Образование
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Образование

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Образование в империи Цин

Ввиду того, что китайская письменность очень сложна (см. гл. VII, раздел «Китайский язык и письменность»), обучение чтению в Китае длится гораздо дольше, чем в странах с культурой алфавитной письменности. Если в Европе для записи любого слова используется около 30 знаков, то в Китае совсем другое дело: в таком коротком и относительно простом тексте, как «Беседы» Конфуция, 1400 разных иероглифов, а чтобы приступить к более или менее серьезному образованию, требуется знать не менее 2 тысяч иероглифов.

Обучение грамоте начиналось очень рано; уже к восьми годам дети должны были знать наизусть (и уметь записать) тексты букваря: «Сто фамилий» (Бай цзя син) и «Тысячесловие» (Цянь цзы вэнь), составленные при династии Сун, и «Троесловие» (Сань цзы цзин) времен династии Юань *. Затем наступал черед книг конфуцианского канона: «Четверокнижие» (Сы шу) следовало постигнуть к двенадцати годам, «Пятикнижие» (У цзин) к четырнадцати— пятнадцати **. Эти книги были основой экзаменов на чин разного уровня (см. гл. III, раздел «Отбор и про-хождение службы чиновников»). Кроме этих текстов, юноши должны были знать различные исторические сочинения, а также уметь писать стихи и так называемые «восьмичастные сочинения» (багу-вэнъ): все это также требовалось на экзаменах.

 

В системе образования империи Цин предусматривалось изучение много того, что и не снилось западноевропейским школам. Одно знакомство с иероглифами чего стоит! Голову сломать можно. Но вот чего не было в их учебной программе, так это английского языка. И теперь, с высоты своего положения, на опыте минувших веков мы можем костатировать: абсолютно напрасно. Нашему современнику, чтобы изучить английский, начать следовало бы с посещения сайта http://www.english-language.ru - это курсы английского ACE, здесь обучение происходит в мини-группах. Научитесь понимать и говорить по-ангийски. Вот наши современные китайцы этот язык в массе знают. А если бы учили его и в ту далёкую эпоху, то он бы им ох как пригодился бы и в эпоху Цинь, когда европейцы активно начали осваивать Поднебесную.

 

Изучение конфуцианских текстов было для детей и подростков не только путем образования, но и средством внушить им некие моральные ценности, как-то: иерархический дух, уважение к старшим, на которых основана конфуцианская этика. Воспитывался также этикет, знание хороших манер (правил приветствия, прощания, обращения к старшим и т.д.), но это происходило в семейном кругу и в общении с преподавателем. Дети из приличных семей могли рассчитывать на домашних учителей (нередко ученых людей, проваливших экзамен на чин). Другие ходили в частные школы (шуюань). Главной целью таких заведений (в Цинскую эпоху их насчитывалось больше 4 тыс.) была подготовка юношей к экзамену на чин.

Кроме этих познаний в словесности, в приличных семьях и мальчики, и девочки должны были владеть четырьмя традиционными искусствами: игрой на цитре цинь, игрой в го, каллиграфией и живописью (цинь ци шу хуа).

В зажиточных кругах девочки также иногда получали хорошее образование, хотя и в меньшей степени ориентированное на чиновничьи экзамены, к которым они не допускались. Все многочисленные девицы со страниц романа «Сон в красном тереме» очень образованны: разумеется, умеют читать и писать, знают классические произведения словесности, а некоторые (в том числе главные героини Линь Дайюй и Сюэ Баочай) даже пишут прекрасные стихи.

Примечания

* Рифмованные тексты (типа считалок) для заучивания основных иероглифов. В списке «Сто фамилий» не сто, а 504 фамилии. «Троесловие» (буквально «Канон в трех иероглифах») излагает в трехсложных стихах основы конфуцианства.

** См. гл. VI, подраздел «Тринадцать книг конфуцианского Канона».

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 258-261.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС