

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРА
НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ
Приидите ко Мне все
труждающиеся
и обремененнии, и Аз упокою вы.
(Мф. 11, 28)
Переходя к рассказу о жизни в отдаленном
Охотско-Камчатском и Чукотском краях, я
должен пояснить, что собственно Камчатка -
это только полуостров Камчатский с
населением, в подавляющем большинстве
своем состоящим из обрусевших камчадалов,
русских, тунгусов и коряков. Но полуостров
Камчатский - это только малая часть так
называемой прежней Камчатской области, в
которую входили, помимо Петропавловско-Камчатского,
еще Охотский, Гижигинский, Анадырский и
Чукотский уезды и Алеутские, или
Командорские, острова. Вся Камчатская
область занимала тогда площадь
приблизительно 190000* квадратных верст.
Протяженность береговой полосы Охотского
моря и Великого океана, окружавших всю
Камчатскую область, равнялась десяти
тысячам верст.
Дикий, северный, угрюмый край. Лютые
морозы и снега, труднопроходимые просторы с
немногочисленным
населением и суровой природой. Таким
предстал он полвека назад передо мной - юным,
еще ничего не видевшим, кроме семьи и школы.
Свое служение я начал в Гижиге, севернее
Камчатского полуострова, у берегов
Охотского моря. Это небольшое, но по
Камчатским масштабам очень важное селение
на реке Гижиге стало центром моей
первоначальной миссионерской деятельности.
С большими трудностями добирался я туда. С
парохода пересел на катер и миль 20 проплыл в
открытом море, а потом по реке Гижиге
поднимался бечевой. Лодку тянули собаки.
Затем я пересел на полудикую лошадь. Летом в
Камчатской области местами передвижение
возможно только на лодках или верхом на
лошади. Зимой лошадей отпускали в тундру на
подножный корм, а весной их приходилось
ловить арканами и снова приручать.
На другой же день после прибытия в глухое
селение пришел ко мне камчадал и радостно
произнес:
- Наконец у нас свой свясенник! Батюска, я
просу тебя, доделай мой бабе ребенка!
Недоумевая, я стал возражать. Но он в ответ
выразил недовольство: "Какой же ты
батюска, если не знаесь своей обязанности",
- и уже в гневе повторил свою просьбу и в
заключение сказал:
- Такого батюску нам не надо!
На мое счастье наш разговор услышала
старушка, жена камчатского казака Падерина,
у которых я остановился, и пояснила:
- Не сердитесь, батюшка, этот камчадал по
своему понятию просит вас о следующем: из-за
долгого отсутствия священника родившийся в
его семье ребенок был окрещен повивальной
бабкой с наречением ему имени, а ваш приезд
обрадовал его, он просит вас завершить
крещение младенца миропомазанием...
Второй подобный случай меня уже кое-чему
научил. Один из камчадалов обратился как-то
ко мне:
- Батюшка, дай моей бабе сорок!
Я уже понял, что он просит в сороковой день
дать матери младенца положенную молитву.
Впоследствии я научился их понимать.
Примечания:
* По данным Энциклопедического словаря
Брокгауза и Ефрона 237266 кв.верст (или 472300 кв.км).
Вернуться к
оглавлению
Далее читайте:
Нестор
(Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.
Епископ Нестор
Расстрел
Московского Кремля (документ).
Караулов
А. К., Коростелев В. В.
Арест экзарха // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев
В. В. Поборник церковного
единения (к 40-летию со дня блаженной
кончины митрополита Нестора) Караулов
А. К., Коростелев В. В. Экзарх
Восточной Азии // Русская Атлантида.
- Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|