Н.С. Новиков - Молитва Мусоргского
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Н.С. Новиков - Молитва Мусоргского

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Н.С. Новиков

Молитва Мусоргского

Поиски и находки

Памятник Мусоргскому в Великих Луках.
Фото Владимира Павлова
.

Молитва Мусоргского

Яркой страницей в культурной жизни страны явилась первая международная конференция, посвященная 150-летнему юбилею Мусоргского. Проходила она в городе Великие Луки с 18 по 22 мая 1989 года в музыкальной школе, носящей имя композитора. Впервые в мире собрались вместе ведущие музыковеды из Москвы, Ленинграда, Горького, Воронежа, Новосибирска, Петрозаводска, Минска, Киева, Тбилиси... Приехали и гости из-за рубежа: Чехословакии, Болгарии, Югославии, Польши, США..., чтобы сказать новое слово о Мусоргском. Мне посчастливилось быть участником и выступить с докладом «История земли и рода Мусоргских». На протяжении нескольких лет в центральной печати страны и за рубежом публиковались статьи и очерки с новыми материалами о родине композитора. В полном объеме они были изданы в книге «У истоков великой музыки» в Лениздате. Эту книгу с автографом в дар от города вручили каждому участнику конференции. Гости отметили хорошую оснащенность нашей музыкальной школы. Профессор И. Хлебаров из Болгарии заверил, что она не уступит по состоянию материальной базы даже Софийской консерватории.

В докладах и сообщениях содержались всесторонние исследования о личности, творчестве и судьбе композитора. Неожиданным оказалось выступление доктора Музыкальной Академии Кракова Польской народной республики Тересы Малецкой. Она весьма аргументированно доказала, что в операх Мусоргского: «Русь изображена как страна, неразрывно связанная с церковью, с православной традицией, со святой верой... Зрелое творчество Мусоргского насыщено молитвенным настроением. «Песня перед сном» из цикла «Детская» – это вечерняя молитва ребенка. В «Песнях и танцах смерти» («Полководец») текст песни Мусоргского изображает победу смерти над павшими на поле боя – это молитва погибающих солдат; в ней слышится переход от жалобы, сомнения к прощению врага, к победе Бога над смертью. Молитвы в «Хованщине» органи-

 90

чески вытекают из религиозной тематики и мистической атмосферы оперы. Доминирующим мотивом здесь является молитва за благо Отечества. «Борис Годунов», национальная музыкальная драма, разыгрывается явно в религиозной атмосфере, а основной ее конфликт, внутренний конфликт главного героя, развертывается «на пути к молитве» и как бы в форме молитвы. Специфическим носителем божьих истин является герой из народа – Юродивый; он, правда, отказывается молиться за грешного царя, но зато оплакивает судьбу своей страны и молится за свой народ. Русская нация – православный народ – представляет из себя следующий уровень, следующий мир молитв. Все события драмы Мусоргского, подобно событиям русской истории того времени, разыгрываются в тесной связи с церковью, с ее богатым ритуалом; в основе драмы лежит религиозность русского народа, его вера, его молитва... Музыкальный язык молитвенных песен Бориса явно подчинен высшему принципу молитвы. Музыка подчиняется здесь внутренней потребности героя – потребности контакта с Богом. Как из всех идеалов жизни, так и из всех идеалов искусства Мусоргский, как мне кажется, выше всего ценит правду: «Надо говорить людям правду (...). Только не лги, говори правду! но с этим простым искусством справиться тяжело. Правда в искусстве не выносит заранее навязанных форм (...)». Так обстоит и с искусством Мусоргского. Оно действительно правдивое, оно отвергает навязанные формы, оно всегда бывает трудным, и порою кажется, что сам его создатель с трудом справляется с ним».

Еще более смелым оказалось сообщение молодого преподавателя Московской консерватории Валентина Антипова – «Неопубликованные рукописи Мусоргского». Он поведал о том, как преподаватели и студенты на общественных началах несколько лет трудились над составлением первого академического собрания сочинений М. П. Мусоргского и обнаружили в подлинных рукописях на начальных листах сочинений нарисованные рукой композитора православные крестики. Главный редактор полного академического собрания сочинений, профессор консерватории Е. М. Левашов прокомментировал это открытие так: «Г. В. Свиридов в своих раздумьях о феномене композиторского гения Мусоргского заметил однажды: он сочинял, как молился, само сочинение музыки было для него едва ли не религиозным обрядом». Е. М. Левашов пишет, что в начале бумажного листа, приступая к какой-либо записи (будь то нотный эскиз или деловая рукопись, партитура или клавир, текст романса, вариант оперного либретто), композитор рисовал миниатюрный, порой едва различимый православный крестик,

91

тем самым словно осенял себя крестным знамением, как русский крестьянин перед жатвой, как воин перед битвой, как мастеровой перед решающим моментом отливки колокола».

Участники конференции побывали в Кареве-Наумове. В «Белом зале» музея конференция завершилась «круглым столом». И опять разгорелась дискуссия о влиянии православных традиций в творчестве Мусоргского.

Связь с музыковедами – поклонниками Мусоргского продолжилась в переписке. Они советовали не оставлять розысканий и продолжать работу. Ведущий музыковед, профессор московской консерватории Алексей Кандинский писал мне, что огромное значение в творчестве Мусоргского имели колокольные звоны и молитвенные песнопения, и советовал продолжать работу по переизданию книги «У истоков великой музыки». «Ваша книга, безусловно, интересна и для музыкантов и для любителей, поклонников музыки великого композитора. Написана она, что чрезвычайно важно, ясным, чистым и выразительным русским языком, с точным чувством музыки. С очень живым видением людей, природы и писательским даром рассказа, а также общения с читателем, которому адресована книга» (Москва, 3 июня 1989 г.).

Неожиданно пришло письмо из Америки от широкоизвестного музыковеда А. А. Орловой, автора книги «Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества». Она писала, что участник Великолукской конференции Милош Велимирович (профессор, университет Вирджиния, США) привез ей книгу «У истоков великой музыки». Завязалась переписка, более всего обсуждали с ней тему духовности композитора по новым исследованиям его биографии. Александра Анатольевна писала: «В опере «Хованщина» поразительный по глубине хор-молитва стрельцов, всегда, сколько я помню, во всех спектаклях бисировалась. В своей народной музыкальной драме Мусоргский выразил глубокую скорбь о родной стране, тревогу за ее будущее. Задумав «Хованщину», композитор писал: «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». И через столетие «Хованщина» так же современна и близка нам – далеким потомкам... Почему-то именно «Хованщина» захватывает особенно, иначе, чем другие оперы. Ходили люди, преимущественно пожилые, на эту оперу как в церковь. Быть может, потому, что в музыке много религиозных напевов, а церкви не действовали... Единственная отдушина в те годы – музыка, филармония, а в «Мариинке» – спектакли «Хованщины»…

Более века звучит в крупнейших музыкальных театрах нашей планеты эта короткая молитва из оперы Мусоргского «Хованщина»: «Господи! Не дай врагам в обиду и охрани нас и домы наша ми-

92

лосердием твоим». Исполняет ее хор, и обычно зрители аплодируют до тех пор, пока молитву не повторят, и происходит это вопреки правилам: исполнять «на бис» отдельные номера оперы, особенно хоровые, не принято. Слова и музыку к молитве композитор написал уже в конце своей короткой жизни, 29 мая 1880 года – он словно хотел оградить родную Русь, ее людей и их жилища от всех зол и несчастий. В атеистический период в нашей стране Мусоргского и Пушкина старались причислить к революционерам, а о духовности в их творчестве умалчивалось.

Рукописные документы, обнаруженные в Великолукском архиве, свидетельствуют о том, что предки композитора по отцовской и материнской линиям были примерными прихожанами Одигитриевской церкви погоста Пошивкино. С раннего возраста, вместе с родителями, ходили в церковь Модест и его брат Филарет и, как записано в исповедных росписях, «были у исповеди и святого Причастия».

В вокальном цикле «Детская», текст которой сочинил Мусоргский, есть песня «На сон грядущий», в ней няня учит ребенка молиться: «Господи, помилуй папу, и маму...». Удивительно, из документов Великолукского архива открылось, что в тексте этой молитвы перечислены имена родственников Мусоргского, тех, кто жил в каревской усадьбе, когда Модест был ребенком. Мусоргский написал еще и романс «Молитва», посвященный матери.

В конце августа 1849 года семья Мусоргских выехала из Карева в Санкт-Петербург, чтобы определить на учебу Филарета и Модеста. В Ленинградском историческом архиве в документах духовной консистории имеются следующие сведения о прихожанах церкви Преображения Господня, бывших на исповеди в великую четыредесятницу за 1850 – 1853 гг.: «Петр Алексеевич Мусорский, коллежский секретарь, Юлия Ивановна Мусорская, его дети Филарет, Модест...».

Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Модест пользовался расположением педагогов и товарищей. В этот период он пел в церковном хоре. Позже в автобиографии Модест Петрович отметит, что благодаря учителю Закона Божьего священнику Кириллу Крупскому он познакомился с произведениями Бортнянского и более древних композиторов духовной музыки и это помогло «глубоко проникнуть в самую суть древнецерковной музыки греческой и католической». Мусоргский написал для Пасхального богослужения «Ангел Вопияше». Родственница композитора из рода Голенищевых-Кутузовых и Рерихов Людмила Степановна Митусова прислала для нашего камерного хора ноты этой молитвы.

93

В чем же такая притягательная сила, в целом, всего творчества композитора? Убедительно и глубоко о духовности в творчестве Мусоргского высказал свое суждение ректор Ленинградской Духовной Академии и семинарии, профессор, протоиерей Владимир Устинович Сорокин в письме к автору от 1 сентября 1988 года: «Для меня Мусоргский глубоко верующий человек. Его заслуга в том, что он создал в своих музыкальных произведениях образ не только страдающей Руси, но и Руси, преображающейся по законам духа и любви Христовой. Музыкальные драмы Мусоргского, это, прежде всего, образ всеобщего покаяния, всеобщей молитвы, внутренней скорби о делах содеянных, а затем, свет, преображающий в образ Воскресения».

По мнению музыковедов, хор «Молитва» из оперы «Хованщина» не является характеристикой стрельцов, она воспринимается скорее как выражение скорби всего народа о переживающей тяжелые бедствия родной стране, хор звучит без оркестрового сопровождения, очень тихо и проникновенно.

В предисловии к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского Г. В. Свиридов писал: «Мусоргский был художником в высшей степени национальным, в полном смысле слова певцом России. Её судьбами, ее болью и радостями наполнены творчество композитора, вся его жизнь и все его художественное воображение... Музыка была для него не профессией, а жизненным предназначением. Посредством музыки он поведал нам свой взгляд на судьбу народа нашего, свой взгляд на природу человека и смысл его жизни…»

После сольного концерта Евгения Нестеренко в Большом зале Московской консерватории, куда были приглашены земляки композитора, состоялась беседа с Георгием Васильевичем Свиридовым. Он расспрашивал, как слушают в провинции классическую и особенно духовную музыку. Интересовался, часто ли приезжают в Карево-Наумово из столицы и других городов. Я поведал об уникальном случае, когда в деревню Карево приехала группа из посольства Чили в Москве во главе с первым послом Джеймсом Холгером, чтобы поклониться земле гениального русского композитора. Из беседы с ним стало известно, что более 20 лет он является истинным ценителем музыки Мусоргского и собрал большую коллекцию пластинок с записями его произведений. В следующий наш приезд в Москву Джеймс Холгер преподнес неожиданный подарок – еженедельник «Искусство и литература», изданный в Сантьяго в январе 1995 года, самый популярный в Латинской

94

Америке. В переводе посла под заголовком «Молитва за обиженных» было напечатано несколько главок из книги «У истоков великой музыки».

Для великолучан «Молитва» из оперы «Хованщина» впервые прозвучала в 1984 году в музыкальной школе им. М. П. Мусоргского в исполнении камерного хора «Кант». Отрадно, что к 165-летию со дня рождения композитора городской академический хор подготовил праздничную программу и в ней прозвучали хоры из «Хованщины», в том числе и «Молитва».

95

Н.С. Новиков. Молитва Мусоргского.  Поиски и находки. Издание второе, дополненное. Великие Луки. 2009.


Далее читайте:

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), композитор.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС