I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

I Романовские чтения

Субетто А.И., Вице-президент Санкт-Петербургского отделения Академии проблем качества, член Президиума Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург)

Уважаемый Председатель! Уважаемые члены президиума Конференции и все ее участники! Эпоха династии Романовых – 1613 – 1917гг. – особая эпоха, связанная с возвышением России, не только как мировой державы, но и как цивилизации, давшей миру великие культуру, философию, науку и образование, великие взлеты человеческого духа и созидания. Среди царей были достойные властители, внесший свой вклад в возвышение Руси и оставивший яркий след в мировой истории. Назову некоторых из них Петр Великий, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Павел I, три императора Александры – Александры I, II и III.

Де-факто «эпоха династии Романовых» в значительной части представляет собой начало и взлет «Эпохи Русского Возрождения»,  которая продолжается и  в настоящее время. В ней просматриваются:

· Петровско-ломоносовский цикл – начало XVIIIв. – начало XIXв.;

· Пушкинский цикл – начало XIX в – начало ХХв.;

· Вернадскианский цикл – начало ХХ века – начало XXI века.

Как следует из их названий, символами – фигурами этих циклов стали: Петр I и М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, В.И.Вернадский.

Эпоха Русского Возрождения – явление всемирно-исторического порядка, однопорядковое с явлением Эпохи Европейского Возрождения. Если в Эпохе Европейского (вернее – Западноевропейского) Возрождения доминирующими были акценты физической телесности человека, свободы, индивидуализма, накопления богатства, которые и стали почвой формирования капитализма в Европе, то Эпоха Русского Возрождения имеет космическую направленность, ее акцентами служат космическая телесность человека, соборность и соборная личность, общинность (коллективизм), правда, ответственность, справедливость. Именно она определила такие самостоятельные явления в русской культуре как Русский Космизм, русская философия с такими ценностными «измерениями» архетипа русского народа как всечеловечность (Ф.М.Достоевский), цельность знания (В.С.Соловьев), «метафизический коммунизм» (С.Н.Булгаков), всемирная отзывчивость (А.С.Хомяков).

Именно на этой почве возникло учение о ноосфере В.И.Вернадского, которое в XXI веке перерастает в форму нового синтеза науки, культуры и образования, имеющего направленность на спасение человечества от возможной его экологической гибели уже к середине XXI века на рыночно-капиталистических путях развития, потому что первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы уже состоялась и она развивается.

Именно Россия, ее совокупный интеллект, опирающийся на опыт ее исторического поиска как в «эпоху династии Романовых», так и в «советскую эпоху», сможет дать человечеству новую духовную перспективу устройства такого мироустроения, которое бы обеспечило и соответствующее качество жизни человеку, и социоприродную гармонию, сохранение каждого вида жизни на Земле.

Такое мироустроение я называю Ноосферизмом или Ноосферным Социализмом. Особую роль в истории России сыграло Православие, Русская Православная Церковь. Сохраняя в нерушимости древние догматы христианства, верность заветам Иисуса Христа, Православие, формируя идеал «Святой Руси» и поддерживая его, продолжало стоять на позициях соборности, любви, заботы об «униженных и оскорбленных», общего дела, на осуждении сребролюбия. Не забудем, что «Свято-Введеннская Оптина пустынь явилась духовным центром, где приобщались к сокровищницам учения Православной Церкви, – как отмечал в своем Обращении к участникам Оптинского форума Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, –  многие великие представители русской интеллигенции, среди которых были Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, Константин Николаевич Леонтьев, принявший по благословлению преподобного Амвросия незадолго до своей смерти монашеский постриг с именем Климент. Возрождение нашей страны невозможно без обращения к культурному и духовному наследию. От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, ее безопасность и жизнь будущих поколений».

«Эпоха династии Романовых» велика не только и не столько своими военными успехами (великие победы русского воинства в царствования Петра Первого, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Павла I, Александра II), но и созиданием, успехами в развитии науки, литературы, живописи, архитектуры, музыки, философии. Ее украшают творческие гении М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Е.Р.Дашковой, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.И.Пирогова, Д.И.Менделеева, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, В.С.Соловьева, А.А.Иванова, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Федорова, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, А.Г.Столетова, М.Ф.Казакова, И.М.Сеченова, К.А.Тимирязева, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, П.Л.Чебышева, А.П.Чехова, Ф.И.Шаляпина и др.

Кострома, Ипатьевский монастыри предстают памятниками русской истории, потому что хранят память о начале царствования Романовых на Руси, связанном с восхождением на царский престол Михаила Федоровича Романова в 1613 году после долгих лет Смутного времени, разоривших и обескровивших страну. Уже первые годы правления молодого царя Михаила Романова были отмечены дипломатическими успехами: ему, хотя и с трудом, удалось заключить мирные договоры со Швецией и Польшей.

Началась новая страница истории России и начался ее подъем к могуществу и к расцвету. История, как и культура, не знает разрывов. Она есть поток исторического созидания. Становление Руси – России – это в первую очередь историческое созидание русского народа в единстве со всеми братскими народами, вошедшими в великую семью всех народов России.

Я желаю всем участникам Конференции глубокого проникновения в логику истории эпохи династии Романовых, в логику созидания и духовного поиска русского народа и в единстве с ним всех народов России.

I Романовские чтения. «Романовский сборник». Кострома. 29-30 мая 2008 года.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС