Календарь
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Календарь

-

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Календарь

Наречение времени: девизы правления

НАРЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ [В КИТАЕ]: ДЕВИЗЫ ПРАВЛЕНИЯ. Начиная со II века до нашей эры одной из особенностей китайского календаря является существование эр, или девизов правления (няньхао), — отрезков времени, имя которым давали императоры. До XIV в. китайские императоры имели обыкновение провозглашать новую эру, когда в империи случалось чрезвычайно важное событие (доброе или дурное), чтобы символически объявить о наступлении нового этапа в их правлении. Эти имена-девизы, переводить которые обычно не принято, были очень образными и пророческими: например, при династии Поздняя Хань мы встречаем эры Цзяньу («Укрепление воинской доблести», 25—27) и Юнкан («Вечное процветание», 167—168), при династии Тан — эру Кайюань («Основание и начало», 712—756). Чаще всего долгая эра означала, что социально-экономическая и военная обстановка были довольно благоприятными, если же при одном царствовании сменялось несколько эр, это значило, что страну сотрясали кризисы и конфликты. 

С воцарением династии Мин (1368) система наречения эр изменилась: первый минский император решил не менять девиза своей эры Хунъу («Великая воинская доблесть», 1368—1399) в течение всего царствования. Это и стало правилом при династиях Мин и Цин: Канси, Юнчжэн и Цяньлун — не личные имена, а девизы правления: соответственно «Лучезарное процветание», «Гармония и справедливость» и «Небесное процветание».

 

А знаете ли вы, что в Японии производят отличные часы Casio? Их можно купить через сайт http://www.russian-watch.ru/katalog/casio А почему о Японии, если здесь речь идёт о счёте времени в Китае? Понятно, почему. Чайную церемонию значете? Где она возникла? Нет, неправильно, не в Японии, а в Китае. Религию синтаизм знаете? Откуда она пришла в Японию? Уже поняли закономерность? Ну, вот часы Casio надо покупать японские (а не китайские, даже если те же буквы Casio на корпусе увидите).

 

ГОД, МЕСЯЦ, ДЕНЬ. В XVIII веке в Китае применялся тот же традиционный календарь, которым пользуются и поныне, именуемый «земледельческим» (нунли) или «лунным» (инъли), в отличие от «солнечного» (янли) календаря. На самом деле этот традиционный календарь — лунно-солнечный, то есть учитывает как фазы луны (определяющие смену месяцев), так и основные точки, связанные с движением солнца: солнцестояния и равноденствия.

Год состоит из двенадцати месяцев по 29 или тридцать дней, соответствующих лунным циклам (луна и месяц по-китайски вообще обозначаются одним и тем же иероглифом юэ). В году, таким образом, получается 354 дня — примерно на 11 дней меньше, чем в солнечном (365,24 дня). Чтобы избежать сбоя, который получается в культурах, использующих чисто лунный календарь (например, традиционный мусульманский), раз в два-три года вставляется дополнительный месяц (жуньюэ).

Кроме того, в китайском годе выделяется двадцать четыре солнечных периода с промежутком примерно в две недели — так называемых «узлов» (эршисы цзеци), на которые и делится год. Каждый из них имеет свое название, так или иначе привязанное к сезонным событиям.

Двадцать четыре узла года

Название на русском

Название на китайском

Дата

 

 

 

1. Солнечное солнцестояние

дунчжи

22 декабря

2. Малые холода

сяохань

6 января

3. Большие холода

дахань

21 января

4. Начало весны

личунь

4 февраля

5. Дожди

юшуй

20 февраля

6. Пробуждение насекомых

цзинчжэ

5 марта

7. Весеннее равноденствие

чунъфэнь

20 марта

8. Ясный свет  

цинмин

5 апреля

9. Хлебные дожди

гую

20 апреля

10. Начало лета

лися

6 мая

11. Малое изобилие

сяоманъ

21 мая

12. Колошение хлебов             

манчжун

6 июня

13. Летнее солнцестояние      

сячжи

21 июня

14. Малые жары

сяошу

7 июля

15. Большие жары

дашу

23 июля

16. Начало осени

лицю

8 августа

17. Конец жары

чушу

23 августа

18. Белые росы

байлу

7 сентября

19. Осеннее равноденствие

цифэнъ

23 сентября

20. Холодные росы

ханълу

8 октября

21. Белый иней

шуанцзян

23 октября

22. Начало зимы

лидун

7 ноября

23. Малые снега

сяосю

22 ноября

24. Большие снега

дасю

7 декабря

 

 

 

У месяцев нет собственных имен — только первый месяц года называется «направляющим» (чжэнъюэ). По некоторым историческим причинам первым месяцем стал третий после зимнего солнцестояния (дунчжи). Поэтому первый день первого месяца выпадает на время приблизительно с 20 января по 20 февраля, так что китайский год никогда не совпадает с григорианским.

Дни недели не имеют названий; строго говоря, у китайцев нет дней недели и самого понятия недели, но иногда употребляется термин «декада» (сюнь). Дни же обозначаются просто порядковым номером в месяце: говорят, например: «двенадцатый день третьего месяца» (саньюэ шиэржи).

Наряду с такой нумерацией применяется также шестидесятиричный счет по «десяти небесным стволам и двенадцати земным ветвям» (тянъганъ дичжи или просто ганьчжи). Это цикл из шестидесяти двоичных сочетаний определенного «небесного ствола» (их всего десять) и «земной ветви» (их насчитывается двенадцать, и они соответствуют китайским названиям знаков зодиака). Первый знак этого цикла — цзяцзы. Поэтому можно сказать, например: «день гэнъу такого-то месяца» 1.

Десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей

Небесные стволы

Земные ветви

Животные

 

 

 

1. Цзя

1. Цзы

Крыса

2. И

2. Чау

Бык

3. Вин  

3. Инь

Тигр

4. Дин

4. Мао 

Заяц

5. У

5. Чэнь

Дракон

6. Цзи

6. Сы

Змея

7. Гэн

7. У

Лошадь

8. Синь

8. Вэй

Овца

9. Жэнь

9. Шэнъ

Обезьяна

10. Гуй

10. Ю

Петух

1. Цзя

11. Сю

Собака

2. И

12. Хай

Свинья

 

 

 

и т.д. 2.

День и ночь делятся на двенадцать частей (ши), в принципе равных двум часам каждая и пронумерованных именами земных ветвей (цзы, чоу, инь и т.д.). В семь часов вечера начинается первая из пяти страж (гэн), на которые делится ночь до пяти часов утра.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 125-129.

Примечания

1. То есть седьмой день шестидесятиричного цикла (считая от первого дня первого года), в данном случае приходящийся на такой-то месяц.

2. Кроме того, каждой паре небесных стволов соответствует стихия: дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь), вода (шуй), а также цвет, планета, время года и сторона света.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС