /Франция/ — 1203, аббатство Сито /Франция /) — французский богослов, поэт, монах-цистерцианец. Алан Лилльский, прозванный современниками за глубокий ум и разносторонние знания «доктором всеохватывающим» (doctor universalis), изучал свободные искусства и теологию у Гильберта Порретанского в Шартрской школе. В течение ряда лет преподавал в Париже и Монпелье. Алан Лилльский участвовал в созванном в 1179 году в Латеране церковном соборе. На склоне лет принял монашество и провел последние годы в аббатстве Сито. В многогранном творчестве Алана Лилльского отчетливо просматривается воздействие философских учений мыслителей Шартрской школы (Гильберта Порретанского, Бернарда Сильвестра) — восприятие природы как силы, связующей божественный и тварный миры, и идеи человека-микрокосмоса, как совершенного отображения макрокосмоса. Аллегорический трактат «Плач Природы» (De planctu naturae, 1160–1175), сочетающий в себе как поэтические, так и прозаические части, и построенный по образцу аналогичных сочинений Боэция («Утешение философией») и Бернарда Сильвестра («О целокупности мира»), представляет собой диалог между Аланом Лилльским и его гостьей — Природой. Отвечая на вопросы автора, Природа постепенно предстает перед ним во всем своем величии, как «перл земных красот, озаренье мира, смертных зерцало». Алан Лилльский подробно описывает ее облик и одежды. Будучи владычицей материального мира, она борется со смертными грехами (извращенная любовь, гордыня, пьянство, чревоугодие) за спасение человека — воплощение добродетели. Природа укоряет человека в том, что он нарушил ее законы («круговорот повествования»), и, видя глубину падения своего дитя, горько о нем плачет (отсюда название трактата). Теме создания нравственно совершенного чел. посвящено другие сочинения Алана Лилльского — «Антиклавдиан» (Anticlaudianus, 1182–1184). В союзе с сестрами-добродетелями, Природа посылает к Всевышнему на колеснице свободных искусств Благоразумность, которая обращается к Богу с молитвой о творении души человека. При соединении души, дарованной Господом, и тела, рожденного самой Природой, появляется идеальный человек. Алан Лилльский использовал мифологические сюжеты античной культуры лишь для того, чтобы в образной форме передать нравственные установки христианского вероучения. Алан Лилльский не был проповедником пантеизма: Природа в его произведениях — это только посредник между Богом и человеком, но никак не сам Бог. Алан Лилльский — чрезвычайно плодовитый писатель, оставивший после себя обширное наследие, среди которого выделяются богословские трактаты («Книга о различиях теологических понятий» (Liber in distinctionibus dictionum theologicalium), «Об искусстве католической веры» (De arte fidei catholicae) и др.), полемические сочинения («О католической вере против еретиков» /De fide catholica contra haereticos/), комментарии к книгам Св. Писания, стихотворные произведения. Алан Лилльский оказал значительное влияние на автора «Романа о Розе», Данте, Дж. Чосера и др.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 229-230.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Алан Лилльский. О бренном и непрочном естестве человека / Пер. Ф. А. Петровского // Памятники средневековой латинской литературы X–XII вв. М., 1972. С. 333;

Алан Лилльский. Плач природы / Пер. М. Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X–XII вв. М., 1972. С. 333–347;

Alanus ab Insulis. Opera omnia // PL. Paris, 1855 .Т. 210. (Opera omnia, MPL 210. P., 1855);

Liber poenitentialis, ed. J. Longere, 2 vol. Namur, 1965.

Литература:

Гаспаров M. Л. Алан Лилльский. — В кн.: Памятники средневековой латинской литературы 10-12 вв. М., 1972, с. 330-346;

Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003. С. 81–87;

Huizinga J. Uber die Verkniipfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis. - «Mededeel. Der. k. Akad.», Afd. Letterkunde, LXXIV, B. 6. Amst., 1932;

Raynaud de Loge G. Alan de Lille. Poete du XII siecle. Montreal-P, 1951.

d’Averny M.-T. Alain de Lille. Paris, 1965;

Evans G. R. Alan of Lille. The Frontiers of Theology in the Later Twelfth Century. Cambridge, 1983;

Green R. H. Alan of Lille’s De Planctu Naturae // Speculum. 1956. Vol. XXXI. № 4. P. 649–674;

Simpson J. Sciences and the Self in Medieval Poetry: Alan of Lille’s Anticlaudianus and John Gower’s Confessio Amantis. Cambridge, 1995.

Ziolkowski J. Alan of Lille’s Grammar of Sex: the Meaning of Grammar to a Twelfth-Century Intellectual. Cambridge, 1985;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС