Календарь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КалендарьНаречение времени: девизы правленияНАРЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ [В КИТАЕ]: ДЕВИЗЫ ПРАВЛЕНИЯ. Начиная со II века до нашей эры одной из особенностей китайского календаря является существование эр, или девизов правления (няньхао), — отрезков времени, имя которым давали императоры. До XIV в. китайские императоры имели обыкновение провозглашать новую эру, когда в империи случалось чрезвычайно важное событие (доброе или дурное), чтобы символически объявить о наступлении нового этапа в их правлении. Эти имена-девизы, переводить которые обычно не принято, были очень образными и пророческими: например, при династии Поздняя Хань мы встречаем эры Цзяньу («Укрепление воинской доблести», 25—27) и Юнкан («Вечное процветание», 167—168), при династии Тан — эру Кайюань («Основание и начало», 712—756). Чаще всего долгая эра означала, что социально-экономическая и военная обстановка были довольно благоприятными, если же при одном царствовании сменялось несколько эр, это значило, что страну сотрясали кризисы и конфликты. С воцарением династии Мин (1368) система наречения эр изменилась: первый минский император решил не менять девиза своей эры Хунъу («Великая воинская доблесть», 1368—1399) в течение всего царствования. Это и стало правилом при династиях Мин и Цин: Канси, Юнчжэн и Цяньлун — не личные имена, а девизы правления: соответственно «Лучезарное процветание», «Гармония и справедливость» и «Небесное процветание».
ГОД, МЕСЯЦ, ДЕНЬ. В XVIII веке в Китае применялся тот же традиционный календарь, которым пользуются и поныне, именуемый «земледельческим» (нунли) или «лунным» (инъли), в отличие от «солнечного» (янли) календаря. На самом деле этот традиционный календарь — лунно-солнечный, то есть учитывает как фазы луны (определяющие смену месяцев), так и основные точки, связанные с движением солнца: солнцестояния и равноденствия. Год состоит из двенадцати месяцев по 29 или тридцать дней, соответствующих лунным циклам (луна и месяц по-китайски вообще обозначаются одним и тем же иероглифом юэ). В году, таким образом, получается 354 дня — примерно на 11 дней меньше, чем в солнечном (365,24 дня). Чтобы избежать сбоя, который получается в культурах, использующих чисто лунный календарь (например, традиционный мусульманский), раз в два-три года вставляется дополнительный месяц (жуньюэ). Кроме того, в китайском годе выделяется двадцать четыре солнечных периода с промежутком примерно в две недели — так называемых «узлов» (эршисы цзеци), на которые и делится год. Каждый из них имеет свое название, так или иначе привязанное к сезонным событиям. Двадцать четыре узла года
У месяцев нет собственных имен — только первый месяц года называется «направляющим» (чжэнъюэ). По некоторым историческим причинам первым месяцем стал третий после зимнего солнцестояния (дунчжи). Поэтому первый день первого месяца выпадает на время приблизительно с 20 января по 20 февраля, так что китайский год никогда не совпадает с григорианским. Дни недели не имеют названий; строго говоря, у китайцев нет дней недели и самого понятия недели, но иногда употребляется термин «декада» (сюнь). Дни же обозначаются просто порядковым номером в месяце: говорят, например: «двенадцатый день третьего месяца» (саньюэ шиэржи). Наряду с такой нумерацией применяется также шестидесятиричный счет по «десяти небесным стволам и двенадцати земным ветвям» (тянъганъ дичжи или просто ганьчжи). Это цикл из шестидесяти двоичных сочетаний определенного «небесного ствола» (их всего десять) и «земной ветви» (их насчитывается двенадцать, и они соответствуют китайским названиям знаков зодиака). Первый знак этого цикла — цзяцзы. Поэтому можно сказать, например: «день гэнъу такого-то месяца» 1. Десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей
и т.д. 2. День и ночь делятся на двенадцать частей (ши), в принципе равных двум часам каждая и пронумерованных именами земных ветвей (цзы, чоу, инь и т.д.). В семь часов вечера начинается первая из пяти страж (гэн), на которые делится ночь до пяти часов утра. Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 125-129. Примечания 1. То есть седьмой день шестидесятиричного цикла (считая от первого дня первого года), в данном случае приходящийся на такой-то месяц. 2. Кроме того, каждой паре небесных стволов соответствует стихия: дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь), вода (шуй), а также цвет, планета, время года и сторона света.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |