Максим Жих
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Максим Жих

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Максим Жих

Летописная статья 6714 года Ипатьевской летописи и вопрос о возникновении Галича

Церковь св. Пантелеймона в селе Шевченково,
древнейший сохранившийся архитектурный
памятник Галича. Построена в конце XII века.

Древнерусский город Галич – центр Галицкой земли относительно поздно появляется на страницах летописей. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 6649 (1141) г. в рассказе о смерти Ивана Васильковича и вокняжении в Галиче Владимирка Володаревича [1]. Однако, из этого летописного сообщения совершенно понятно, что город этот существовал и ранее, так как речь там идёт о начале правления в нём князя, а, как известно возникновение в том или ином городе княжеского «стола» означало не только то, что он был к тому времени довольно крупным центром, но и то, что вокруг него сформировалась к тому времени собственная волость – территориально-политическая структура, построенная на основе иерархии общин и состоящая из общины главного города, общин подчинённых ему «младших» городов (пригородов) и сельских общин, типологически сходная с античным полисом – «город-государство», как называют её современные учёные[2].

Имеются и более ранние известия о Галиче в письменных источниках (например, в Киево-Печерском патерике[3]), однако, они иногда вызывают сомнения в своей достоверности[4].

     Каково же время возникновения Галича и каковы его причины? Как и почему произошло возвышение этого города, превратившее его в один из крупнейших политических центров Юго-Западной Руси? На эти вопросы в современной науке нет однозначного ответа[5].

Представляется, что пролить свет на вышеназванные вопросы способно уникальное известие Ипатьевской летописи, помещённое в ней под 6714 (1206) г. и сообщающее о том, что «Приведоша же галичане Мьстислава (Мстислав Ярославич Немой – князь пересопницкий, при помощи которого галицкая волостная община хотела избавиться от венгерской оккупации – М. Ж.) на Бенедикта (венгерский палатин, правивший в то время в Галиче – М.  Ж.), и прииде к Галичю; и не оуспевшю емоу ничто же, Щепанович Илия (галицкий боярин – М. Ж.) возведе и на Галициноу могилоу, осклабився, рече емоу: «Княже! оуже еси на Галицине могыле поседелъ, тако и в Галиче княжилъ еси»; смеяхоу бо ся емоу, воротися в Пересопницю. И по сём скажемь о Галицине могиле и о начатьи Галича, откоудоу ся почалъ»[6]. К сожалению, последнего обещания летописец не выполнил, но и того, что он сообщает достаточно, чтобы заключить, что в окрестностях Галича существовала некая «Галичина могила», связанная каким-то образом с возникновением этого города. При этом Я. Пастернак справедливо отмечал, комментируя приведённый летописный пассаж, что эта «Галичина могила» была некогда местом «интронизации первых галицких князей задолго до Владимирка (Владимирка Володаревича – перворго достоверно известного нам галицкого князя, о чём говорилось выше – М. Ж.)»[7]. Именно это проступает в словах боярина Ильи Щепановича, обращённых к князю Мстиславу, в которых «сидение» на могиле соотносится с княжением в городе, правда не в прямом значении, а «с ярко выраженным ироническим оттенком»[8], что, по-видимому, объясняется пренебрежительным отношением галичан к второстепенному пересопницкому князю[9]. Когда обычай интронизации галицких князей, связанный с этой могилой «был изжит, или, возможно, запрещён церковью, могила оставалась историческим местом»[10].

Из приведённого летописного сообщения очевидно, что в Древней Руси эта «Галичина могила» приписывалась некоему князю Галичу – князю-эпониму – легендарному основателю города Галича. Поэтому, в языческие времена именно на ней, по всей видимости, происходила интронизация галицких князей[11]. Именно так и понимало этот летописный пассаж большинство историков. Так, например М. С. Грушевский полагал, что «это должна была быть могила какого-то (или какой-то) Галицы – основателя-эпонима города, от которого он будто бы назывался, как Киев от Кия, а отсюда явствует, что начало Галича переносилось в какое-то далёкое время»[12]. М. Н. Тихомиров отмечал, что «в первой половине XIII в. ещё существовало предание о Галиче, начало которого связывалось с соседней «Галичиной могилой» – каким-то  высоким курганом. Название «Галичина могила» указывает на некоего Галича, основателя города, жившего ещё в языческие времена, судя по характеру его погребения в виде насыпной могилы»[13]. Соглашается с этими учёными ныне А. В. Майоров[14].

Таким образом, можно довольно уверенно утверждать, что в Древней Руси существовало предание о князе Галиче – основателе города Галича, аналогичное легенде о Кие – основателе Киева[15] и князе Черном – основателе Чернигова[16] и т. д. Аналогичные легенды о древних князьях-основателях, весьма вероятно, существовали и в других древнерусских городах, по крайней мере, в тех из них, названия которых имеют форму притяжательного прилагательного, но следов их в известных нам письменных памятниках, к сожалению, не сохранилось[17]. Аналогичные легенды существовали во всём славянском мире: вспомним Крака – легендарного основателя Кракова, Сальверегина – Сандомира и т. д. Имеют ли эти легенды, или, по крайней мере, некоторые из них реальную историческую основу? Вопрос этот крайне труден. С одной стороны, нам известны многочисленные случаи основания городов в Древней Руси князьями[18] и ничто не говорит о том, что аналогичного явления не могло быть в предшествующую – «докиевскую» – эпоху. В эпоху существования самостоятельных восточнославянских этнополитических объединений – славиний[19] типа летописных древлян, кривичей, тиверцев и т. д. Их князья также вполне могли создавать города. С другой стороны, многочисленные случаи основания князьями городов в «историческое» время могли приводить к сохранению (или даже возникновению) представления об аналогичном процессе во времена «доисторические».

Характеризуя одну из особенностей мышления древних и средневековых людей, Н. П. Павлов-Сильванский отмечал, что «народные предания, сохранённые летописями, обыкновенно связывают древние учреждения с именами государей или правителей-реформаторов. Они не могут представить себе возникновение учреждения иначе как в виде создания его волей законодателя. Как солнце, луна, звёзды и земля созданы были богом из ничего в семь дней творения, так точно и каждое учреждение должно иметь своего творца-законодателя, создавшего его из ничего в тот или другой год творения»[20]. Вполне логично, что точно также средневековое мышление персонифицировало и процесс возникновения городов, связанный, как известно современной науке, с определёнными сдвигами в социально-политическом развитии общества. Когда же появляются первые восточнославянские города, и каковы их общественные функции на раннем этапе?

На наш взгляд правы те учёные, которые говорят о возникновении первых городов, в историко-социологическом смысле этого понятия, в восточнославянском мире в VIII-X вв. – в период сложения значительных восточнославянских этнополитических объединений (поляне, словене, дреговичи и т. д.), жизнь которых была невозможной без наличия организующих политико-административных центров. Именно эти центры и явились первичными восточнославянскими городами. Их основными функциями на раннем этапе являлись военно-политические, административные и культовые[21]. Важно, что все социальные институты общества находились в единстве – там, где был князь, собиралось и вече, там располагался сакральный центр, туда стекалась дань, и накапливался, следовательно, прибавочный продукт[22]. Разумеется, в каждой славинии был не один, а несколько подобных центров, между которыми существовала, по всей видимости, определённая иерархия[23].

Одним из таких этнополитических объединений восточных славян накануне их объединения под властью Киева были, жившие в Прикарпатье и Верхнем Поднестровье хорваты[24]. И есть основания утверждать, что Галич был одним из их политико-административных центров. Сам город берёт начало от славянского поселения, существовавшего ещё в VIII (или, возможно, даже в VII в.)[25]. Однако, современная наука определяет время превращения того или иного поселения в город созданием в нём укреплений[26]. Когда же таковые появляются в Галиче? Н. Ф. Котляр, опираясь на устаревшие археологические данные, говорил о конце XI - начале XII в.[27], стремясь тем самым привязать начало Галича к первому летописному упоминанию о нём. Теперь мы знаем, что этот вывод неверен и первые укрепления в Галиче на так называемом Крылосском городище были возведены в середине Х в.[28] В это же время ряд подобных центров возникает по всей территории будущей Галицкой земли[29], что было связано с каким-то скачком в её социально-политическом развитии. По всей видимости, тут следует говорить о сложении новых этнополитических объединений прикарпатских славян и складывании их центров, одним из которых и был Галич[30].

В этой связи особый интерес вызывают недавно проведённые раскопки «Галичиной могилы» – одиноко стоящего кургана в урочище Качкив в южной части Крылосского городища. Собственно, могила эта исследовалась археологами с конца XIX в., но раскопки, проводившиеся в 1883, 1911 и 1934 гг. не дали результатов. Лишь в 1991-1992 гг. экспедиция В. Д. Барана и Б. П. Томенчука обнаружила в центральной части кургана на глубине около 2 м. следы древнего погребения с остатками деревянного челна и снаряжением знатного воина[31]. Правда, следов человеческого захоронения и на этот раз обнаружено не было, что говорит о том, что могила могла представлять собой кенотаф или же урна с человеческими останками пострадала в годы Первой Мировой Войны, когда в этих местах, в том числе и на интересующем нас кургане создавались блиндажи, существенно повредившие его древнюю насыпь[32]. Нельзя, однако, исключать и того, что необходимы ещё дополнительные археологические исследования «Галичиной моглилы».

Исследователи сделали вывод, согласно которому «захоронение в челне и сооружение такого большого кургана диаметром 26 м. в наивысшей точке древнего Галича, а также его название (в форме притяжательного прилагательного – М. Ж.) и упоминание в летописи указывают на то, что он мог быть сооружён в честь князя – основателя города»[33]. Это тем более логично, что по времени обнаруженное в «Галичиной могиле» захоронение относится примерно к середине Х в., что поразительно точно совпадает со временем постройки первых городских укреплений Галича.

Таким образом, подытоживая сказанное, можно заключить, что в Древней Руси в ряду легенд о князьях – легендарных основателях городов существовала и легенда о князе Галиче – основателе города Галича, которого есть некоторые основания считать реальным историческим лицом – князем одной из группировок прикарпатских славян. Это подтверждается совпадением приписываемого ему погребения со временем возведения первых укреплений вокруг Галича. Первоначально (до покорения этих земель Киевом в конце Х в.) Галич выполнял функцию одного из политико-административных, и, вероятно культовых[34] центров прикарпатских славян, а само его основание связано, по всей видимости, с возникновением какого-то их этнополитического объединения[35].

Примечания

Впервые опубликовано в издании: Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2009. 4 (18). С. 50-56.

[1] Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 2001. Стб. 308.   

[2] Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.  

[3] Абрамович Д. I. Киево-Печерский патерик. Киïв, 1991. С. 151-152.

[4] Грушевський М. С. Iсторiя Украïни – Руси. Киïв, 1992. Т. II. С. 465. Примеч. 4. 

[5] Обзор новейшей историографии см.: Майоров А. В. Проблема основания Галича в современной историографии // Украïна в Ценïïтрально-Схiднiй Європi (з найдавнiших часiв до кiнця XVIII ст.). Випуск 3. Киïв, 2003.

[6] Ипатьевская летопись. Стб. 722. См. также: Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование / Сост. Н. Ф. Котляр, В. Ю. Франчук, А. Г. Плахонин; Под ред. Н. Ф. Котляра. СПб., 2005. С. 80.    

[7] Пастернак Я. Старий Галич. Кракiв; Львiв, 1944. С. 51.

[8] Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001. С. 385.

[9] Там же.

[10] Пастернак Я. Старий Галич. С. 52.

[11] Там же. С. 51-52.

[12] Грушевський М. С. Iсторiя Украïни – Руси. Т. II. С. 466.

[13] Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 329.

[14] Майоров А. В. 1) Галицко-Волынская Русь… С. 181-182, 2) О времени и обстоятельствах основания Галича: историография спорных и нерешённых проблем // До джерел. Збiрник наукових праць на пошану О. Купчинського з нагоди його 70-рiччя. Т. I. Киïв; Львiв, 2004.   

[15] Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва / Под реакцией В. П. Адриановой-Перетц. 3-е изд. / Подготовка издания и дополнения М. Б. Свердлова. СПб., 2007. С. 9-10. Об исторических реалиях в легенде о Кие см.: Сахаров А. Н. Кий: Легенды и реальность // Вопросы истории. 1975. № 10; Рыбаков Б. А. 1) Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 22-36; 2) Город Кия. Вопросы истории. 1980. № 5, 3) Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 90-107.

[16] О ней см. в новейшем исследовании: Щавелев А. С., Щавелев С. П. Черная могила // Вопросы истории. 2001. № 2.

[17] Одну из таких легенд попытался реконструировать В. В. Седов, предположивший связь названия Изборска – важного центра кривичей с именем легендарного древнеславянского князя Избора, который, по мнению В. В. Седова, был славянским эпическим героем, приведшим изборских кривичей на новое место их обитания и основавший там их новую столицу – Изборск (Седов В. В. 1) Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 246; 2) Изборск в раннем средневековье. М., 2007. С. 17-18). 

[18] Вспомним Ярославль, Владимир-Волынский, Владимир в Ростово-Суздальской земле, Изяславль и т. д. и т. д. Вообще, по летописям прослеживается, что градостроительство – одна из основных функций древнерусских князей. Князь обязательно должен «ставить грады» (ср.: сообщение Повести временных лет о строительстве «градов» уже князем Олегом: ПВЛ. С. 14).

[19] О правомерности применения этого наименования к восточнославянским этнополитическим объединениям типа древлян, вятичей, радимичей и т. д. см.: Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.С. 9-19.

[20] Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988. С. 218-219.

[21] Мавродин В. В., Фроянов И. Я. Фридрих Энгельс об основных этапах разложения родового строя и вопрос о возникновении городов на Руси // Вестник Ленинградского государственного университета. 1970. № 20; Фроянов И. Я. 1) Киевская Русь: Очерки социально-политической истории // Фроянов И. Я. Начала Русской истории. Избранное. М., 2001. С. 694-702; 2) Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала XIII столетия. СПб., 1992. С. 23-74; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства… С. 22-40; Фроянов И. Я., Михайлова И. Б. Город или протогород (Об одной надуманной исторической категории) // Раннесредневековые древности Северной Руси и её соседей. СПб., 1999. См. также: Жих М. И. Проблема происхождения древнерусских городов в работах И. Я. Фроянова в контексте отечественной историографии // Изменяющаяся Россия в контексте глобализации: Материалы студенческо-аспирантского конгресса. 19-23 марта 2007 г. Санкт-Петербург / Отв. ред. А. В. Петров; Сост. А. В. Воронович, Д. А. Завьялов, А. Ю. Круглов, Д. Е. Фадеев. СПб., 2007.

[22] Эту функцию начальных восточнославянских городов особо подчёркивал А. В. Куза, по мнению которого, первоначальный древнерусский город – это, прежде всего, населённый пункт, в котором с обширной сельской округи-волости концентрировалась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведённого там прибавочного продукта: Куза А. В. 1) Социально-историческая типология древнерусских городов X-XIII вв. // Русский город (исследования и материалы). Вып. 6. М., 1983; 2) Города в социально-экономической системе древнерусского феодального государства X-XIII вв. // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 179. 1984; 3) Малые города Древней Руси. М., 1989. С. 142-162.

[23] Ср. со словами Новгородской первой летописи о множестве «градов» у словен и их союзников (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950 (репринт – Полное собрание русских летописей. Т. III. М., 2000). С. 106 и Повести временных лет – у древлян (ПВЛ. С. 28).

[24] В это время, однако, в регион стали проникать также уличи и тиверцы, отступавшие на север из-за натиска печенегов (Седов В. В. Восточные славяне… С. 128).  

[25] Аулiх В. В. З iсторiï долiтописного Галича // Дослiдження з слов’яноруськоï археологiï. Киïв, 1976.

[26] Древняя Русь. Город. Замок. Село / Отв. ред. Б. А. Колчин. М., 1985. С. 39-104; Тимощук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам. М., 1995; Куза А. В. Древнерусские городища X-ХIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996.

[27] Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов в Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. Киев, 1985. С. 75, 114.

[28] Баран В. Д., Томенчук Б. П. Пiдсумки дослiджень Галицкоï археологiчноï експедицiï в 1991-1996 рр. // Галич i Галицька земля. Збiрник наукових праць / Ред. колегiя: П. П. Толочко, В. Д. Баран (та iн.). Киïв; Галич, 1998. С. 14-15.

[29] Корчинський О. Про один тип городищ IX – початку XI ст. у Верхньому Поднiстров’ï // Населення Прутсько-Днiстровського межирiччя та сумiжних территорiй. Тези Мiжнарод. iст.-арх. семiнару. Чернiвцi, 1994. С. 26-27.   

[30] Майоров А. В. О времени и обстоятельствах…

[31] Баран В. Д., Томенчук Б. П. 1) Галичина могила // Галицько-Волинська держава: передумови виникнения, iсторiя, культура, традицiï. Тези доповiдей i повiдомлень. Галич, 19-21 серпня 1993 р.; 2) Пiдсумки дослiджень… С. 11-14.

[32] Там же.

[33] Там же. С. 13.

[34]  Об этом свидетельствует почитание «Галичиной могилы», память о котором отражена в приведённом выше летописном рассказе.

[35] Майоров А. В. О времени и обстоятельствах…


Далее читайте:

Максим ЖИХ (авторская страница).

Галич (Карпатский, или Угорский), город на р. Лукве.

Галицкое княжество, русское княжество, занимавшее северо-восточные склоны Карпатских гор.

Галицко-Волынское княжество.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС