Ахундов Мирза Фатали
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ахундов Мирза Фатали

1812—1878

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мирза Фатали Ахундов

Ахундов Мирза Фатали (1812—1878) — азербайджанский писатель, общественный деятель, просветитель. Материалистическое мировоззрение Ахундова формировалось под влиянием передовой русской общественной мысли. В теории познания Ахундова исходит из признания познаваемости мира и защищает позиции сенсуализма. Материализм Ахундова соединяется с атеизмом: он критикует ислам, подчеркивает несовместимость веры и знания, реакционную роль религии в истории общества. Ахундов — основоположник азербайджанской литературы, драматургии и театра. Ахундов был истинным патриотом, сторонником дружбы народов, выступал за создание братских, интернациональных отношений народов Закавказья и русского народа. Основное философское сочинение — «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 35.


Ахундов Мирза Фатали [30 июня (12 июля) 1812, Шеки, ныне Нуха — 26 февраля (10 марта) 1878, Тифлис] — азербайджанский просветитель, писатель и драматург. Учился сначала в медресе, затем в русском уездном училище; в 1834—61 служил переводчиком в канцелярии царского наместника на Кавказе; преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В публицистических и литературно-критических работах, апеллируя к разуму и здравому рассудку, к человеческой природе и свободе человека, обличал деспотизм, невежество, фанатизм и бедность, призывал к распространению науки и образованности, к развитию торговли и промышленности, к благоустройству государства и благосостоянию народа. Акцентировал мысль об отставании Азии от Европы, о необходимости прогресса и цивилизации на Востоке и реформировании ислама. Автор философского трактата «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» (перевел его на русский и персидский языки), статей «Критика «Еккельме»», «Ответ фи-лософу Юму» и др. Общим принципом его философии был пантеизм, в рамках которого он развивал мысль об атомном строении Вселенной и ее естественных законах.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 208.


Ахундов Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азербайджанской ССР, —26.2(10.3).1878, Тбилиси], азербайджанский философ-материалист и атеист, драматург, общественный деятель. Мировоззрение Ахундова формировалось под влиянием прогрессивных философских и научных идей мыслителей Азербайджана и России. Ахундов сблизился с сосланными на Кавказ декабристами — А. А. Бестужевым-Марлинским, А. И. Одоевским. Ахундов хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы французских материалистов 18 века. В 60-х годах написал философский трактат «Три письма инд. принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл его на русский и персидский языки; ему принадлежат также философская статья «Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.

Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, Ахундов придерживался той точки зрения, что бытие Вселенной в своём происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии. Частицы, из которых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» — Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. Ахундов отвергал бессмертие души. Все религии, по Ахундову,— «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и распространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман — их основа. Считая ощущения результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, Ахундов не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувственного знания к логическому мышлению.

Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феодальных порядков и деспотизма, Ахундов уповал на народного избранника, который учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильственного свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). Ахундов был сторонником единения азербайджанского и русского народов.

Ахундов — основоположник азербайджанской драматургии. Работы Ахундова оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н., Филос. взгляды Μ. Φ. Α., Б., 1942 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б., 19582; К а с у и о в Μ. Μ., Μ. Φ. А. и рус. революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.-политич. взгляды Μ. Φ. Α., Б., 1958; Рафили М. Г., Μ. Φ. Α., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737—45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413—15; Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение Μ. Φ. Α., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды Μ. Φ. Α., В., 1968.


Ахундов Мирза Фатали (30.VI.1812 - 26.II.1878) - азербайджанский философ-материалист, просветитель-демократ. Родился в Нухе. Отказавшись от духовной карьеры, с 1834 года жил в Тифлисе, где служил (до 1861 года) переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе и преподавал восточные языки в Тифлисском уездном училище. В Тифлисе сблизился с ссыльными декабристами, особенно с А. Бестужевым (Марлинским). Мировоззрение Ахундова складывалось под влиянием прогрессивных традиций отечественной и мировой литературы. Ахундов был сторонником и пропагандистом дружбы русского и азербайджанского народов. В 30-х годах началась литературная и общественная деятельность Ахундова, направленная против феодальной отсталости, религии ислама, за просвещение, свободу, прогресс и благоденствие народа. Видел цель искусства и литературы в служении народу, в правдивом изображении жизни, в разоблачении социальной несправедливости и других пороков феодального общества. Ахундов явился основоположником азербайджанской драматургии. В 1850-1856 годы создал ряд реалистических комедий («Молла Ибрагим Халил, алхимик...», «Гаджи Гара» и др.), правдиво и ярко отразивших жизнь Азербайджана, в 1857 году - блестящую сатирическую повесть «Обманутые звезды», в которой разоблачался деспотический шахский режим в Иране. В философских работах («Три письма индийского принца Кемал-Уд-Довле...», 1864-65, и др.) Ахундов пропагандировал материалистические и атеистические идеи, выступал против деспотизма и фанатизма, феодальной отсталости. Боролся за реформу старого алфавита.

Исторические исследования Ахундова, несмотря на то, что он был идеалистом в понимании общественных явлений, проникнуты прогрессивными и демократическими идеями. В статье «Критические заметки» (1862) Ахундов подверг критике иранского историка Реза-Кули-хана, а в его лицо всю придворную иранскую историографию за искажение фактов, пустословие, домыслы о религиозных чудесах. Призывал изучать важнейшие исторические события, правдиво излагая факты, анализируя и объясняя их. В статье «Поражение турецкой армии в 1618 г. под Багдадом» (1853), опубликованной впервые на русском языке, Ахундов подчеркивал положительное значение централизованной власти, в противовес феодальной раздробленности, которая подрывает силы страны и делает ее жертвой иноземных захватчиков. Оценивал как прогрессивное явление присоединение Азербайджана к России.

И. М. Гасанов, И. В. Стригунов. Баку.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Избр., М., 1956; Избр. филос. соч., Баку, 1953; Әsәrlәri, çíld 1-3, Вакь, 1938.

Литература: Рафили М., M. P. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957; Гусейнов Г. Н., Из истории обществ. и филос. мысли в Азербайджане XIX в., Баку, 1958; Очерки по истории филос. и политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; История Азербайджана, т. 2, Баку, 1060; Гулиjев . Н., Несенов И. М., Стригунов И. В., XIX әсрдә. вә ХХ әсрин әввалләриндә Азербаjчанда тарих елминин инкишафы, Бакы, 1960.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное. М., 1956;

Избр. филос. произв. Баку, 1982.

Литература:

Мамедов Ш. Ф. Мировоззрение М. Ф. Ахундова. М., 1962;

Ахмедов Э. М. Философия азербайджанского Просвещения. Баку, 1983;

Садыхов М. М. Ф. Ахундов и русская литература. Баку, 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС