|
|
Витте Сергей Юльевич |
1849-1915 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Юльевич ВиттеСергей Витте кисти Ильи Репина,
фрагмент полотна
Сидоров А.Л.Граф С.Ю. Витте и его «Воспоминания»IС. Ю. Витте родился на Кавказе 11 июня 1849 г. Его отец служил директором департамента государственных имуществ 1. Впечатления детства, связанные с Кавказом, оставили большой след в душе Витте. Он подробно рассказывает об этом в первом томе «Воспоминаний». Витте подробно описывает дом деда — Фадеева и бабушки, бывшей княгини Елены Павловны Долгорукой. В этом доме были сильны славянофильские, панславистские традиции, оказавшие через дядю — Р.А. Фадеева, бывшего адъютанта наместника Кавказа князя Барятинского, сильное влияние на Витте. Эта великокняжеская ветвь родства представляла для честолюбивого Витте больший интерес, чем иноземное дворянство предков отца, затерявшееся в неизвестности. Отец С. Ю. Витте разорился и не оставил детям наследства. Витте и его брат учились в Одессе в Новороссийском университете на стипендию, которую им выплачивало Кавказское наместничество. Воспоминания Витте об Одесском университете представляют известный интерес для истории университетского образования. Известно, что в студенческие годы он являлся «крайним монархистом»; это не помешало, однако, ему отметить сильное увлечение молодежи Писаревым, наличие в среде университетской профессуры людей с демократическими взглядами, особенно у естественников (Сеченов, Мечников). Заслуживают большого внимания рассуждения Витте об университетском образовании вообще, о свободе университетской науки. Витте протестует против попыток поставить учащихся и студентов «в тиски» правительственно-полицейских ограничений. Но, выступая за свободу университетской науки, он воз- ____ 1. ЦГИАМ, ф. 540, on. 1, д. 1020. Витте хранил документы о чинопроизводстве своего отца, который 24 декабря 1857 г. был произведен в действительные статские советники. В апреле 1855 г. коллежский советник Ю. Ф. Витте был избран членом-корреспондентом Горногорецкого земледельческого института. [VIII] ражает против того, чтобы студенты занимались политикой. В 1870 г. Витте закончил университет. Перед ним встал вопрос: что делать дальше? Он отлично учился и мечтал о профессорской кафедре. Однако родные, считая его намерения недостойными дворянского происхождения, избрали для него карьеру чиновника, и Витте был причислен к канцелярии одесского губернатора графа Коцебу. Однако неожиданно все планы изменились. В России в те годы быстро развивалось железнодорожное строительство. Это была новая и многообещающая отрасль капиталистического хозяйства. К 1870 году было построено около 10 тысяч верст железных дорог, а в следующее пятилетие еще 7 тысяч. За четверть века, с 1885 по 1890 г., железнодорожная сеть в России увеличилась в 7 раз. Возникли частные железнодорожные общества, опиравшиеся на финансовую поддержку правительства. В железнодорожное строительство к концу века были вложены суммы, превосходившие примерно в 2 раза капиталовложения в крупную промышленность. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф В. Бобринский окончательно уговорил его оставить мысль о научной карьере и попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог, т. е. в чисто коммерческой области железнодорожного дела. В короткое время Витте овладел практическими знаниями в этой области. Шесть месяцев он сидел в станционных кассах, изучил обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, ознакомился с грузовыми и пассажирскими потоками. Вскоре его назначили начальником движения Одесской дороги 1. Впоследствии Витте не раз с гордостью заявлял, что еще в молодые годы он получил жизненный и практический опыт, которого не было у членов Государственного совета, почерпнувших свои знания лишь из книг и бумаг. По окончании русско-турецкой войны 1877—1878 годов Витте был назначен начальником эксплуатационного _____ 1. Эта дорога находилась в подчинении «Русского общества пароходства и торговли», директором которого был адмирал Н. М. Чихачев, позднее — морской министр, оказывавший молодому Витте свою поддержку. [IX] отдела Юго-Западных железных дорог. В этот же период он служил в Комиссии графа Баранова в Петербурге, имевшего доступ к царю. Капиталистическая выучка Витте в частных обществах продолжалась около 20 лет. В это время он познакомился с крупнейшими железнодорожными королями страны, рассказы о которых занимают много страниц его воспоминаний. Вместе с будущим министром финансов Вышнеградским, являвшимся председателем правления Юго-Западных дорог, Витте служил у банкира Блиоха, который являлся формально только вице-председателем той же дороги, но в сущности — «главой всего дела», так как его сила была «в кармане». Витте рассказывает, как Вышнеградский проявлял «низкопоклонство» перед Блиохом и на деле был «его приказчиком». Такова была сила капитала. Сам Витте являлся служащим Блиоха, человеком без состояния, «вполне зависящим» от него. Служба Витте в частных железнодорожных обществах оказала на него чрезвычайно сильное влияние и приучила к расчетливому, деловому подходу при решении важных вопросов; она же дала ему опыт управления, которого не имело большинство высших государственных чиновников. Витте научился чувствовать конъюнктуру, понимать, что требуется для «дела», вверенного ему. Служба в частном железнодорожном предприятии определила и круг интересов Витте, способствовала его формированию как финансиста — знатока железнодорожного дела и будущего государственного чиновника. Вместе с тем Витте никогда не порывал связей с окружавшей его дворянской средой. Он является живым примером эволюции дворянства к новым, капиталистическим отношениям. Стихийную силу капиталистического развития царское самодержавие не могло остановить. Царизм и «благородное» дворянство должны были приспосабливаться к новым отношениям. Именно поэтому в первом томе автор так много рассказывает о железнодорожных королях и крупнейших предпринимателях, связанных с развитием железнодорожного строительства. Скопление огромных состояний в частных руках было возможно вследствие расхищения казенных денег, подкупов, взяточничества, чем не брезговали даже такие лица, как княгиня Долгорукая (Юрьевская), позднее — жена Александра II. [X] Убийство народовольцами Александра II толкнуло Витте резко вправо, в сообщество «Священной дружины», крайне черносотенной организации монархистов, которые считали необходимым практиковать убийства революционеров из-за угла. Руководила этой организацией придворная знать. С этой организацией Витте вскоре порвал, но и кратковременное пребывание в ее составе не являлось украшением для последующей либеральной карьеры Витте. В начале 80-х годов Витте получил широкую известность не только в среде железнодорожных дельцов, но и в кругах русской буржуазии. В 1883 году вышла в свет его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», в которой были подняты коренные вопросы финансового положения железных дорог и дальнейшей политики правительства в области тарифов. Витте обратил внимание на убытки, которые постоянно несет казна в результате ее участия в частном железнодорожном строительстве. 89% средств, затраченных на строительство железнодорожной сети в России, были «даны или гарантированы государством» 1. На гарантиях казна теряла ежегодно 20—25 миллионов руб. Излагая суть «принципов», Витте подсказывал правительству практические пути к изжитию дефицита и повышению доходности дорог. Витте выступал также за усиление вмешательства государственной власти в дело регулирования частных перевозок, за ограничение действия свободной конкуренции. Его выступление привлекло внимание правительственных кругов, поскольку намечало конкретные пути устранения бюджетного дефицита. Изыскания Витте в области тарифов были высоко оценены проф. А. Чупровым, известным знатоком железнодорожного дела; он оценил их как «образцовые исследования» и отметил заслуги автора «как на практике, так и в теории» 2. _____ 1. С. Витте, Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов, Киев, 1883, стр. 191. 2. ЦГИАМ, ф. 540, оп. 1, д. 483. Копия письма Чупрова от 17 декабря 1884 г. По мнению Чупрова, выработка «правильного тарифа есть столь же серьезная задача, требующая не менее подготовки и труда, нежели составление проекта железнодорожного моста или какого-нибудь приспособления в паровозе». [XI] Вскоре Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Он не без гордости подчеркивал впоследствии, что являлся «первым и единственным» управляющим одной из самых больших дорог России, не будучи по образованию инженером путей сообщения. В Киеве Витте завязал важные для него связи с людьми, которые впоследствии играли видную роль в государстве. Он приписывает себе выдвижение Бунге, профессора университета, ставшего потом «либеральным министром» финансов, с которым «воевал» Победоносцев. Интересны оценки Витте некоторых профессоров Киевского университета. Любопытны также некоторые бытовые зарисовки и характеристики местных богачей — Бродского и др. Витте сообщает, например, как он встречал Александра III и доставил ему экстренным поездом прусский мундир для встречи с наследником германского престола Вильгельмом (будущим императором Вильгельмом II), о поведении Вильгельма в Бресте, о внешности Александра III, о его ограниченности: «Ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования», что, впрочем, не мешало Витте быть убежденным поклонником этого императора. Крушение царского поезда в Борках в 1890 г. явилось толчком для дальнейшего быстрого выдвижения Витте. Причиной крушения было нарушение элементарных правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с тяжелым товарным паровозом iел с превышением установленной скорости. Витте еще ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил пожелание, чтобы на пост директора департамента железнодорожных дел в министерстве финансов был назначен Витте. Ему удвоили оклад содержания, так как на частной службе он зарабатывал много. Вскоре после этого Витте был назначен министром путей сообщения, а в августе 1892 года — министром финансов. [XII] В то время министру финансов были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля и промышленность. В силу этого он мог легко оказывать давление на решение политических вопросов в стране. Деятельности Вышнеградского в качестве министра финансов и обстоятельствам, связанным со своим назначением на этот пост, Витте посвятил особую главу «Воспоминаний» (гл. 14), в которой рассказал любопытный факт о присвоении Вышнеградским 500 тысяч франков французской банкирской фирмы Ротшильд. В действительности эти деньги были Вышнеградским получены, но переданы другой, по мнению Вышнеградского, «пострадавшей»фирме Госкье. Не менее курьезные случаи рассказаны о деятельности бывшего министра финансов Абазы, председателя департамента экономии Государственного совета, который свое служебное положение использовал для биржевой игры в целях личного обогащения. Эти два примера весьма красочно рисуют порядки в государственном аппарате: один министр берет полумиллионные взятки, а другой высший чин государственной администрации играет на бирже и, зная секреты государственной политики, выигрывает 900 тысяч рублей. Между Витте и Вышнеградским не было полного единомыслия. Вышнеградский действовал осторожнее. Характеризуя его, Витте пишет: Вышнеградский был более «цифровик, нежели математик, а я был более математик, чем цифровик». Это определение довольно верно выявляет скорее различие их характеров, нежели направлений в экономической политике. Следует, однако, признать, что в области финансов самое трудное проделал Вышнеградский. Это при нем был осуществлен переход к политике протекционизма (в 1891 г.), при нем же было начато в связи с кон- версиями займов широкое привлечение в страну французских капиталов в качестве займов царского правительства. Однако Витте, в бытность его министром путей сообщения, стесняла мелочная опека Вышнеградского. Голод 1891 г. создал дополнительные трудности. Вышнеградский «все время замедлял меня, — пишет Витте, — в моих действиях по осуществлению Сибирского пути, не давая мне надлежащих средств» (по смете на 1891 г. на строительство дороги было намечено отпустить лишь 7 миллионов руб.). [XIII] Пожалуй, в этом и кроется одна из причин серьезных расхождений Витте с Вышнеградским. Последние главы первого тома «Воспоминаний» Витте посвящены характеристике лиц, стоявших у власти в конце царствования Александра III. Здесь достаточно ощутимо вскрываются особенности политического мировоззрения Витте, его симпатии и антипатии, его отрицательное отношение к реакционному политическому курсу, который проводился при Александре III. Он резко выступает, в частности, против контрреформ, против введения института земских начальников и вместе с тем берет под защиту царя Александра III. По твердому убеждению Витте, институт земских начальников «вполне не удался и принес много вреда России». Столь же решительно он осуждает затею Толстого о земстве, суть которой справедливо видел в том, «чтобы дать больший голос в земских учреждениях дворянству». Следовательно, политика в вопросе о земстве сводилась к тому, чтобы его «одворянствовать». В этом случае устами Витте говорит, несомненно, противник ультрадворянской реакции, либерал, представитель слоев дворянства и бюрократии, затронутых капитализмом. Сам Витте не являлся землевладельцем и был свободен от многих предрассудков дворянского сословия, особенно тех, которые наблюдались у правых кругов. В силу этого Витте не останавливался перед осуждением министра внутренних дел, деятельность которого, по его словам, «принесла гораздо больше вреда, нежели пользы». Но все это очень мало согласуется с дальнейшим изложением «Воспоминаний», где он утверждает, что боготворит Александра III. Целую главу Витте посвятил своим сослуживцам по министерству финансов. Он положительно отозвался о Менделееве, благодаря которому Палата мер и весов была поставлена на ноги. Читатель «знакомится» с Тимашевым, ставшим позднее министром торговли и промышленности, с Шиповым, талантливым чиновником, который, по словам Витте, любил есть в двух стойлах». Даже П. Барк и тот прошел школу Витте. Оппортунизм и беспринципность Витте достаточно ясно характеризует следующий факт. Он подписал проект закона об ответственности фабрикантов за смерть и увечье [XIV] рабочих, подготовленный еще Вышнеградским. При обсуждении законопроекта в Государственном совете с критикой проекта выступил Победоносцев, усмотревший в нем проявление симпатии Витте к социалистическим идеям. Речь Победоносцева произвела весьма сильное впечатление на членов Государственного совета. Чтобы угодить правым членам Совета, Витте отозвал законопроект. Одним из крупных мероприятий, проведенных Витте в начале своей деятельности на посту министра финансов, было заключение таможенного договора с Германией. Известно, что борьба вокруг договора приняла форму таможенной войны 1. В ответ на высокие таможенные пошлины, которыми был обложен русский хлебный экспорт, Витте провел через Государственный совет новый закон, согласно которому существовавшие тарифные ставки были объявлены минимальными для стран, придерживавшихся режима благоприятствования по отношению к России. А так как Германия не придерживалась этого режима, то ставки на германский экспорт в Россию были повышены. Тогда это казалось чем-то необычным. Но Александр III поддержал Витте. Столкнувшись с твердой линией, Германия в конце концов согласилась на уступки. Был заключен новый торговый договор 1894 года, по которому оба государства пошли навстречу друг другу. Витте был весьма доволен, его самолюбию льстило, что с этого момента его персоной заинтересовался Бисмарк. Вторым важным актом, осуществленным Витте, была винная монополия. Витте энергично взялся за ее проведение и заслужил этим расположение императора. Винная монополия стала вскоре одним из основных источников правительственного бюджета. Витте умел ладить с представителем реакционного крыла дворянства, с идейным вдохновителем реакции — Победоносцевым. Он нашел к нему доступ с помощью государственного сундука, оказывал ему «полное содействие» в ассигнованиях на церковно-приходские школы, к чему предыдущие министры финансов относились отрицательно. _____ 1. В архиве сохранилась переписка Витте с В. Тимирязевым, который вел переговоры с Германией. [XV] Витте чутко улавливал пожелания Александра III, поддерживал его идею создания Мурманского пароходства. В то время в среде военных моряков возникла мысль построить порт в незамерзающей гавани, имеющей выход в океан. Морские специалисты высказывались за строительство такой базы в Либаве. Александр III сомневался в целесообразности строительства базы в этом пункте и послал Витте обследовать район Мурманска (Екатерининская гавань). О результатах поездки Витте представил доклад, в котором высказался за Мурманск. Однако из этой затеи ничего не вышло. Николай II утвердил строительство базы в Либаве. Хотя Витте и пишет, что ему удалось выполнить пожелание Александра III и провести железную дорогу в Архангельск, однако это утверждение нуждается в серьезной поправке. Фактически до начала первой мировой войны участок железной дороги Вологда — Архангельск был соединен узкоколейкой, а на линии Мурманск — Петроград движение открылось только в 1917 г. Последняя глава первого тома посвящена характеристике Александра III. По мнению Витте, современники не достаточно оценили его царствование, большинство относилось к его личности весьма «скептически». Для Витте Александр III был «великим императором», «святым человеком», который вступил на обагренный кровью своего отца трон. Витте считал, что Александр III проводил реакционную политику только первые 5—6 лет царствования. Он был человеком «ординарного образования», «хорошим хозяином» и «идеальным казначеем». Витте пытается доказать, что Александр III являлся умным императором, обладавшим не столько умом рассудка, сколько «умом сердца». Витте расхваливает царя, его скромность, приверженность к простой пище и простому обмундированию. При Александре III чиновничья карьера Витте только начиналась. Инициатива молодого министра финансов получала полную поддержку со стороны императора, это обстоятельство наложило печать идеализации на его отношение к Александру. Разгадкой такого отношения может служить и то, что по природе своей Витте, как это не раз отмечалось в литературе, был сторонником самодержавного абсолютизма. Монарх, благоволивший к Витте, [XVI] был в его глазах наилучшим типом государственного пра-вителя, а монархия — совершеннейшим образцом правления. Благодарный Витте сохранил за собой уже после отставки с поста министра финансов руководство строительством памятника Александру III, который был создан под его наблюдением скульптором Трубецким. Рассказом о постройке памятника царю и заканчивается первый том «Воспоминаний». [XVII] Цитируется по изд.: Витте С.Ю. Воспоминания. Том 1 (1849-1894). Детство. Царствование Александра II и Александра III. М., 1960, с. III-XVII. К оглавлению статьи А.Л. Сидорова
Вернуться на главную страницу Витте
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |