Аля Валишина
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > >

ссылка на XPOHOC

Аля Валишина

2005 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Аля Валишина

НАМ ПОДАРИЛИ АКБУЗАТА

Всегда хочется посмотреть кино, снятое там, где ты живешь, кино, снятое нашими республиканскими кинематографистами. И такая возможность представилась в конце октября 2006 года, когда в Башинформе был представлен, как обозначено в титрах, научно-популярный 4-серийный фильм «В поисках Акбузата», режиссера Рияза Исхакова, по сценарию Шауры Шакуровой. Фильм посвящен юбилейной дате — 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Еще до просмотра из распространенного среди журналистов пресс-релиза можно было узнать, что фильм снят «по мотивам культового башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», в котором сохранились древнейшие мифы человечества. Сюжетная линия фильма — поиски мифического коня Акбузата — происходят на фоне уникальной природы Башкортостана».

На пресс-конференции было отмечено, что в создании фильма принимали участие ведущие ученые республики: филологи, фольклористы, лингвисты, геологи, палеонтологи, биологи, спелеологи, карстологи, археологи, историки, — ну а главными творцами картины были, конечно, водолазы (дайверы), благодаря которым впервые в РБ были осуществлены подводные кинематографические съемки. Фильм снимался при моральной поддержке ГТРК, финансировался не из бюджета республики, а спонсорами. Таким образом, авторы фильма были достаточно самостоятельны, а это значит, что творческая фантазия не была зашорена политкорректностью, и зрителю можно было ожидать не отчетного, сделанного к юбилею, но действительно интересного фильма. Выигрышна сама заявленная композиция — башкирский народный эпос органично передан на фоне подводных съемок в реках и озерах (тем более подземных!) Башкортостана. Словом, пресс-конференция вызвала журналистский интерес к презентуемому фильму, и журналисты, получив DVD-копии, разошлись, предвкушая…

…Впечатления после просмотра оказались самыми разнообразными, если не сказать — противоречивыми. Наверное, противоречивость впечатлений — уже признак удачной кинематографической попытки — есть о чем спорить, что обсуждать. Перефразируя, скажу: сложилось два мнения: хорошее и плохое. Начну, пожалуй, с хорошего. Фильм, без сомнения, познавательный, и почти каждый найдет в нем неизвестные до того сведения. В первой части (1—2-я серии) содержатся две истории: мифическая и научная. Рассказывается о возникновении Уральских гор, о всемирном потопе, о первых людях, о том, как был создан мир, о культовом месте башкир — сакральной пещере Шульган-таш, о подземных водах Башкортостана. Вторая часть (3—4-я серии) отправляет зрителя на таинственные озера Якты-куль и Йылкысыккан, на водопад Атыш. Вместе с водолазами-дайверами (to dive по-английски — «нырять») вы наблюдаете за жизнью обитателей подводного мира, видите палеонтологические находки, поднятые со дна Агидели, — в фильме царит природа нашей республики, ее горы, реки, знаменитые карстовые пещеры.

Наиболее запоминающиеся кадры фильма — конечно зимние подводные съемки на озере Сарва (Нуримановский район). Воды озера чисты и прозрачны, с температурой у поверхности +6, в придонье +4, тогда как температура воздуха минус 20. Источник Сарва является воклюзом, то есть источником с большим расходом воды, выходящей на уровне грунтовых вод в районе растворимых горных пород (в карстовых областях). И для того чтобы добраться до таких областей и показать зрителю, что это такое, и как это все выглядит, нужно было погрузиться на глубину около 48 метров. Это действительно уникальные кадры: подводный родник поднимает со дна гальку и песок, и этот же песок ручьем стекает по отвесной подводной стене скалы. Авторы фильма могли бы заострить внимание на этом эффектном явлении — «водопад» земли в мире воды! Очень познавательны съемки древнего способа рыбной ловли, который продемонстрировали жители Абзелиловского района, когда на живую щуку-приманку можно поймать другую щуку. Возможно, в эпосе «Урал-Батыр» именно этот способ ловли и отражен, который сохранился как и существующая доныне охота с птицами у многих народов. С интересом смотрятся и зарисовки подводного мира, в которых мы видим обитателей наших рек и озер — рыб, бобров, черепах, пиявок…

Нельзя обойти зрительским вниманием и наскальные рисунки знаменитой пещеры Шульган-таш. Вообще говоря, эта пещера — одно из главных действующих лиц картины, поскольку тесно связана с эпосом «Урал-батыр» через имя одного из героев этого эпоса — Шульгена. И не случайно наши дайверы-кинематографисты взяли за сюжетную основу фильма эпическую составляющую, сделав акцент на поиске Акбузата — крылатого, божественного коня, ставшего родоначальником земных коней, которых затем приручают башкиры. Замечательно, что сюжет тесно смыкается и с исторически бытующим у башкир культом коня, и с нравственно-этическими заповедями, отраженными в эпосе. По эпосу коня Акбузата может оседлать только герой, стоящий на страже добра и миропорядка, а увидеть — только человек со светлой душой.

Идея фильма вроде ясна, и просветительская миссия фильма вроде бы налицо, но, говоря о фильме, хочется сказать о том, что смущает. К примеру, в начале фильма голос вещает про историю Земли, выдавая такие перлы: «кусочки материков плавали в южной части Земли», «менялись лишь имена морей» (имеются в виду моря различных геологических эр и эпох — интересно, кто давал им названия тогда?), «застывший до каменного состояния известняк». Показывая одну из пещер, нам замечают: посмотрите на стены, что-то на них блестит словно золото, — и камера уплывает дальше, оставляя зрителя в недоумении — что же там блестит?

Вообще по ходу фильма возникает много вопросов, но исчерпывающих ответов на них зритель не получает. И, похоже, сами авторы фильма не очень-то и заботились о «завязывании» всех логических узелков. Если это все же научно-популярный фильм, а не любительский, то комментарии к фильму должны быть более профессиональными. Научная популярность предполагает, что ученый, знающий свой предмет, популяризирует свое знание для широкого круга читателя-зрителя, упрощая, но не уплощая его. Здесь же мы видим обратную картину, — создается ощущение, что авторы пытаются «онаучить» отснятый, но не претендовавший на научность материал. Стоит ли при таком подходе рекомендовать фильм школьникам в качестве учебного пособия?

Есть в фильме и откровенно смешные моменты. Например, в одном из эпизодов рассказывается о том, что Урал берет в жены Хумай. Тут сценка с подводными героями эпоса прерывается, возникают черепахи, и закадровый голос сообщает, что «спариваются черепахи весной…». Вот уж действительно, тот случай, когда свобода творчества, перетекающая в неряшливость, явно перевесила творческую корректность. Скорее всего, это огрехи монтажа — он достаточно случаен. Часто смысловые дыры затыкают очень длинными неинформативными планами вроде текущей воды. Еще чаще кадры повторяются, сопровождаясь при этом другими комментариями. Видно, что на замах в четыре серии материала не хватило, и пришлось разбавлять его первым что под руку подвернулось. Сам режиссер признался, что в ленту включены кадры, снятые им и два, и три года назад. Иными словами, пришлось наполнять заранее заданный объем, а это всегда чревато разбавлением вина смысла водой бессмыслицы. Конечно, рекламные вставки, прославляющие дайвинг-центр — дань нашему рекламному времени, но и эти вставки можно было продумать — например, не использовать в них подводные съемки южных морей и их ярких обитателей, что резко контрастирует с бледными видами нашего подводного царства и поворачивает интерес зрителя в сторону коралловых рифов.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Так что — идите и смотрите. Фильм рассчитан на подростковую аудиторию. Единственно, современным тинэйджерам трудно будет выдержать этот видеомарафон полностью — можно совершенно безболезненно сократить его вдвое, от этого он только выиграет. Впрочем, дареному коню, сами знаете, в зубы не смотрят. Тем более что этот конь — Акбузат. Остается поблагодарить создателей фильма за их труд и надеяться, что результат этого труда все же будет полезен обществу — кто-то впервые прочитает эпос «Урал-батыр», а кто-то наденет акваланг…

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", № 12'2006

 


В своей статье Аля Валишина рассказала про башкирский фильм «В поисках Акбузата». Казалось бы, с чем может ассоциироваться словосочетание "башкирский фильм", особенно если фраза эта применена рядом со словами «по мотивам культового башкирского народного эпоса». Наверное, со степью, по которой скачет всадник. У всадника лук и стрелы. А другая фраза, - "«450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России», - настраивает на такой, скажем, мотив: 1812 год, против армии Наполеона вместе с русскими гусарами в атаку идут башкиры, вооруженные опять-таки луками и стрелами. Оказывается, фильм совсем не об этом. А главными творцами фильма были водолазы, которые провели подводные кинематографические съемки... Вот уж неожиданность! Если же вы целенапраленно стремитесь узнать побольше, не о степях Башкирии, а о подводном плавании, то вам нужно посетить дайвинг сайт.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС