Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета детская № 2, 2011

Галина Саксонова

Иван Вишняков

Портрет цесаревны Натальи Петровны. 1750-е гг.

Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761) — живописец-монументалист и портретист — был сыном «шатёрных дел мастера», с 1714 года жил в Санкт- Петербурге и получил дворянство только в силу своих заслуг. Начало его творчества пришлось на самый небла- гоприятный для российского искусст- ва период правления Анны Иоаннов- ны, когда правившие страной иностранцы боролись против всего русского.

В 40-50-е годы — время правления императрицы Елизаветы Петровны — культурная жизнь России изменилась. В Елизавете Петровне общество хотело видеть продолжательницу дела её отца. И действительно, в 1755 году был учреждён Московский университет, в 1756-м создан национальный театр, в 1757-м основана Академия художеств.

Портрет Ф.Н. Голицына. Ок. 1760 г.

Большое значение для подготовки русских художников в середине века имели архитектурная и живописная команды Канцелярии строений в Санкт-Петербурге. Художники живописной команды выполняли работы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Руководителем живописной команды в 30-е годы был Андрей Матвеев. Иван Вишняков поступает в 1727 году в подмастерья к Матвееву, в 1739 году он уже живописный мастер, а после смерти Матвеева становится руководителем живописной команды Канцелярии строений.

Вишняков участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов Санкт-Петербурга, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева; писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой.

Портрет Вильгельма Фермора. Втор. полов. 1750-х гг.

Протоколы канцелярии фиксируют заказы, прошения, ход работ, каждый шаг мастеров. Но, к сожалению, в течение многих лет упоминавшиеся в них здания перестраивались, некоторые из зданий и часть их интерьеров не сохранились. Не уцелело ничего из декоративных работ, созданных И. Я. Вишняковым.

И, может быть, остался бы неизвестным и сам автор этих работ, если бы не сохранилось около десятка портретов, написанных Вишняковым. Он был автором парадных портретов, таких, как портрет императрицы Елизаветы Петровны и портреты супругов Тишиных.

Вишняков нередко писал детские портреты, которые ему особенно удавались. С них началась его известность.

Лучшие из них — портреты детей начальника Канцелярии строений Фермора — Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга.

Портрет маленькой графини Сарры Элеоноры Фермор написан по всем правилам «взрослого» парадного портрета — она изображена во весь рост, в нарядном расшитом платье, на фоне тяжёлой драпировки, в руке её веер.

Но характерно, что, несмотря на соблюдение всех условностей парадного портрета, мы обращаем внимание не на платье, а на грустное лицо девочки: она задумалась о чём-то нам неизвестном — это ребёнок с собственным миром и своими переживаниями.

Портрет С.Э. Фермор. Втор. полов. 1749 г.

Портрет брата Элеоноры Фермор был задуман как парный портрету сестры. Фермор изображён также в рост на фоне какого-то интерьера, в форме сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Цвета яркие. С зелёным кафтаном перекликается по цвету такого же тона занавес с золотой каймой. Лицо мальчика очень похоже на лицо сестры не только чертами, но и выражением строгой важности и достоинства.

Портрет М.С. Бегичева. Втор. полов. 1757 г.

Последнее произведение Вишнякова в портретном жанре — портрет князя Фёдора Николаевича Голицына «на девятом году своего возраста», как гласит надпись пером старинным почерком на подрамнике.

На портрете Голицын изображён девятилетним мальчиком в костюме конногвардейца времён Елизаветы Петровны: тёмно-васильковый мундир с красными отворотами и воротником с золотым позументом, красный камзол, чёрные сапоги и треуголка, белый бант и белый галстук.

Мушкет, сумка, шпага дополняют военное платье.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743 г.

Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широко расставлены, правая рука знакомым, как на портрете Фермора, движением засунута за борт, левая упёрлась в бок. Позой и, главное, серьёзным выражением лица, полным достоинства и важности, Голицын напоминает Фермора.

Но в портрете Голицына Вишняков, более, чем когда-либо, тяготеет к старой русской живописи: мальчик поставлен строго анфас, с равномерной опорой на обе ноги. Он напоминает лубочного солдатика, но более, чем в каком-либо другом произведении Вишнякова, в этом портрете живёт одно лицо, написанное любовно, с глубоким проникновением в детскую психологию.

Портрет Голицына завершает долгий путь Вишнякова в искусстве.

 

Всем известны слова знаменитой актрисы Раневской: "Сумка - это же для женщины как часть тела". Бывали в истории времена, когда, кроме сумки, также мушкет и шпага дополняли платье (в основном военное платье). В наше время изменились назначение и вид этих аксессуаров, но глубинная суть их осталась неизменной. Вам достаточно купить сумку Луи Витон - и вы сразу же почувствуете, как преобразилась ваша одежда, ваш облик, вы сами.

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА