Катары
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНА И ЕРЕСИ >

ссылка на XPOHOC

Катары

XI-XIV вв.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Катары

Катары (от гр. чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей, распространившихся в XI-XIV вв. в Северной Италии и Франции. Они полагали, что земной мир. Католическая Церковь, светская власть созданы сатаной, и объявили папу римского наместником дьявола. Отрицали католические догматы и таинства, отвергали собственность, требовали ликвидации церковных богатств. В повседневной жизни проповедовали одоление плотских желаний и страстей, безбрачие, запрещали, животную пищу и допускали самоубийство. Создали особую церковную организацию.

+ + +

Катары (греч. «чистые»), название это присваивали себе уже манихеи, но в особенности гностико-манихейская секта, распространившаяся с конца Х века по всей почти южной и западной Европе. Родоначальниками их можно считать восточных павликиан, приверженцев абсолютного дуализма; вторую степень в развитии ереси представляют собою болгарские богомилы, среди которых господствовал умеренный дуализм. В Италии катары имели последователей в Риме, Неаполе и Флоренции, но особенно многочисленными и многолюдными были общины их в Ломбардии.

Во Франции катаров в XII и XIII веке часто называли публиканами (искаженное павликиане), также болгарами, в некоторых местностях ткачами (так как многие катары принадлежали к этому цеху); наконец в 1181 году впервые является знаменитый термин альбигойцы.

Жизнь даже обыкновенных последователей катаризма можно характеризовать как аскетическое подвижничество. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Брак, узаконивающий плотские наслаждения, в принципе отвергался совершенно. Катары отвергали иконы и необходимость храмов. Богослужение состояло исключительно в чтении евангелия (на народном языке) и в проповеди: из молитв узаконенной считалась только «Отче наш».

Догматика катаров восходила к манихейству и была проникнута дуализмом (Бог — творец невидимого, духовного и единственно истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, которое охватило в ту пору широкие массы феодального общества. Катары делились на верующих (масса) и «совершенных» (духовенство).

Существовал только один главный обряд, возведенный на степень таинства и заменявший крещение, а отчасти и причащение; принятие его знаменовало собою вступление в высший разряд верующих, в разряд «совершенных» (perfecti) или друзей божиих. Это — рукоположение (consolamentum). Сущность его заключалась в том, что священник, а за ним и другие «совершенные» возлагали на кающегося руки и призывали сошествие на него духа-утешителя. Помимо рукоположения, спасение считалось невозможным, поэтому оно принималось иногда на смертном одре. Обряду предшествовало наставление кающегося об обязанностях принимаемого им на себя звания, которые, впрочем, отличались от общих обязанностей всякого катара скорее количественно, чем качественно. Во главе нескольких общин стоял епископ, при котором состояли три духовных лица: старший сын, младший сын и диакон. Перед смертью епископ посвящал себе в преемники старшего сына. У катаров были и дьякониссы.

Внешняя история катаров со второй половины XI века принадлежит, главным образом, югу Франции. Там ересь достигла такого распространения, что одно время католическая церковь находила невозможным бороться с нею силою и решилась прибегнуть к увещеваниям. Катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшимися с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью. В 1165 году состоялось торжественное состязание католического духовенства с проповедниками и епископами катаров, которое закончилось объявлением катаров еретиками. Тогда катары открыто заявили свое полное отделение от римской церкви и создали собственную организацию. В мае 1167 года в Сан-Феликс де Караман, близ Тулузы, состоялся торжественный съезд духовенства катаров из различных стран. Главным средоточием ереси был Лангедок, но она проявлялась и в других местах Франции; из Фландрии перешла в Бонн и Кельн (1163), Лондон и Йорк.

Новую эпоху в истории катаров открывает собой 1209 год — начало крестового похода в южную Францию. За эпохой собственно Альбигойских войн (1209—1229), последовал третий, последний и наиболее продолжительный период в истории катаров (1229—1400), когда ересь перестала быть целостною, энергетическою оппозицией против римской церкви и сделалась предлогом для осуществления политических стремлений французского правительства к объединению Франции, а с целью искоренения последних представителей ереси прибегли к инквизиции. Всего долее катары просуществовали в Боснии.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970


Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС