Заур Маргиев
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Заур Маргиев

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Заур Маргиев

Обстрел Батума немецким крейсером «Гебен»

Сообщения, отправленные в Тифлис из Батума очевидцем этого события – телеграфистом ж/д Дьяконенко.

 

В Управление железных дорог. 27 ноября 1914 года 1 час. 22 мин.

Телеграмма № 911. Отправил Дьяконенко.

«Турецкий крейсер обстрелял Батум. Батареи отвечали. С крыши вокзала видел удаляющийся крейсер».

 

Телеграмма № 914.

Батум 27 ноября[1] 1914 г. 3 час.20 мин.

«Неприятельский корабль дал по Батуму несколько залпов. Обстрелянный нашими батареями, круто повернул в открытое море. По пути к нему присоединился второй[2]…Снаряды рвались на бульваре и в районе мечети Азизие, пристаней русского общества и товарной станции. В городе пробито здание соединенного банка на Михайловской улице. Разбиты стекла государственного банка. Есть убитые и раненные от осколков бомб 12-дюймового орудия».

 

Историческая справка

Крейсер «Гебен», о котором идет речь в телеграмме, принадлежал военно-морским силам Германии, союзнице Турции в годы первой Мировой войны.

По свидетельству старожила города Батуми В. Хунцария осколками от снарядов, выпущенных с крейсера «Гебен» был отбит кусок стены от здания у бывших Ардаганских казарм. Следы повреждения видны на доме и сегодня.[3] (Фото № 510 – 516)

 

Фото № 510.

Дом в районе Ардаганки поврежденный осколком снаряда, выпущенным с крейсера Гебен.  24. 11. 1914 г. Следы повреждения видны и сегодня. Публикуется впервые

 

Вот что писал в своих воспоминаниях очевидец этого обстрела – Георг Кооп, радист крейсера «Гебен». [4]

«…К началу войны самоуверенность России была велика, и она все росла – до тех пор, пока на Черном море неожиданно не появились «Гебен» и «Бреслау». Сражения на Кавказском фронте прошли успешно. Русские отступили, турецкое наступление шло полным ходом и сосредоточилось на Батуми.[5] Нападение должно совершиться под защитой тяжелой артиллерии нашего корабля.

8 декабря «Гебен» вышел из Босфора. Курс на восточную часть Черного моря, на Батуми.

Фото № 519. Подбитая немецкая самоходка невдалеке от г. Хопа

по дороге к вершине горы султана Селима в Турции.

 

На рассвете 10 декабря, когда мы находимся на широте Батума, небо совсем неожиданно проясняется. Великолепная, потрясающая картина. Перед нами на восточном горизонте вздымается огромная стена высочайших гор – Кавказ. Резко выступают контуры мощного горного массива в утренних сумерках. В молчаливом великолепии вдали мерцают покрытые снегом вершины Казбека и Эльбруса. (Фото № 517)

 

Фото № 517. Зимой, в ясную погоду, заснеженные вершины гор отчетливо видны с батумского побережья.

Скоро они великолепно заблестят в свете восходящего солнца.

Живописно лежит Батуми перед возвышающейся горной стеной, зажатый в замечательной бухте. (Фото № 518)

 

Фото № 518. Батум. Вид с моря.

Сверкает иссиня-черная вода. На расстоянии до 10 морских миль от кавказского побережья глубина составляет 1200 м. Глубоко, очень глубоко здесь Черное море. На малом ходу «Гебен» продвигается в спокойных водах. Мы у цели. Короткий перерыв – измеряется расстояние, угрожающе направляются орудия наших пяти башен на береговые укрепления. Ревун – и с грохотом из длинных стволов вылетают снаряды. Глухой гром прокатывается над водой. Залп за залпом ударяет по суше. Теперь вспыхивают огни – попадание! Но снаружи все остается спокойным.

К сожалению, совместное наступление не удается. Турки не появляются. Таким образом, мы должны произвести артиллерийский обстрел и уйти. Пока мы разворачиваемся, нам отвечают гаубичные батареи с береговых укреплений Батума. Но их выстрелы ложатся слишком далеко от нас. Ещё долго на востоке видна гигантская стена Кавказа, когда «Гебен» курсом на северо-запад выходит в открытое море.

Водная поверхность спокойна, мы больше не думаем о плохой погоде предыдущих дней и радуемся неяркому солнцу и ясному небу.

Потрясающий уголок! Кажется, здесь никогда не бывает холодно. Безгранично простирается горизонт, на котором по кругу не показывается ни одного облачка дыма. Врага нигде не видно».

Н. Новиков[6]

Операции флота против берега на Черном море

в 1914 – 1917 гг.

 

Глава V.

Совместные действия Черноморского флота и Приморского отряда Кавказской армии на побережье Лазистана.

Бомбардировка Батума крейсером «Гебен»

10 декабря, в 13 ч. 5 м., с наблюдательного поста Каха-бери было получено сообщение, что в море показался большой корабль, идущий курсом на Сухум. Через 15 мин. было выяснено, что это «Гебен». В 13 ч. 30 м. «Гебен» повернул на Батум курсом SO, одновременно тем же постом быть усмотрен силуэт другого судна меньшего размера. Определить его из-за дальности не удалось, но, судя по небольшому ходу и всплескам за кормой, можно было думать, что это минный заградитель типа Берк-и-Сатвет, ставивший мины перед Батумом. В 13 ч. 39 м. «Гебен», подойдя на дистанцию 95 кабельтовых, открыл огонь из 280-мм орудий. Первый залп лег в море большим недолетом на NW от батареи Бурун-Табие; следующий залп – там же, с недолетом в 2–3 кабельтовых; третий залп – на бульваре. После этого начались падения в городе и в районе батареи, а последние залпы были направлены в гавань.

Начальник Батумского отряда кораблей писал в донесении следующее:

«Всего было сделано 15 выстрелов, с довольно большими промежутками между залпами; стрельба велась только из четырех орудий на правый борт. По крепостному дальномеру, Гебен подходил не ближе 80 кабельтовых и, по моим расчетам, не дошел до минного заграждения 7 – 8 кабельтовых. Из числа выпущенных снарядов, по крайней мере, половина не рвалась. В самый последний момент, когда уже выяснилось, что Гебен ближе не подойдет, батарея Бурун-Табие стала отвечать, но, конечно, безрезультатно». (Фото № 524)

Фото № 524. Береговое укрепление в Ардаганке.
Здесь стояло орудие, направленное для защиты Батуми с моря.
Подобные пушки были установлены на всех укреплениях береговой артиллерии.

В 13 ч. 48 м. «Гебен» прекратил бомбардировку и, соединясь со вторым судном, ушел в море. Бомбардировка никаких существенных результатов не имела: было повреждено несколько частных домов, осколком пробит борт одного из пароходов, убит 1 и ранено 4.

Сопоставляя полученные данные, начальник отряда полагал, что целью операции неприятеля была постановка минного заграждения на путях следования судов Батумского отряда к районам обстрела побережья.[7] «Гебен» прикрывал эту постановку и отвлекал внимание от заградителя бомбардировкой.

 

Историческая справка

«Гебен» – линейный крейсер. Заложен 23.01.1909, спущен на воду 7.04.1910, принят в состав флота 30.09.1911 г. (По другим данным заложен 28.08.1909., спущен на воду 28.02.1911.) Строился на верфи фирмы «Блом унд Фосс» («Blohm und Voss») в Гамбурге, № 201. До спуска на воду обозначался литерой «H», стоимость – 41 564 тыс. марок. Назван в честь генерала от инфантерии Августа фон Гебена (1816-1880 г.), прославившегося в годы франко-прусской войны 1870-1871 гг. С ноября 1912 года вместе с легким крейсером «Бреслау» находился в Средиземном море. 13 августа 1914 г. фиктивно куплен Турцией и вошел в состав турецкого флота под названием «Султан Селим Джавус» (Султан Селим Грозный). Назван в честь султана Турции – Селима I (1467 – 1520). Команда на корабле оставалась немецкая. Контр-адмирал В. Сушон (1864 – 1946), командовавший до этого германскими кораблями, не только сохранил свои права, но и был назначен командующим турецким флотом. Вторым флагманом был назначен турецкий контр-адмирал Ариф-Бей.

После окончания Первой мировой войны служил в турецком флоте. До 1926 г. находился в небоеспособном состоянии, в 1919-1926 гг. был исключен из списков флота. В 1926-1930 гг. капитально отремонтирован и модернизирован с помощью французской фирмы Penhoet St Nazaire. На ходовых испытаниях 17.03.1930 г. во время четырехчасового пробега бывший «Гебен» развил скорость 27.1 узел. Под именем «Джавус Селим» он снова вступил в строй турецкого флота. В 1936 г. название было изменено на «Явуз» («Yavuz»). В 1938 г. еще раз модернизирован.

В 1963 г. правительство ФРГ обращалось с просьбой продать крейсер для использования в качестве музея (решение вопроса затянулось до 1969 г.), но в 1969 г. получило отказ.

7 июня 1963 г. состоялся последний торжественный спуск флага. Крейсер был исключен из состава флота и передан на разборку государственному, военно-промышленному концерну М.К.Е.К. Полностью демонтирован к 1976 г.

 

Крейсер «Бреслау» Построен на верфи «Вулкан» в Штеттине (Щецин). Заложен в 1910 году, спущен на воду 18 мая 1911 года, вошел в состав флота 10 мая 1912 года. С 1912 года находился в составе Средиземноморской крейсерской эскадры. Осенью 1913 года на крейсере начал службу лейтенант Карл Дениц, в будущем руководитель германского подводного флота и преемник А. Гитлера после его самоубийства. 7 августа 1914 германские корабли, линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», прибыли в Стамбул и сразу же номинально были проданы Турции. При этом «Бреслау» переименовали в «Мидилли».

Русское командование было всерьез обеспокоено появлением двух новейших вражеских кораблей в Черном море и, как затем выяснилось, не напрасно. Именно смелый рейд германо-турецкого флота 16 октября 1914 года с обстрелом русских берегов вынудил Турцию выступить против России. Во время одного из таких рейдов «Бреслау» вместе с подводной лодкой «U-33» потопил русский тральщик «Т-33», севший на камни у побережья Лазистана.

20 января 1918 года крейсер «Бреслау» подорвался сразу на пяти английских минах и затонул вблизи Дарданелл после неудачной попытки выйти в Средиземное море, Вместе с крейсером погибло 330 человек. Координаты «Бреслау» – последнего легкого крейсера Германии, погибшего в первую мировую войну – 40о 05’ N, 26о 02’ O.

 

Примечания

[1] По старому стилю.

[2] «Бреслау»

[3] Информация и фотографии взяты из работы З. Маргиева. «История Батумского участка Закавказской железной дороги в документах и фотографиях. Юбилейный сборник 1883 – 2003».

[4] Г. Кооп. На линейном крейсере «Гебен».

[5] Отголоски событий тех лет и сегодня напоминают о себе. Невдалеке от небольшого турецкого города Хопа, по дороге к вершине Султан-Селимской горы, стоит у обочины старая немецкая военная  машина времен первой мировой войны. Когда я увидел этот старинный раритет, то тут же вспомнил о военном десанте с Турции, который должен был поддержать с моря «Гебен», но который, так и не состоялся в то время. (Фото № 519 – 523) Боевые действия в этом регионе освещали многие печатные издания, в их числе была газета «Батумские вести» за 8 января 1915 г. № 1531: «Война с Турцией. 6 января преследование турецкой армии продолжается. В Зачорохском крае вытеснение противника идет успешно и в течение 5 января мы овладели селением Ридревоти и позициями на горе Султан-Селим нанеся неприятелю значительные потери».

[6] Н. Новиков Операции флота против берега на Черном море в 1914 – 1917 гг. – М.: Воениздат НКО СССР, 1937. – 264 с. Третье издание.

[7] Сравните, с тем, что писал «о целях операции» радист «Гебена» Г. Кооп.

Фото No. 519. Подбитая немецкая самоходка невдалеке от г. Хопа.  

Фото No. 520. Фрагмент колес.  

Фото No. 521. Здесь только этот немой свидетель напоминает о войне 1914 г.  

Фото No. 522. Табличка с надписью поясняющая историю этого авто.  

Фото No. 523. Качественную резину производили в Германии.  

Глава из книги «Батум во времена Османской империи».

Саму книгу можно приобрести через Интернет. Для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru. Приложение № 25. Свидетельствуют архивные документы

Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Далее читайте:

Заур Маргиев (авторская страница).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС