Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета детская № 9, 2010

РУССКИЙ МУЗЕУМ

Мудрости покорный гражданин:

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий живописец, гравёр, рисовальщик, теоретик искусства эпохи Возрождения.

Родился в семье ювелира. Интерес к рисунку заро­дил в нём отец, обучивший сына основным приёмам гравировки на металле.

С 1486 по 1490 год учителем Дюрера был нюрнбергский гравёр и живописец Михаэль Вольгемут.

Значительное влияние на творческое становление мастера оказало путешествие по городам Германии (Франкфурт-на-Майне, Кольмар, Страсбург, Базель), где он знакомится с гуманистами и книгопечатника­ми, работами М. Шонгауэра.

Автопортрет. 1500 г.

Развитие искусства Дюрера происходит на заверша­ющем этапе немецкого Возрождения. С одной стороны, расцвет науки, книгопечатания, гуманистических идей, с другой — драматический общественный накал, связанный с антикатолическим движением и церковной реформой Лютера, ставшей началом Реформации, а впоследствии и Крестьянской войны (1524–1525), отра­жаются на характере творчества мастера.

Поклонение волхвов. 1504 г.

Алтарь Паумгартнеров. 1502–1504 гг.

Мадонна с Младенцем. 1512 г.

Портрет молодого человека. 1521 г.

Образы А. Дюрера далеки от классического идеала кра­соты, они воплощают в себе богатство и отличительные черты немецких художественных традиций, выраженных в острохарактерном, индивидуально-неповторимом изоб­ражении, в самоценности деталей.

Значительное место в живописном наследии художника принадлежит портретам. В своих работах Дюрер стремит­ся не только к передаче внешнего сходства с портретируе­мым, главным для него становится выявление отличи­тельных черт характера своих моделей и отражение их внутренней энергии.

В творческом наследии мастера насчитывается около 900 листов рисунков, по своему характеру и многообразию при­ближающих его искусство к искусству великого Леонардо да Винчи. Рисунок для А. Дюрера — это главный этап в ра­боте над композицией. Он имеет огромную образную силу, являясь основным средством познания мирового устройс­тва. В своих графических работах А. Дюрер впервые в истории немецкого искусства начинает пристально изучать об­нажённую натуру. Стремясь найти идеальные пропорции гармонически сложённого мужского и женского тела, он создаёт большое коли­чество рисунков, объединённых одним творческим замыслом («Адам и Ева», 1504; живописный диптих, ок. 1507, Прадо, Мадрид). Многие рисунки А. Дюрера представляют собой определённый человеческий типаж: крестьян, модниц, нарядных кавалеров. Среди его графичес­ких работ значительное место занимают путевые зарисовки и беглые наброски, передающие в пленительной естествен­ности открытое восприятие мира, трепет от непосредственного соприкосновения с ним («Моя Агнес», ок. 1494–1497, Аль-бертина, Вена; зарисовка гавани Антвер­пена, 1522, Альбертина, Вена).

В 1494–1495 годах во время путешест­вия по Италии А. Дюрер создаёт серию пейзажей акварелью с гуашью («Вид Инсбрука», Альбертина, Вена; «Дом у пруда», Британский музей, Лондон, и др.), отличающихся продуманной ком­позицией, со спокойными и величест­венными пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом.

Живописные произведения художника 1515–1520 годов отмечены стремлением в простой, безыскусной красоте найти

Шельда у Антверпена. 1520 г.

Четыре апокалипсических всадника. 1498 г.

Меланхолия. 1514 г.

гармоничное равновесие форм, цвета и света («Алтарь Паумгартнеров», ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение волхвов», ок. 1504, Гале­рея Уффици, Флоренция). Для алтаря «Поклонение волхвов» характерна со­вершенная композиция: первый план со спокойными и величественными фигура­ми Мадонны и трёх волхвов, объединён­ными плавным круговым ритмом, через пространственный прорыв гармонично связан со вторым планом, изображаю­щим уходящий вдаль пейзаж.

Важнейшее место в творчестве А. Дюрера занимают гравюры, в которых ху­дожник наиболее полно выражает беспокойный, мятущийся дух немецкого Ворождения, находящийся в постоянных нравственно-философских поисках. Высшее творческое достижение молодого мастера проявляется в серии из 15 гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), со­звучной передовым идеям Германии конца XV века. Изобразительные приёмы гравюр значительно отличаются от живописных работ: усиливается экспрессия образов, напряжение движений, ритм стремительных линий, угловатость и жёсткость форм. События приобретают реальный земной смысл, что подчёрки­вается изображением персонажей в костюмах эпохи и с современным оружием в руках. Для цикла гравюр «Жизнь Ма­рии» (ксилографии, ок. 1502 — 1505) характерно следование немецким тради­циям: соединение житейской достовер­ности и вселенского величия.

Особенно популярными среди совре­менников становятся два цикла: «Большие страсти» (ксилографии, ок. 1498– 1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507–1513, 1509– 1511), отмеченные усилением драмати­ческой экспрессии.

После творческого спада (1514–1519), когда А. Дюрер работает только над офи­циальными заказами императора Мак­симилиана I, в 1520–1521 годах наступает активный подъём, связанный с его посещением Нидерландов. Этому периоду принадлежит целый ряд графических портретов, выполненных углём, серебряным и металлическим карандашом.

Искусство А. Дюрера, с максимальной полнотой отразившее его личность, пов­лияло не только на формирование твор­чества современных ему немецких мас­теров, но и на развитие немецкого искус­ства первой половины XVII века в целом. (По материалам книги «Энциклопедия мировой живописи», издательство «Олма-пресс», Москва, 2002)


Далее читайте:

Дюрер, Альбрехт (Dürer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер.

Художники (биографический справочник).


 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА