Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

XVII—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Япония в XVII - середине XVIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Литература и театр. Музыка

Японское позднее средневековье характеризуется значительным развитием художественной литературы (прозы, поэзии), которым она обязана прежде всего прозаику Ихара Сайкаку (1642—1693), создавшему жанр «повести о нашем мире» («укиёдзоси»). Из его произведений известны роман «Мужчина, предавшийся любви» и повесть «Женщина, предавшаяся любви». Сайкаку в своих книгах создал образ «японского дон-Жуана» и в художественной форме выразил стремление женщины из городского сословия выбирать супруга по велению сердца, а не по принуждению родителей. В сборнике коротких притч и записей достоверных назидательных случаев, озаглавленном «Вечная сокровищница Японии», Сайкаку высмеивает желание купеческого сословия подражать роскоши аристократии и призывает горожан к бережливости.

Широкое распространение получили: «романы о чувствах», «рассказы о действительных происшествиях», «комические романы», а также юмористические художественные произведения малой формы и книги легкого жанра. Сатирическое острие многих произведений направлялось против господствующего класса феодалов и духовенства. Сёгунское правительство в конце XVII в. запретило такого рода произведения как способствующие разложению морали и подрывающие устои диктатуры дома Токугава.

Большого совершенства достигло и поэтическое творчество, в особенности произведения поэта Мацуо Басё (1643—1694). Он писал в жанре лаконичных трехстиший «хайку», или «хокку», состоящих из 17 слогов (5—7—5). Его стихотворения отражали глубокие человеческие чувства. Особой выразительности достигла лирика Басё, поэтически раскрывающая образы природы. Этому в большой степени способствовала исключительная наблюдательность поэта во время многочисленных путешествий, которым он посвятил большую часть времени.

Начало XVII в. ознаменовалось значительным прогрессом в области театрального искусства. Большую популярность приобрел ритмически организованный текст («дзёрури»), сопровождавшийся действиями ку-

[433]

кол или живых актеров. Обычно он исполнялся под аккомпанемент «бива» (подобие лютни), а затем трехструнного «сямисэна».

В 1603 г. был основан театр «Кабуки», пользовавшийся большим успехом у самураев и горожан. Источником этого старейшего японского театра считается древний вид массового театрального искусства, составной частью которого являлись пляски, примитивные сцены, а позднее музыкально-песенные пантомимы и балеты. Вначале в театре «Кабуки» выступали только женщины, а с 1629 г.— и юноши. Однако с середины XVII в. правительство разрешило привлекать в труппу театра только взрослых мужчин, которые были вынуждены специализироваться на исполнении женских ролей. Следствием этого явилось совершенствование актерского мастерства, прогресс грима и костюмов, без чего было немыслимо существование театра «Кабуки». Актерская игра мужчин достигла исключительной тонкости и изящества, максимально отражавших специфику исполнения женской роли. Этому способствовало мастерское изготовление художниками масок и костюмов, создававших полное сценическое выражение всех качеств (жестикуляция, мимика, движения и т. д.), органически присущих актрисе.

Распространение «дзёрури» и драматических спектаклей театра «Кабуки» тесно связано с именем знаменитого драматурга Тикамацу Мондзаэмона (1653—1724), нередко называемого «японским Шекспиром». Ему принадлежит большое число пьес, написанных для обоих видов театров; среди них — романтические трагедии на исторические темы, нередко переходящие в острую политическую сатиру против высокопоставленных чиновников и даже сёгуна, а также реалистические бытовые пьесы, рисующие картины современной ему жизни.

В последней четверти XVII в. в Осака был основан кукольный театр, возглавленный талантливым сказителем «дзёрури» Такэмото Гидаю (1651 — 1714).

В годы правления Иэясу слепой музыкант Кэнгё Савадзуми впервые использовал «сямисэн» во время исполнения «дзёрури». Развитию музыки «сямисэн» способствовали два знаменитых слепых музыканта — Яцухаси и Янагава, исполнявшие народные и провинциальные песни, а также женщина-музыкант Оно-но Оцу — автор и исполнитель под аккомпанемент «сямисэна» длинных баллад. Множество популярных песен, в том числе для кукольного театра, приписывается виртуозу Сацума Дзёун, один из учеников которого стал создателем новой школы композиции. Знаменитый исполнитель на «сямисэне» Кинэя Кисабу- ро сочинял песни для сопровождения танцев.

[434]

Вернуться к оглавлению главы Япония в XVII - середине XVIII в.

Всё о Японии и японцах

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС