Петр Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Петр Дик

2000 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петр Дик

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

 Учебник

РАЗДЕЛ II

ТИПЫ РЕЛИГИЙ

8. ИСЛАМ

Ислам (с араб.покорность, верность  Богу) самая молодая по времени возникновения, уступающая лишь христианству по числу последователей мировая религия. Ислам выступает как социокультурное явление и влиятельная политическая сила.

В историческом плане ислам является продуктом культуры аравийской ветви семитских племен в период перехода к государственному этапу бытия этноса. Семитские источники обусловили общую для иудаизма, христианства и ислама мифологическую основу вероисповеданий. В своей типологии К. Ясперс  включил ислам в число религий Запада. В самом деле, как ни очевидны различия ислама и христианства на уровнях вероучения и (особенно) религиозности, в сравнении с религиями Индии, Китая, Японии ислам типологически ближе к христианству.

Население Аравийского полуострова до Мухаммеда – или эпохи джахилийи – было языческим, точнее, в переводе с арабского термина – невежественным, необузданным, жестоким. Древние верования бедуинов были политеистическими. Имелись храмы, святилища, приносились жертвы. Были популярны женские божества Руда – богиня земли и плодородия, Манат – богиня судьбы и другие. Аравитяне поклонялись духам предков. Был распространен фетишизм, самым известным фетишем является черный камень космического происхождения Кааба. Профессиональных исполнителей культа древние верования не знают, но были хранители священных мест, значительное место занимали прорицатели – кахины. В III-IV веках появляются элементы общеаравийского культа. Особое значение имеет храм Кааба близ Мекки, его коллективным хранителем становится племя курейшитов. Область Мекки превращается в священную, заповедную. Ежегодно аравитяне совершали хадж (паломничество) в Мекку. В Южной Аравии примерно в V-VI веках появились ханифы, поклоняющиеся единому Богу без собственного имени. Аравитяне рано познакомились с иудаизмом и христианством. Часть родовой знати обратилась в иудаизм и христианство монофизитского направления. Из Ирана в Аравию проникали зороастризм и манихейство. Зародившийся в VII веке ислам максимально связан с предшествующим культурным развитием аравийских этносов. Многое из использованного Мухаммедом и его последователями было элементами духовной культуры народов аравийского полуострова.

Основатель ислама Мухаммед (570-632) родился в Мекке и принадлежал к роду курейш. Его родители умерли рано, Мухаммед вынужденно приобщился к труду взрослых, пас овец, сопровождал торговые караваны. Женился на богатой вдове Хадидже, которая была для него не только любимой женой, но и верной подругой, опорой жизни.

Мухаммед был благочестивым последователем древних верований. Дар пророчества, согласно утверждениям мусульманских историков, у него проявился во сне и первым человеком, поверившим в него как в пророка, была Хадиджа. Начало открытой проповеди относят к 610 году. Мухаммед распространяет свой взгляд на новую религию, выдвигает оригинальную систему ценностей, убеждает окружающих в том, что он последний по времени пророк. В 619 году он теряет самых близких людей: покровителя и дядю Абу Талиба и жену Хадиджу. В 622 году Мухаммед и его сподвижники переезжают в город Ясриб (будущая Медина). Так состоялась хиджра (переселение), с нее ведет отсчет мусульманское летосчисление. Проповедь в Ясрибе стала более успешной, мусульмане были провозглашены Мухаммедом  в качестве надплеменной общности. В открытой борьбе с Меккой Мухаммед выходит победителем: в 630 году войска мусульман вошли в город. С падением Мекки большинство племен приняло ислам. После смерти Мухаммеда руководители общины избираются. Первые четыре халифа в мусульманской традиции называются «праведными».

Коран (араб. чтение) – главная священная книга мусульман. Согласно традиции Коран представляет собой слово Аллаха, копию оригинала, хранимого на небесах. Коран продиктован Мухаммеду на «чистом арабском языке». Историки считают, что первые письменные версии Корана появились вскоре после смерти Мухаммеда. По указанию третьего халифа Османа был создан сводный текст Корана, который вытеснил иные списки. Канонизация Корана продолжалась до X века. Текст Корана состоит из 114 сур (глав), расположенных по формальному признаку в порядке убывающей долготы. Суры состоят из айятов (араб. чудо) – стихов. Суры имеют собственные названия. Вторая сура («Корова») самая длинная, состоит из 286 айятов, заключительная («Люди») – из шести. Большая часть текста содержит обращения Аллаха через Мухаммеда к последователям и противникам ислама. Аллах предстает в Коране единым Богом, творцом мироздания и первопричиной всего существующего. Значительная часть Корана посвящена вольному изложению известных по Библии сюжетов. Стиль Корана считается непревзойденным и неповторимым.

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб. обычай) – изложение жизненного пути Мухаммеда, образец жизни каждого мусульманина. Главный элемент Сунны – хадис (араб. известие). Многочисленные хадисы освещают догматы и культ ислама, жизнеописания пророка, содержат предсказания, особое место занимают слова Аллаха. Составлены сотни томов комментариев к хадисам.

Основные догматы ислама – их пять – исходят из содержания Корана. Первый – последовательное единобожие (таухид). Второй – вера в правосудие Аллаха (адл). Третий – признание пророческой миссии Мухаммеда (нубуева). Мухаммед считается последним из множества пророков, приносивших людям слово Бога. Четвертый – вера в воскресение, суд Бога и загробный мир (рай и ад). Пятый посвящен имамату – халифату. Как и в христианстве, интерпретация догматов менялась в соответствии с требованиями времени. С раннего ислама сложились пять основных принципов вероучения, предписаний мусульманину. Первая обязанность выражается в формуле «нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Второе предписание - мусульманская молитва. Каждый мусульманин должен совершать молитву пять раз в день (с рассвета и до наступления темноты). Третья обязанность состоит в соблюдении поста в месяц рамадан по мусульманскому (лунному) календарю. В дневное время суток мусульманин должен воздерживаться от еды и питья. Предусматривается освобождение от поста детей, больных, престарелых, беременных и кормящих и тех, кто не может соблюдать его по объективным причинам. Четвертой обязанностью является налог в пользу нуждающихся. Кроме обязательного закята существует садака – добровольная милостыня нуждающимся. Пятая обязанность – паломничество в Мекку (хадж). Совершивший обряд получает почетное звание «хаджи». В исламе есть религиозные праздники. Два являются каноническими, составными частями обрядов паломничества и поста. Первый – великий праздник жертвоприношения (тюркс. курбан-байрам). Отмечается в последний день хаджа и продолжается три – четыре дня. Наряду с паломниками в Мекке, праздник отмечается всеми мусульманами. Второй праздник (тюркс. ураза-байрам) посвящен завершению поста. Оба праздника включают специальную молитву, посещение могил предков, подарки, милостыни и обильную трапезу. К мусульманским праздникам также относят пятницу, священный день в исламе, и два связанных с жизнью пророка: праздники рождения и вознесения.

В исламе существует ряд пищевых запретов, в общей форме изложенных в Коране (мертвечина, кровь, мясо свиньи, мясо, освященное именем других богов, удавленное животное и другое). Запреты на употребление в пищу мертвечины и крови широко распространены. Мясо свиньи запрещено, как отмечают востоковеды, из-за отсутствия свиней среди домашних животных кочевников и их распространенности в живности у оседлых народов. Шариат порицает, но не запрещает полностью употребление в пищу мяса осла, мула, а также конины. Арабы, персы, турки не едят конину и не пьют кумыса. У народов с развитым коневодством – татар, казахов, киргизов, башкир – это предписание игнорируется. Мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки: по шариату пьянство наказывается публичной поркой. Интересно, что алкоголь в чистом виде –впервые выделили арабы. Почему и как возник «сухой закон» среди арабов-мусульман – народа, умеющего производить вино и потребляющего его (что отразилось и в Коране)? Среди версий наиболее распространены забота о здоровье и нравственности верующих, а также стремление строго соблюдать обрядность и успешно участвовать в джихаде. Впрочем, у данных версий есть контраргументы.

Суннизм запрещает изображать людей и животных. Изобразительное искусство в мусульманских странах знает лишь орнамент и каллиграфию. Это предписание обосновывается правом Аллаха на создание форм всего живого. Запрет на ростовщичество и азартные игры проистекает со времен джахилийи и, видимо, преследует социально-нравственные цели.

Если изложенные выше запреты так или иначе нарушались и нарушаются мусульманами, то обряд обрезания (араб.суннат) стал чуть ли не высшим критерием мусульманства и этнокультурным атрибутом мусульманских народов. Обрезание – древняя традиция многих народов и религий, но неизвестная Корану – видимо, у арабов он был общепринятым племенным обрядом перехода от детства к зрелости (инициация). В исламе возраст мальчиков, над которыми совершается обряд, строго не определен. Обрезание - личный и семейный праздник со своими атрибутами: одежда обрезаемого, подарки ему, угощение для гостей. У некоторых мусульман в странах Африки практикуется  обрезание женщин.

Мусульманский погребальный обряд сохранил многое из домусульманских этнических традиций. Согласно преданию, Мухаммед рекомендовал спешить хоронить своих мертвых: праведники скорее попадут в рай, а от порочных быстрее освободятся правоверные. Памятников на могиле обычно не ставят, о чем оговаривается в одном из хадисов. Востоковеды считают, что эта традиция восходит к бедуинам, которые не знали специальных кладбищ. Ислам принял переосмысленный обычай кочевников приносить в жертву скот во время поминок по умершему.

В исламе выделяют как минимум два основных направления: суннизм и шиизм. Некоторые исследователи называют третье – хариджизм, другие относят его к сектам ислама. Христианский термин «секта» применительно к исламу нуждается в уточнении: это скорее школа, направление из многих в исламе, не знающем (в отличие от христианства) господствующей церкви.

Хариджиты – самая ранняя религиозно-политическая группировка в исламе (с VII века). Они избрали собственного халифа и объявили о низложении праведного Али (которого убили). Хариджиты внесли вклад в разработку теории власти. По их мнению, халиф избирается общиной, община вправе его низложить если он не выполняет обязательные функции. Главное в претенденте не происхождение, а образцовое поведение: исполнение обязанностей мусульманина, справедливость по отношению к членам общины, готовность и способность защищать ее интересы. Халиф обладает представительной и военной властью, но не религиозной. В религиозном аспекте хариджиты выступали сторонниками строгого исполнения предписаний раннего ислама. В настоящее время хариджиты сохранились лишь в Омане и Северной Африке.

Шиитское (араб. группировка) направление в исламе объединяет мусульман, признающих единственного праведного халифа Али и его потомков. Как и ислам в целом, шиизм представлен рядом направлений. Мотивом возникновения политического направления сторонников Али стала полемика о духовной и светской власти в общине. Основателем религиозной идеологии шиитов считают Абдаллу ибн Сабу (середина VII века). Али был объявлен «восприемником духовного завещания» Мухаммеда, его личность обожествлялась еще при жизни, а после смерти сформировался шиитский культ мученичества Али. Идее святости страданий за веру придается исключительное значение. Города Неджеф и Кербела (Ирак), где по преданию похоронены Али и мученически умерший его племянник Хусейн, являются святынями шиитов. Бесспорным остается право потомков Али на верховную власть в мусульманской общине. В первую декаду нового года по лунному календарю шииты поминают убиенного имама Хусейна и других павших за веру. Это событие получило название «ашура» (десять). В дни ашуры в шиитских странах распространены скорбные процессии с черными знаменами, мистериями, сопровождаемыми самоистязанием. В эти же дни паломники посещают священные города шиитов. Как и сунниты, шииты считают Сунну вторым источником мусульманского вероучения. Одним из принципов государственного права шииты утвердили учение об имамате – верховной духовной власти. В отличие от суннитов и хариджитов, шииты считают имамат предопределенным и потому отрицают идею выборности имамов и халифов. Преследования шиитов, часто остававшихся в меньшинстве, содействовало распространению у них принципа такыйа (осмотрительность) – сокрытие своей веры, притворное отречение от нее.

Самым крупным по числу последователей направлением в исламе является суннизм. По некоторым источникам его придерживаются до 90% мусульман. Суннизм отражает ведущие принципы традиционного ислама. Основными признаками принадлежности к суннизму являются: признание законной власти первых четырех праведных халифов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма; признание каноническими шести сборников хадисов. Сунниты отвергают идею «божественной» природы Али и право Алидов на верховную духовную власть в мусульманской общине. Самостоятельным течением суннизм стал в процессе противопоставления шиизму.

Неизгладимое влияние на развитие духовной культуры мусульманского Востока (да и христианской Европы) оказал суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе. Суфизм (араб.тасавоуф, от «суф» – шерсть, суфии носили одежду из грубой шерсти) возник в VII-VIII веках. Основой суфийского мировоззрения является идея мистического познания Бога, ставшая для суфиев высшей целью жизни. Особое значение имеет концепция нравственного совершенствования человека в связи с идеалом отшельничества. От возводимой в культ бедности произошло и название течения. Как религиозно-философское учение, суфизм абсолютизирует интуитивное познание Бога, допускает возможность интимного общения с ним и в результате обретения суфием святости. Суфизм включает эстетическое, поэтическое освоение мира. К XI веку сложилась суфийская традиция, утвердилась религиозная практика с жесткой самодисциплиной. Первичными формами организации стали аскетические обители – ханаки – позднее центры обитания братств дервишей (тарики). В отличие от традиционалистов, в основе учения суфизма интуитивное познание Бога и личный религиозный (духовный) опыт, экзальтированная вера и многогранная деятельность братств дервишей. В настоящее время суфизм сохраняет позиции в некоторых мусульманских странах.

 

Основы мусульманского права

Шариат (от араб. шариа – правильный путь, закон) является учением об исламском образе жизни, закрепленном в Коране и Сунне. Существует и второй нормативный термин – фикх (араб. знание, понимание) – которым обозначают мусульманскую теорию и практику права. Складывание основных понятий мусульманского права относят к VIII – первой половине IX вв. Ранние мусульманские правоведы разработали принципы кияс (суждение по аналогии) и иджма (решение авторитетных лиц). Эти принципы признаются многими мусульманскими правоведами каноническим источником права.

В Х веке сложилось мусульманское правоведение. В суннитском законоведении известны четыре школы – мазхабы (араб. путь, образ действий). Возникновение мазхаба ханифитов связвают с деятельностью Абу Ханифы (Ирак, VIII век). Основополагающим источником права признается Коран. Ханифизм широко используют иджму и кияс, допускает обычное (местное доисламское) право. Ханифизм продолжает удерживать позиции в ряде мусульманских стран. Его придерживается большинство мусульман СНГ. Маликитский мазхаб (основан Маликом бен Анасом – Мекка, VIII век) отдает предпочтение нормам права раннего ислама. Главными источниками признаются Коран и Сунна, используется иджма и – в меньшей степени, чем ханифитами – кияс. Последователи школы маликитов проживают в Африке. Шафиитский мазхаб получил название от имени Мухаммеда аш – Шафии (VIII - IX века). Мазхаб считают упрощенным, с заимствованиями у маликитов и ханифитов. Он занимает прочные позиции в ряде мусульманских стран Африки и Азии. Ханбалитский мазхаб (Ахмед ибн Ханбаль, IX век, Багдад) возник как религиозно-политическое движение, позднее ставшее религиозно-правовой школой. Ханбалиты широко применяют Коран и Сунну, меньше иджму и кияс. Отличаются строгим следованием правовым  нормам шариата. Школа ханбалитов является официальной в Саудовской Аравии, признается фундаменталистами, но широкого распространения не получила. Все мазхабы остаются открытыми, каждый мусульманин может обратиться к судье из любого мазхаба Сунны.

В шиизме есть свои религиозно-правовые школы.

Государственный и общественный идеал в мусульманском праве состоит в теократии. Суть политико-юридической теории государства в суннизме состоит в следующем. Мусульманское государство должно быть единым и возглавляться имамом-халифом – верховным носителем светской и духовной (религиозной) власти. Глава должен быть курейшитом (как Мухаммед), совершенным телом и духом, иметь богословское и правоведческое образование. Халиф избирается общиной или община одобряет назначение халифом своего преемника. Халиф может быть низложен если не справляется с обязанностями. Отношения между халифом и общиной строятся согласно договорной концепции власти.

Исламская концепция войны и мира отразилась в учении о джихаде (араб.старание, напряжение усилий). Джихад – одна из главных обязанностей мусульман, - по мнению теоретиков ислама, является борьбой за веру с военными или невоенными действиями. Борцам за веру – муджахидам – гарантируется рай. В раннем исламе джихадом именовалась борьба в защиту и распространение ислама. Со временем концепция углубляется: джихад в целях нравственного самосовершенствования объявляется «большим джихадом», а война с неверными – «малым». Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Последователи христианства и иудаизма могли сохранять свое вероисповедание. Порой халифы не поощряли перехода новых подданных в ислам, поскольку вновь обращенные освобождались от подушного налога.

Концепции теократического государства и джихада стали базой исламского государственного и международного права.

 

Религиозно-политические движения

Социально-политические движения на мусульманском Востоке зачастую приобретали (и приобретают) форму религиозно-политических. В середине XVIII века в Аравии возникло ваххабитское движение. Идейным основателем считается Мухаммед Абд аль-Ваххаба (1703-1792). Опираясь на принципы ханбалитов, ваххабиты усилили политический аспект учения. Традиционной терпимости к религиозному инакомыслию были противопоставлены строгое единобожие и возврат к первоначальному исламую Осуждены культ святых, магия, колдовство, роскошь, ростовщичество, соответственно возвышался культ бедности, пропагандировалось братство всех мусульман под лозунгами ваххабитов. Ваххабизм объявил отступниками всех, кто не примкнул к нему. Антитурецкая направленность ваххабизма имела целью объединение арабских территорий  и их религиозно-политическую самостоятельность. В настоящее время ваххабизм является основой официальной идеологии Саудовской Аравии.

Религиозно-политическое движение бабидов в Иране (середина XIX века) возникло на основе шиизма. «Бабом» («вратами») объявил себя Али Мухаммед Ширази (1819-1850). Позднее он провозгласил себя махди  - мессией, за что и был казнен. Баб считал себя пророком современной демократической и гуманистической эпохи. Шариат он признал недействительным, Коран заменил своим трудом «Байян». Развивая идеи равенства и социальной справедливости, его последователи подняли ряд восстаний в 1848-1852 годах. После подавления восстаний эмигранты-бабиды в Багдаде разделились на две группы. Одна группы исчезла, а вторая, возглавленная Али Беха (Баха)-уллой, стала основой нового космополитического культа бехаизм (бахаи).

Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма прошлых столетий с движением «исламской солидарности». Концепция общемусульманской межгосударственной консолидации воплотилась в деятельности мусульманских международных организаций. Первая из них «Всемирный исламский конгресс» – возникла в 1926 году. В последней четверти ХХ века значительным влиянием обладали «Лига исламского мира» (с 1962 г.) и «Организация исламская конференция» (с 1969 г.)

Из фундаменталистских религиозно-политических организаций выделяется «Ассоциация братьев-мусульман» (Египет, 1928). Идеологи движения считают исламский мир самодостаточным, выступают за освобождение от влияния немусульманских культур. Движение неоднородно, в нем есть умеренное и экстремистское направления, среди средств борьбы благотворительность, просветительство и открытый терроризм.

 

Ислам в современном Казахстане

Если исходить из мусульманской традиции считать последователями всех представителей народа, то ислам окажется самой распространенной религией в Казахстане. Ведущим течением ислама является суннизм ханифитского (ханафитского) мазхаба. В девяностые годы в Казахстане появляются сторонники ханбалитской школы, более близкой к исламскому фундаментализму. Суннизм исповедуется верующими казахами, уйгурами, татарами, узбеками, чеченцами и другими. Шиизм представлен верующими азербайджанцами. На юге Казахстана имеются последователи суфизма тюркской ветви, основателем которой считается Ахмад Ясави (1105-1166) Ясави жил в городе Ясы (ныне Туркестан), где создал братство ясавия. Тюркские суфии включили доисламские верования и традиции тюрок в ритуал и практику местного суфизма.

С января 1990 года существует самостоятельное Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Разработана и выполняется программа возрождения ислама: в республике строятся и реставрируются мечети, открыты несколько медресе, Исламский институт в Алматы, верующие направляются на учебу в мусульманские институты зарубежья. Издается исламская газета «Иман» («Вера») на нескольких языках. Возрастает число паломников, посещающих Мекку и местные святыни, среди последних выделяется усыпальница Ясави. На территории Казахстана интенсивно работают миссионеры ислама и стран дальнего зарубежья.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ислам в СНГ: Сб. Отв.ред. А.В.Малашенко. М., 1998.

Коран.

Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. М., 1998.

Основы религиоведения: Учеб. М., 1998. Гл. Х.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. С. 229-271.

Трофимов Я.Ф. Религия в Казахстане. Учеб.пособие. С. 30-45.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Изложите особенности формирования ислама.

Каковы особенности вероучения и обрядности ислама? (С использованием материалов хрестоматии).

Покажите специфику шиитского направления в исламе.

Какими особенностями отличается суннизм?

Охарактеризуйте основные законоведческие школы ислама.

Какова роль ислама в религиозно-политических движениях?

Как представлен ислам в современном Казахстане?

Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000.


Далее читайте:

Петр Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС