|
|
Рубцов Николай Михайлович |
1936-1971 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Михайлович Рубцов
Рубцов Николай Михайлович (3.01.1936—19.01.1971), поэт. Родился в с. Емецк Архангельской обл., был четвертым ребенком в семье начальника ОРСа леспромхоза Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В автобиографии сообщал: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в с. Емецк. В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где нас и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Вскоре умерла мать, и я был направлен в Никольский д/д Тотемского района Вологодской области, где окончил 7 классов Никольской НСШ в 1950. В том же 1950 я поступил в Тотемский лесотехнический техникум, где окончил 2 курса, но больше не стал учиться и ушел. Подал заявление в Архангельскую мореходную школу, но не прошел по конкурсу. В настоящий момент подаю заявление в Тралфлот. Н. Рубцов. 12.09.52 г.». Учительница А. Меньшикова вспоминала о детдомовце Рубцове: «Он был очень любопытен. Едва ли не каждую перемену подходил со своими друзьями к моему столу и задавал массу вопросов: как, почему, где, что? — все надо знать ему. Старался быть первым во всем. Задачки решал лучше всех, писал лучше всех (четкий бисерный почерк у него был). А если читаешь, особенно стихи, он и ротишко раскроет… Коля любил читать стихи, и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно — там, с героями стихотворения». Первое детское стихотворение самого Рубцова датировано 1945. Село Никольское с храмом Николая Угодника, детдом запечатлены в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…» и во мн. др. стихах. После окончания семилетки, по его словам, «рвался к морю». Но попытка поступить в 1950 в мореходку закончилась неудачей. Все экзамены он сдал на пятерки, но, как рассказывали потом его детдомовские друзья, «не вышел ростиком Коля, не на тех хлебах рос». Летом 1952, проучившись 2 года на «лесника» в старинном Спасо-Суморинском монастыре, где находился лесной техникум, и, главное, получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в мореходку, теперь уже в Архангельскую. Вновь неудачно. И все-таки мечта о море сбывается: 16-летнего подростка принимают на работу в Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». «Никем на свете не гонимый, // Я в этот порт явился сам // В своей любви необъяснимой // К полночным северным судам», — напишет он о начале своей «морской одиссеи», продолженной в годы службы на Северном флоте. В Североморске Рубцов посещает литературное объединение, начинает печататься. После демобилизации вновь «кочегарит», теперь уже на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, занимается в литобъединении «Нарвская застава». Итогом этого раннего периода жизни и творчества Рубцова стал его «самиздатовский» сборник 1962 «Волны и скалы». В него вошли и флотские стихи, выделенные в разделе «Салют морю», и стихи н. 60-х, в которых молодой поэт в полной мере испытал влияния своих сверстников — поэтов-шестидесятников. Именно в эти годы в ленинградских литературных кругах совершенно четко обозначилось противостояние двух восходящих поэтических звезд — Г. Горбовского и И. Бродского. А потому характерно, что близким другом Рубцова в Ленинграде станет Горбовский, один из немногих «шестидесятников» не скрывавший своей русскости. В «Волнах и скалах» есть «звуковые миниатюры», свидетельствующие о его виртуозном владении техникой стиха: «Звон заокольный и окольный, // У окон, около колонн, — // Я слышу звон и колокольный, // И колокольчиковый звон…» Есть в этом сборнике и эпатажные стихи типа «Жалобы алкоголика». Но уже в этом сборнике в разделе «Долина детства» помещено стихотворение «Видения на холме», которому суждено будет стать рубцовской классикой. В «Видении…», как точно заметил критик А. Павловский, «таится и едва ли не выходит наружу почти литургическое начало»: «Россия, Русь — // Куда я ни взгляну! // За все твои страдания и битвы // Люблю твою, Россия, старину, // Твои леса, погосты и молитвы…» С этого «Видения…», по сути, и начинается подлинный Рубцов как национальный поэт, вставший в один ряд с С. Есениным. Г. Горбовский писал об этом «чуде Рубцова»: «Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией — непридуманной, органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также — истин. Большинство из найденного за эти годы в русской поэзии осело на ее дно интеллектуальным осадком, сделало стих гуще, эрудированнее, изящней. Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же — хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось… Долгожданный поэт. И в то же время — неожиданный». В 1962, сдав экстерном экзамены за среднюю школу, Рубцов представляет рукописный сборник «Волны и скалы» на творческий конкурс в Литературный институт. К осени сдает экзамены и зачисляется в эту «кузницу литературных кадров». Так начинается московский период жизни поэта. О годах учебы в Литинституте бытует немало легенд, связанных в основном с его неоднократными исключениями, как значилось в приказах ректора, «за недостойное поведение» и «нарушение общественного порядка». Его перевели с очного на заочное отделение, а затем и вовсе исключили из института, выселили из общежития, что при строгом паспортном режиме тех лет превращало поэта в бомжа. Но главное, конечно, не эти «скандалы» и не житейские мытарства, а рубцовские стихи, которые появились в московских журналах в сер. 60-х, ставшие вехами не только в его творчестве, но и всей русской поэзии 2-й пол. ХХ в. Журнал «Октябрь» публикует стихи «Звезда полей», «Взбегу на холм и упаду в траву!..», «Русский огонек», «Тихая моя родина!..», которые на фоне «громкой» эстрадной поэзии воспринимались как «тихая лирика». Тогда же, во многом благодаря стихам Рубцова, и возник этот термин. В. Кожинов отмечает: «В моей памяти Н. Рубцов неразрывно связан со своего рода поэтическим кружком, в который он вошел в 1962 году, вскоре после приезда в Москву, в Литературный институт. К кружку этому так или иначе принадлежали С. Куняев, А. Передреев, В. Соколов и ряд более молодых поэтов — Э. Балашов, А. Черевченко, И. Шкляревский и др. Нельзя не подчеркнуть, что речь идет именно о кружке, а не о том, что называют литературной школой, течением и т. п. Правда, позднее сложилось уже собственно литературное явление, которое получило в критике название или, вернее, прозвание — “тихая лирика”. Более того, течение это, вместе с глубоко родственной ему и тесно связанной с ним школой прозаиков, прозванных тогдашней критикой “деревенщиками”, определило целый этап в развитии отечественной литературы». Лето Рубцов обычно проводил в Николе. «Здесь за полтора месяца, — писал он в авг. 1964 поэту А. Яшину, — написал около 40 стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». Среди этих стихотворений «Тихая моя родина», посвященное В. Белову: «Тихая моя родина! // Ивы, река, соловьи… // Мать моя здесь похоронена // В детские годы мои…» 1966—67 Рубцов проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в городских и сельских клубах, домах культуры. Вологодский поэт А. Романов так описывает публичные выступления Рубцова: «Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: “Взбегу на холмы и упаду в траву…” Не раз я слышал из уст автора эти великие “Видения на холме”, и всегда охватывала дрожь восторга от силы слов и боль от мучений и невзгод Родины. А потом — “Меж болотных стволов красовался восток огнеликий”, — и воображение мое уносилось вместе с журавлиным клином в щемящую синеву родного горизонта. А затем — “Я уеду из этой деревни”, — и мне приходилось прикрываться ладонью, чтобы люди, сидевшие в зале, не заметили моих невольных слез… Вот какими были выступления Николая Рубцова!» Летом 1967 вышла книга Рубцова «Звезда полей», ставшая звездным часом поэта, как отмечал однокурсник Рубцова, поэт А. Чечетин, «словно из других галактик». Так оно и было. Имя этой «галактики» — Россия. «В отличие от многих молодых стихотворцев, — отмечал М. Лобанов, — которые с легкостью необыкновенной к месту и не к месту рифмуют слово “Россия”, Николай Рубцов говорит о самом дорогом для него сдержанно, со скрытой и оттого более заразительной эмоциональностью. Между прочим, патриотизм, вернее, глубина его непосредственно связана в литературе с качеством выражения его, с мерою вклада в культурную сокровищницу народа. Одни напыщенные восклицания еще не означают святой любви, не дают и согражданам права гордиться ими как творческой ценностью. Любое поэтическое слово, пусть само скромное, но выношенное в душе, облеченное в свое “видение”, неповторимое именно выразительностью личной связи с “общим”, — такое слово находит отклик». Ранней весной 1968 исполнилась давнишняя мечта Рубцова: он побывал на родине С. Есенина — с. Константиново. Осенью гостит в д. Тимониха — у В. Белова. В Тимонихе написана лесная сказка-поэма «Разбойная Ляля». Закончились годы скитаний. Рубцов сначала получил в Вологде комнату в общежитии, а затем и однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и его личная жизнь… В 1969 вышла третья книга Рубцова «Душа хранит», в 1970 четвертая — «Сосен шум». Появились публикации в «Нашем современнике», «Молодой гвардии». К этому времени относятся стихотворения «До конца» («До конца, // До тихого креста // Пусть душа // Останется чиста!»), «Вологодский пейзаж» («Живу вблизи пустого храма…»), «У церковных берез», «Скачет ли свадьба…», «Под ветвями больничных берез», «Конец» («Смерть приближалась, приближалась…»), свидетельствующие о глубоких философских раздумьях поэта. В 1970 написаны роковые строки: «Я умру в крещенские морозы. // Я умру, когда трещат березы…» Трагедия произошла 19 января 1971 — в крещенские морозы. Вологодский исследователь В. Бараков отмечает: «Совершенно христианское видение жизни можно обнаружить не только в программных стихотворениях Рубцова («Философские стихи», «Старая дорога», «Русский огонек», «До конца» и др.), но и в обычных, рядовых стихах». Слава Рубцова оказалась посмертной. «Особенно удивительно, — отмечал В. Кожинов, — не сам по себе стремительный рост славы поэта, а тот факт, что росла она как бы стихийно, по сути дела без участия средств массовой информации — словно движимая не зависящей от людей природной силой». В этом смысле, по степени всенародного признания, Рубцова можно сравнить только с В. Шукшиным. Но славе своей Шукшин все-таки во многом обязан не замечательным рассказам о русских «чудиках», не сатирической сказке «До третьих петухов», а кино, своему актерскому и режиссерскому дарованию. Рубцов завоевал признание не благодаря, а вопреки всем СМИ, включая телевидение и кино. На родине поэта воздвигнуты 2 памятника — в 1985 в Тотьме, в 1998 в Вологде. В 1975 одна из центральных улиц Вологды названа именем поэта. В 1997 учреждена всероссийская литературная премия «Звезда полей» имени Николая Рубцова. Песни на его стихи стали одними из самых популярных. В русской поэзии, наряду с пушкинианой и есенианой появилась и рубцовиана — десятки стихов, посвященных памяти Рубцова, среди которых стихи Г. Горбовского, С. Куняева, А. Передреева, В. Коротаева, Н. Старшинова, О. Фокиной и мн. др. поэтов. Его книги продолжали издаваться после 1991 при полной коммерциализации книжного рынка, когда годами не выходило ни одного поэтического издания. В 1998—99 вышло 5 изданий Рубцова: «Вологодская трагедия», «Улетели листья», «Последняя осень», «Звезда полей», «Собрание сочинений» в 3 томах. Сборник «Последняя осень» в течение года выдержал 3 переиздания. В 2001 в серии «ЖЗЛ» вышла книга Н. Коняева «Николай Рубцов». Все это говорит о том, что поэзия Рубцова оказалась востребованной, в ней люди нашли созвучие своим мыслям и чувствам. В России к. XX в., когда на нее «со всех сторон нагрянули они, иных времен татары и монголы», Рубцов выразил самые заветные чувства и мысли русского народа. На его могиле в Вологде начертаны строки из «Видения на холме», звучащие как напутствие, как завет России XXI в., России 3-го тысячелетия: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Калугин В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Вернуться на главную страницу Николая Рубцова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |