Алина Соломина
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2009 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Алина Соломина

2009 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алина Соломина

Доктор Базарный предлагает поменять всю систему образования

– Мы взяли на вооружение систему Райкина: зачем балерина крутится зря – приделаем к ней динамо-машину! Ребенок постоянно движется, поэтому весь учебный процесс мы приделали к этой маленькой "балерине" и получили совсем других детей, – Владимир Базарный, врач и педагог, объясняет, на чем основаны разработанные им принципы здоровье­сберегающего обучения. 

Нет воспитания

– В России нет здоровых выпускников школ. Существующая система медицинских осмотров формальна и только ведет отбор для лечения в поликлиниках, не давая никакого представления о качестве работы школ, детских садов по сохранению здоровья. Она не учитывает начальные стадии болезней.

В ХХ столетии все школьные реформы были направлены на то, чтобы изъять воспитание из школы и запрограммировать ребенка, дать ему сумму знаний. Как результат – после реформ в 60–70-е годы рост психических расстройств среди выпускников школ вырос в 12(!) раз.

Катастрофа безрукости

– Детки в три-четыре года – творцы. Они, как муравьи, мастерят, конструируют, ломают. А мы их этого лишаем, усаживаем за книжечку!.. Но творческий разум не рождается от суммы информации, его рождают творческие руки. Сегодня мы безрукое поколение, и у детей массово наблюдается атрофия лобных отделов головного мозга. Первый симптом "катастрофы безрукости" – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Один из моих тестов: деточки, нарисуйте тему, которую вы узнали на уроке. Удивленные глаза! И сразу начинают договариваться: а мы можем что-то другое нарисовать?.. На 80–90% существующая система образования заставляет учителя давать уроки, лишенные образности. Так формируется с первого класса попугайничанье – самое страшное оружие массового психического поражения.

В результате 60–70% детей через год обучения в школах имеют начальные проявления психических нарушений.

Угасшая энергия

– В Югре я просил показать лучший садик, самых здоровых детей. Когда ко мне привели старшую группу, я смотрел детские спины. Брал детей под мышки, чуть приподнимал – хруст на весь зал. Старческий позвоночник! Тогда я прошел по садику и увидел: деточки сидят на стульчиках – удобные, легко контролируемые, они не мешают нам жить. Но если руку подержать в гипсе два месяца, последствия останутся на всю жизнь, а мы "запротезировали" все тело. Поэтому в первую очередь мы всегда просим детские учреждения убрать стульчики – раз и навсегда.

Из-за того что дети вынуждены сидеть на уроках, у них угасшая энергия, обменные процессы идут вяло. Школьники ищут, где бы сесть, – в автобусе, на стадионе… Стартовая энергия для них – телесная вертикаль, постоянное движение на уроке. Выдерните этот краеугольный камень, и даже обычная физкультура станет вредной. 

Цифра

8 школ в Рубцовске, Славгороде, Новоалтайске, Быстроисток­ском и Тальменском районах работают по системе Владимира Базарного.

Комментарии

Галина Романова, завуч Славгородской коррекционной школы:

За несколько лет, которые мы работаем по системе Базарного, ухудшение зрения было только у одной девочки. Стали выяснять – оказывается, она проходит лечение у физиотерапевта! Наши парни все под метр восемьдесят, правильного телосложения, девушки без лишнего веса. И это при том, что у нас коррекционная школа и приходят дети с ослабленным здоровьем.

Тамара Попова, учитель начальных классов Шипицынской средней школы (Тальменский район):

За конторками мы работаем с 2004 года, и мой вывод: у детей нет желания сидеть. Мои дети артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У них нет проблем с осанкой, количество соматических заболеваний уменьшилось в три раза. Здоровьесберегающие технологии помогают им учиться с интересом. Ну а тренажеры для занятий по системе Базарного мы сделали вместе с родителями. Педагогу сельской малокомплектной школы вполне под силу создать условия, чтобы у ребенка была полная свобода восприятия мира.

Справка

Владимир Базарный – врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (Сергиев Посад). По системе здоровьесберегающих технологий Базарного работают около 500 школ и садов в разных регионах России. В Республике Коми и в Ставропольском крае его программа положена в основу региональной образовательной политики. В Барнауле Владимир Базарный побывал в середине декабря – участвовал в конференции педагогов "Здоровое развитие детей", организованной при поддержке депутата Госдумы Александра Терентьева. 

Элементы системы Базарного

Учить в движении. За партами и конторками ученик может и сидеть, и стоять. Карточки с заданиями и вариантами ответов по воле учителя могут оказаться в любой точке класса, а специальные держалки для дидактического материала позволяют переключать зрение детей с ближнего на дальнее. 

Развивать творчество. Для этого нужен "Экологический букварь" – картина-панно на одной из стен класса. Специальные манекены и карточки позволяют создать на панно сюжет для любого урока. Это дает возможность практически "бескнижного" обучения в детском саду и в начальной школе.

Разделить мальчиков и девочек. Мальчики и девочки занимаются в разных группах или классах, но имеют возможность общаться в перерывах, совместных играх. Владимир Базарный утверждает: дети раскрепощены именно при раздельном обучении. Мальчики в "своих" группах в детском саду получают щит, шлем и меч и учатся быть сильными и защищать девочек. Девочки же шьют с мамами куклы, качают люльки и поют колыбельные. 

Оценивать состояние здоровья детей. По мнению Базарного, детский сад и школа должны нести ответственность за детское здоровье и отчитываться перед родителями. Тем в свою очередь эксперт рекомендует заключать договор с образовательными учреждениями и требовать, чтобы они сохраняли и укрепляли здоровье их ребенка.

Владимир Базарный, доктор медицинских наук:

В Великую Отечественную войну народ стал здоровее. Качество жизни человека – это сила его духа, крылья, которым подчинена вся вегетативная и инстинктивная система. А сейчас многие говорят: улучшим питание, условия в школах… Самые богатые семьи Москвы, элитные гимназии, на одного учителя 10 учеников, каждый день танцы, фитнес, но итог, по данным авторитетного педиатра России Александра Баранова, печальный: у 85% старшеклассников глубокие нервно-психические расстройства, у 90% – патологии сердечно-сосудистой системы. 

24 декабря 2008, 15:31. Источник: Свободный курс

Статья перепечатывается сайта http://www.altapress.ru/story/38166/

Далее читайте:

Страница Владимира Базарного

Педагогическая литература

 

 

Родители, которые более других думают о сбережении здоровья своих детей сообщают, что они сами изготовили тренажеры для занятий по новой системе. Здоровье и динамичное физическое развитие детей - дело святое. Но также не следут забывать и о поддержании тонуса взрослых. Силовые тренажеры способствуют поддержанию хорошей физической формы. И сделаны тренажеры должны быть профессионалами.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС