Владимир БАЗАРНЫЙ
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > САЙТ ВЛАДИМИРА БАЗАРНОГО >

ссылка на XPOHOC

Владимир БАЗАРНЫЙ

2011 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир БАЗАРНЫЙ *

Очередная ступень в создании управляемого интеллекта нации

Владимир Базарный. Очередная ступень в создании управляемого интеллекта нации

О частностях предложенного проекта Закона “Об образовании в РФ” говорить нет смысла, если его концептуальные положения извращены и противоречат друг другу. Отрадно, что в статье 2 представленного проекта Закона “Об образовании” дано четкое понимание образованию и образовательному процессу:

“образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности”;

“воспитание — специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства”;

“образовательный процесс — педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги”);

“общее образование — вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования”.

Все эти положения дополняет статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования:

“Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде”.

Любому квалифицированному педагогу известно, что “целенаправленный процесс воспитания”, “развития личности” — это не фрагментарное развитие одной части ребенка в ущерб другой, а целостное триединое развитие тела, нравственных чувств и творческого потенциала интеллекта. И только на основе этой неделимой “троицы” произрастают все остальные качества людей. Следовательно, воспитание тела, нравственных чувств и творческого потенциала должно в своей целостности войти в базовый учебный план, а также в аттестат об образовании. К сожалению, в проекте закона концептуальные положения о содержании базового учебного плана опущены. И не случайно, что в статье  96 “Итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования” все “воспитание” и “развитие личности” сведено в информационную игру под названием ЕГЭ: “Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена или в форме государственного выпускного экзамена”.

Владимир Базарный. Очередная ступень в создании управляемого интеллекта нации
   Фото Геннадия МИХЕЕВА

Но какое отношение эта игра в “загадки — наводки — отгадки” имеет к “воспитанию” и целостному “развитию личности”? Как в этой итоговой аттестации отражены базовые положения Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”, требующего от всех “содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей”?

Как в аттестационном документе нашло отражение положение статьи 3 проекта Закона “Об образовании”: “свободное развитие личности”? А ведь “свободное развитие” — это не механически заученные в школе знания. Это оформленная в школе самостоятельность мышления — суждения.

Заметим, что в ныне действующем Законе “Об образовании” и в предлагаемом проекте закона эти базовые положения опущены. Нет в базовом учебном плане современной школы задач физического, нравственного, творческого воспитания. Таким образом, базовый учебный план, механизм и содержание аттестации выпускников школ не соответствует заявленным в законе принципам и целям образования и образовательного процесса. Кроме этого, декларируемые в законе “средства обучения — приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы” с учетом статьи 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, должны иметь санитарно-гигиенические заключения. В проекте Закона “Об образовании” это чрезвычайно важное положение для сохранения здоровья детей в учебном процессе упущено.

Для изучения, какой все-таки интеллект формирует современная вербальная, информационно ориентированная, “безного-безрукая” школа, которая в течение более десяти лет игнорирует исполнение вышеуказанной статьи 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, под нашим руководством был выполнен ряд диссертационных исследований. При этом установлено, что только за начальный трехлетний период обучения базовые параметры свободного творческого интеллекта детей угасали в 2—4 раза. При этом во столько же раз возросли характеристики несвободного инструктивно-программируемого интеллекта. Так, декларируя одно, а делая и аттестуя совершенно противоположное, школа формирует поколения несвободных людей, которыми можно легко манипулировать.

Между тем не только психическое, но и физическое здоровье наших детей трагично. Приведу данные академика Александра Баранова, директора Научного центра здоровья детей РАМН: “Физическое развитие современных подростков значительно ухудшилось. У мальчиков 15—17 лет масса тела в среднем снизилась на 1,3 кг. У девочек — на 1,6 кг. Длина тела — а это, пожалуй, главный показатель, характеризующий физическое развитие детей, — сократилась на 2 см. Дефицит массы тела встречается у 20 процентов юношей и 19 процентов девушек. Снизились силовые возможности. У юношей 15—17 лет сила мышц (динамометрия) правой кисти стала меньше на 10 кг, а у девушек — на 6 кг по сравнению со сверстниками 90-х... Это очень тревожно”.

В связи с вышеизложенным предлагаю:

— объявить федеральный конкурс на концепцию базового учебного плана и аттестата на творческое, нравственное, физическое и гендерное (пололичностное) развитие детей в образовательном процессе;

— объявить конкурс на утвержденную Минздравом и Роспотребнадзором РФ физиолого-эргономическую программу развивающих здоровье принципов организации учебного процесса;

— поднятые здесь неотложные проблемы вынести на обсуждение Совета безопасности РФ.

Опубликовано на сайте http://www.russia-today.ru/tema-nomera/1449-vladimir-bazarnyj-ocherednaya-stupen-v-sozdanii-upravlyaemogo-intellekta-nacii.html

Примечания

*  Владимир Базарный - доктор медицинских наук.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС