Ветхий завет
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > ПРАВОСЛАВНИЕ >

ссылка на XPOHOC

Ветхий завет

-

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Книги Ветхого Завета

Все Ветхозаветные книги по содержанию разделяются на четыре раздела:

1. Законоположительные, то есть составляющие главное основание Ветхого Завета. Это пять книг пророка Моисея:

1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие.

2. Исторические, содержащие преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранявшего веру в истинного Бога: 1) Книга Иисуса Навина; 2) Книга Судей (с ней вместе — книга Руфь); 3) Первая и вторая книги Царств;

4) Третья и четвёртая книги Царств; 5) Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений); 6) Первая книга Ездры и книга Неемии; 7) Книга Есфирь.

3. Учительные, содержащие учение о вере: 1) Книга Иова; 2) Псалтирь царя Давида; 3) Притчи Соломона; 4) Екклезиаст (то есть церковный проповедник) [тоже Соломона]; 5) Песнь Песней (то есть превосходнейшая песнь) [тоже Соломона].

4. Пророческие, то есть содержащие пророчества, предсказания о будущем. Это книги великих пророков: 1) Исаии; 2) Иеремии; 3) Иезекииля; 4) Даниила и 5) Книги двенадцати малых пророков.

Приведенное выше исчисление Ветхозаветных книг, когда несколько книг могут быть соединены и записаны здесь под одной цифрой, связано с количеством букв еврейского алфавита: еврейские священники в древности расположили эти книги так, чтобы их было 22, в соответствии с количеством букв еврейского алфавита, хотя на самом деле этих книг больше. Православная Церковь считает каждую книгу отдельно, без искусственного сокращения их количества.

Эти 22 книги (по еврейской традиции) являются каноническими. Они создавались на древнееврейском языке в разное время, а около 164 года до Р. X., после возвращения евреев из Вавилонского пленения, были окончательно собраны, проверены и помещены в Иерусалимском храме. Так был составлен канон ветхозаветных книг (канон — образец, верный, правильный список).

Кроме этих книг есть ещё неканонические книги. Они сохранились и были взяты из греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного за три столетия до Рождества Христова. Этот перевод пользуется особым уважением Православной Церкви, именно с него был сделан перевод Ветхого Завета на славянский язык. К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1) Книга Товита; 2) Книга Иудифь; 3) Премудрости Соломона; 4) Книга Иисуса, сына Сирахова; 5) Послание Иеремии; 6) Книга Варуха; 7) Три книги Маккавейские;8) Третья книга Ездры.

 

Знаете ли вы, что такое книги Рейки? В отличие от советских атеистических времён, сегодня никто не станет отрицать тот факт, что самой популярной книгой за несколько последних веков была и остается Библия. Часто на короткое время вспыхивает популярностью некий бестселлер, чтобы тут же угаснуть и быть забытым - на века. В долгом обороте останутся Рейки книги в силу их постоянной полезности. Тем более, что книги Рейки находятся в Сети в открытом доступе. Их можно читать прямо сейчас.

 

СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА: СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ГРЕХОПАДЕНИЕ

О сотворении мира и человека

Человек — существо особенное, наделённое разумом, речью и свободной волей. Будучи обладателем разума и осмысленного слова, человек с самых древних времён стремился объяснить происхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногда открывающегося человеку. Все народы занимались такими «объяснениями» и создавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека. О том, насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологические сюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древнейших безымянных художников, классиков Возрождения, Средневековья и Нового времени, а также в современном искусстве.

Представления разных народов о начале бытия всего сущего поражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющих чертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно

общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеанских островов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версию создания Вселенной, схожую с той, которую донесла до нас Библия.

Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте и последовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическим языком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовного творческого осмысления. Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаются источником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений. От сотворения мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рождества Христова), прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыха Творца от всех дел Своих.

Давайте познакомимся с текстом книги «Бытие» Ветхого Завета. Читать нужно вдумчиво и не спеша, потому что эта книга, как и вся Библия, является не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшей духовной поэзией. Большинство народов планеты обращается к Библии как к источнику вдохновения и руководствуются ею в своём философском и художественном творчестве.

БЫТИЕ

Глава 1

1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земля же была безвидна и пуста2, и тьма над бездною,

Слово «небо» означает здесь невидимый духовный мир, а «земля» — видимую материю.

Слова «безвидна и пуста» характеризуют первобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животной жизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны между собой.

[И далее идет текст кн. Бытия 1 – 2 гл.].

Грехопадение Адама и Евы

Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяин природы, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющий право давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворенные существа). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: он жил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены. Однако первым людям была дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья глава книги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые люди соблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху и смерти. Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склоняться ко злу, что наполняло их жизнь и жизни других людей страданиями и несчастиями. После грехопадения люди от рождения имеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяет им правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию и делая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первого человека и его жены, рассказывает третья глава книги «Бытие».

 Использованы материалы кн.: 

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, "покров", 2003


Ветхий Завет - библейский термин, имеющий двоякое значение: 1) во-первых, под ним разумеется договор , который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию - быть носителем истинной религии среди языческого мира. Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна - "от реки Египетской до реки Евфрата". Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом, чрез Моисея, завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их - и выражением этого завета было синайское законодательство Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствие распространиться на все человечество (Второзаконие, XXIX, 10 - 13, 18). Иегова, Царь всей земли становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора, Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть "теократия", и ветхий завет, в этом смысле, есть синоним теократии или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего самая история библейская, до Р. X., часто называется "историей ветхого завета". Строгими блюстителями завета были пророки, которые, своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных Mиpa сего. Только благодаря пророкам, в сознании народа, наконец, настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным "Царством Божиим" и Ветхий Завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу. - 2) Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Сначала является литература историческая, с ее почти эпическою простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая зачаткам национальнополитической стадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости, с ее практическою мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшею последовательностью. Самое название В. З. явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о "чтении Ветхого Завета" (III, 14). Слово "завет" составляет перевод греческого diaJhkh, которое на западе нашло себе выражение в слове test amentum. Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. e. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается.

Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются "историей Ветхого Завета" (как напр., известный труд Kurtz'a, "Die Geschichte des Alten Bundes", 3 изд. 1864 г.). Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия, под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Furst, "Geschichte der bibl. Literatur. " (1867 и 1870); Noldeke, "Geschichte der altest. Literatur" и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880 


 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС