М.Ф. Пахомкина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ П >

ссылка на XPOHOC

М.Ф. Пахомкина

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ЦЕННОСТИ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА. ДУХОВНОСТЬ

I. Интеллектуальная разминка

1. Человек в многообразии качеств своей индивидуальности, развитых и приобретенных в социальной среде.

2. Способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности.

3. Специфически человеческая форма активности людей, обусловленная их потребностями, интересами, целями.

4. Состояние общества и личности, для которых материальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости.

5. Императив это - __________.

6. Система ценностей и императивов, ориентирующая людей на духовно возвышенный идеал человеческого единения, выражающийся в солидарности и братстве.

7. Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, имеющая систему понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.

8. Вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо явления (материального или духовного).

9. Две центральные системы этических ценностей.

10. Образец, нечто совершенное; высшая цель стремлений.

11. Философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру.

12. К этическим категориям относятся _________.

13. К эстетическим категориям относятся ________.

14. Непротиворечивое целое, где все элементы должным образом уравновешены.

15. Внутреннее убеждение о том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

16. Кто из философов ввел в оборот термин «этика» и вычленил ее в особую науку?

17. Состояние души, когда что-либо принимается без сомнений и доказательств.

18. Сформулируйте «золотое правило» нравственности.

19. Внутреннее побуждение, обязывающее поступать в соответствии с ценностями и другими общественными требованиями.

20. Свобода совести это – право человека ________.

21. Сфера человеческой деятельности, форма общественного сознания, включающая веру в сверхъестественное, соответствующее поведение и специфические действия, особые институты.

22. Аксиология есть философское учение о _________.

23. Назовите мировые религии.

24. Свою нравственную философию В. С. Соловьев изложил в труде _____.

25. Специфическое состояние личности или социума, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом. Особый переходный период, когда старые социальные ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не установились.

 

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).

·        Что такое ценность?  Какие бывают ценности?

·        Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?

·        Что такое «святыня»?

·        Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?

2. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.

·        Каково основное значение этого понятия?

·        Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?

·        В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?

·        Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?

·        «Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).

     «Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).

·        Что такое любовь как ценность?

·        Какая точка зрения Вам ближе?

·        Какое место занимает любовь в жизни человека?

 

4. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.

·        Физические – на здоровье

·        Экологические – __________ .

·        Материальные – __________ .

·        Познавательные – _________ .

·        Нравственные – __________ .

·        Социальные – _________ .

·        Политические – ________ .

·        Правовые – ___________ .

·        Религиозные – _________ .

·        Философские – _________ .

·        Эстетические – _________ .

 

5. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».

 

III. Заполните таблицы

1. Нравственные системы

Нравственная система Основные принципы Примеры

   1. Гедонизм

   2. Перфекционизм

   3. Эгоизм

   4. Альтруизм

   5. Конформизм

   

 

2. Ветхозаветная и новозаветная мораль и их определения

Разнесите соответственно следующие определения:

·        этика милосердия,

·        этика социальных отношений,

·        этика справедливости, покоящаяся на непосредственном движении души, зове сердца, скрупулезное исполнение норм,

·        этика закона,

·        этика любви,

·        мораль свободная, творческая.

Тип морали

Определения

    1. Ветхозаветная

    2. Новозаветная

 

 

3. Формы восприятия любви в разных эпохах

Эпоха Форма восприятия любви Представители

    1. Античность

    2. Средневековье

    3. Возрождение

    4. Новое время

    5. Просвещение

    6. Немецкая классика

    7. Русская религиозная
       философия (XIX-XX вв.)

    8. Современная западная
        философия (по выбору).

   

 

IV. Тематика творческих заданий

1. Жизнь как главная ценность.

2. Справедливость.

3. Этико-нормативные программы мировых религий.

4. Восстановление «истинных» ценностей в философии Ф. Ницше.

5. Феномены нигилизма и снобизма.

 

V. Тесты

1. Соотнесите сферы гуманитарного знания и науки, которые их разрабатывают:

А) Мораль;                                     1) Эстетика;

Б) Человек;                                     2) Аксиология;

В) Прекрасное;                               3) Этика;

Г) Ценности.                                  4) Антропология.

 

2. Представителями «философии жизни» являются…

А) Гегель;

Б) Бергсон;

В) В. Дильтей;

Г) Фейербах.

 

3. Этические категории - это …

А) Вкус;

Б) Совесть;

В) Добро;

Г) Стыд;

Д) Трагическое.

 

4. Процесс секуляризации культуры был характерен для эпохи …

А) Нового времени;

Б) Возрождения;

В) Античности;

Г) Просвещения.

 

5. Об абсурдности, бессмысленности человеческой жизни писал …

А) Сартр;

Б) Ясперс;

В) Камю;

Г) Дьюи.

6. Мировой религией не является …

А) Ислам;

Б) Конфуцианство;

В) Буддизм;

Г) Христианство.

 

7. С концепцией «переоценки всех ценностей» выступил …

А) Э. Фромм;

Б) Ф. Ницше;

В) К. Юнг;

Г) М. Хайдеггер.

 

8. «Причиной страданий является жажда бытия, желания, страсти, влечения» - на этом постулате основывается мировая религия …

А) Христианства;

Б) Буддизма;

В) Ислама.

 

9. Впишите ключевое слово:

«________ - процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением».

 

10. Представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека, его судьбе было ведущим в этике…

А) Эпикурейцев;

Б) Киников;

В) Киренаиков;

Г) Стоиков.

 

Дополнительная литература

1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. – М., 1990.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. – 1996.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994.

5. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – М., 1997.

6. Культурология ХХ век. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М., 1996.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше.-

    М., 1989.

9. Франк С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. Соч. – М., 1990.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М., 1992.

11. Чавчавадзе Н. З. Человек – культура – ценности / Н. З. Чавчавадзе // Вопросы философии. 1986. № 12.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская национальная философия (философский проект). 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС