Кенургий
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кенургий

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Кенургий

Кенургий — дворцовое здание с одноименным триклинием (залом), входившее в комплекс Большого дворца в Константинополе. Кенургий был возведен после 867 г. в правление императора Василия I Македонянина (866-886) и находился севернее Хрисотриклиния. Центральный зал представлял в плане квадрат, перекрытый сводчатым потолком слабовыраженной парусности. Западная и восточная стены были прорезаны огромными арочными окнами с великолепными витражами. С южной и северной сторон примыкали два смежных зала. Эти залы отделялись от Кенургия двумя арками, имеющими одну общую колонну, и имели сводчатые потолки в виде двух полуцилиндров, сочлененных параллельно. Сочленение лежало на семи арках, поддерживавшихся восемью колоннами. Таким образом, зал рассекался колоннами по продольной оси на два равных нефа, две из которых (первая и последняя) были высечены из змеевика и несли по одному крылу трех арок: двух внешних и одной внутренней. Второй зал по своей конструкции являлся зеркальным отражением первого. Оба зала имели двускатные кровли, а центральный, вероятно, невысокую купольную тыквенного типа, то есть рассеченную вертикальными долями. Кровля была крыта свинцом. Из 16 колонн 8 были высечены из змеевика, а другие 8 — из оникса; их стволы были украшены рельефами. На 14 колоннах были изображены животные среди виноградных лоз, а две колонны из оникса имели рельеф в виде борозд, соответствующих направлению слоев и подчеркивающих структуру камня. Все колонны относились к сполиям, то есть были взяты из более ранних светских построек, причем две последние относились к концу IV в. В сопредельных залах арки и своды были покрыты мозаиками, на которых стратиги подносили модели взятых городов и крепостей императору, а также отражались ежедневные заботы василевса на благо империи. На мозаике потолка центрального зала был изображен зеленый крест, вокруг которого располагалась императорская семья в коронах. Сыновья императора держали в руках свитки с Заповедями, а дочери — книги с Божественными Законами. Все персонажи свободными руками как бы тянулись к кресту. Выше оконных проемов, по периметру тянулась широкая мозаичная полоса растительного орнамента на золотом фоне, отсекающая мозаичную часть от стен, украшенных полированными мраморными плитами. На полу находилась композитная мозаика из цветного камня и смальты. В середине зала, в кругу из змеевика, было изумительное изображение павлина из смальты, олицетворяющего вечность мироздания. От центрального круга в углы зала исходили зеленые лучи, пересекающие на своем пути второй, больший круг, вписанный в квадрат зала. В каждом из углов зала находилось по одному изображению орла. Лучи, достигнув их, образовывали вокруг изящные медальоны. В годы латинской оккупации Константинополя Кенургий, как и весь Большой дворец, был разграблен. После освобождения Константинополя в 1261 г. весь комплекс Большого дворца не восстанавливался и к падению империи в 1453 г. представлял собой руины.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 460-461.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

 

Какие чудеса архитектуры творили античные архитекторы! Одно только описание тех творений звучит будто сказка: центральный зал представлял в плане квадрат, перекрытый сводчатым потолком слабовыраженной парусности. Но то было в Константинополе! Размеется, наши современники не в состоянии обустроить свой дом так же, как это делали императоры Второго Рима. Даже на Рублёвке такого никто себе позволить не в состоянии. А вот натяжные потолки и Железнодорожный может себе позволить. Ровно, красиво, а по цене несопоставимо мало -  в сравнении с императорскими дворцами.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС