Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

XVII—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Япония в XVII - середине XVIII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Формирование антисёгунской идеологии и оппозиции

В условиях экономического упадка и постепенного ослабления диктаторского режима дома Токугава в недрах феодальной Японии в XVII и в особенности в начале XVIII в. формировалась ан- тисегунская идеология и на ее основе — антисёгунская дворянская оппозиция. Внутри господствующего класса и правящего дома Такугава обострилась борьба за власть над страной, росло недовольство придворной аристократии, отстраненной военно-служилым дворянством от реальной политической власти.

Возник ряд политических школ. Крупнейшей из них по праву считается «историческая школа» («Мито гакуха»), основанная в 1657 г. Мито Мицукуни, впервые выдвинувшим проблему взамоотношения власти сёгуна и имеператора. Среди различных исторических, этнографических и литературоведческих работ, автором, составителем и издателем которых был Мито Мицукуни, самая важная — «Большая история Японии» («Дайнихонси»), начатая под его руководством в 1657 г. большим коллективом историков и завершенная после его смерти, в 1715 г. Это многотомное сочинение превратилось в политическую программу — кредо антисёгунской оппозиции. Его лейтмотив — идея незыблемости и законности «божественного» императора Японии и незаконности власти сёгуна, узурпировавшего право управления страной, монопольно принадлежащее одному лишь императорскому дому. На этой основе делался вывод о необходимости восстановления всей полноты монархической власти. «Большая история Японии» призывала также к воссозданию синтоизма как истинно японской религии, лежащей в основе версии о божественном происхождении императорской династии от богини солнца Аматэрасу, и требовала навсегда покончить с иноземным буддийским вероучением.

Основываясь на этой концепции, Мито Мицукуни в последние годы жизни оставил своим последователям ряд инструкций, по существу являвшихся его политическим завещанием. Он призывал высоко ценить верность и преданность императору, править с милосердием, не нарушать законов «горин» — пяти человеческих родственных связей: отца с сыном, мужа с женой, хозяина со слугой, брата с братом, друга с другом, а самураям не забывать о простоте нравов и непрерывно совершенствовать военную подготовку.

«Историческая школа» с ее культом единственно законного императора стала, таким образом, главным политическим орудием борьбы против режима сёгуната. Приверженцы этого направления умело использовали недовольство властью Токугава, им удалось привлечь на свою сторону различные социальные слои — от оппозиционно настроенных князей и самураев до части торговой буржуазии и разорившихся крестьян.

Помимо «исторической школы» сформировалась другая националистическая школа — «отечественных ученых» («вагакуся»), возглавленная Када Адзумамаро (1669—1736) и его учеником Камо Мабутк (1697—1769). Базируясь на японских классических произведениях, они критиковали китайских ученых и ученых прокитайского направления за приверженность к культуре древнего и средневекового Китая, за узаконение ими господства прокитайского влияния в японской культуре.

Аналогичные взгляды позднее развивал выдающийся историк, философ и поэт эпохи средневековья Мотоори Норинага (1730—1801). Самым значительным его трудом являются «Комментарии к „Кодзики"»

[429]

 («Кодзикидэн»). В качестве политической программы труд этот имеет такое же значение, как и «Большая история Японии». Мотоори утверждал, что язык, религия и форма правления древней Японии представляли собой идеал, к которому должны стремиться все государства, а потому Япония, а не Китай является центром вселенной. Он, следуя за Кадо Адзумамаро и Камо Мабути, настаивал на возрождении всего национально японского и возвращении к японским традициям в культуре. Мотоори призывал к беспрекословному повиновению императору, как единственно законному суверену, в руках которого должна находиться реальная, а отнюдь не номинальная власть.

Таким образом, школы «отечественных ученых» и «историческая» теоретически обосновали антисёгунскую идеологию неосинтоистской монархической концепции «уважайте императора» («соннорон») и заложили основу антисёгунского оппозиционного блока, сыгравшего большую роль в подготовке незавершенной буржуазной революции 1867—1868 гг.

Школа «отечественных ученых» противостояла господствующей идеологической системе дома Токугава — чжусианской философии неоконфуцианского идеализма, служившей обоснованию незыблемости системы сёгуната. Правящий дом был заинтересован в утверждении этой философской системы, поскольку она проповедовала веру в абсолютную мудрость правителей (т. е. сёгунов), безоговорочное служение всех, подданных властям, покорное примирение с существующим социально- экономическим строем, разделение людей на высших и низших, поскольку оно якобы естественно и неизменно.

Националистическая школа «отечественных ученых» противостояла также «голландоведам» («рангакуся»), школе ученых, возникшей в XVIII в., ее приверженцы пропагандировали привнесение в Японию европейской (главным образом голландской) науки и всестороннее расширение связей с другими странами (прежде всего связей научных), несмотря на проводимую правительством политику изоляции.

Господствующей неоконфуцианской школе Чжу Си противостоял» и «древняя конфуцианская школа», или «школа классического конфуцианства» («когакуха»). Ее лидером был Накаэ Тодзю (1608—1648), который выдвинул формулу «знание и действие едины», провозгласив, автономную человеческую личность единственным началом, направляющим и познание, и поведение. Вместе с тем Накаэ Тодзю являлся приверженцем субъективно-идеалистического учения Ван Ян-мина, лидера философской «школы Оёмэй» («Оёмэй гакуха»), отвергавшей объективный идеализм Чжу Си и обосновывавшей протест против деспотической власти Токугава.

Другое течение общественной мысли — «учение о душе», возглавленное Исида Байган (1685—1744),— провозгласило равенство «четырех сословий» («дворяне, крестьяне, ремесленники, купцы»), единую их природу как граждан государства. Особым успехом это учение пользовалось в городской среде, где происходил процесс формирования раннебуржуазных элементов. Оппозиционная идеология стала основой и трудов ученых-экономистов, осуждавших экономическую политику токугавского сёгуната, в частности в отношении крестьянства, а также порчу монеты, вызвавшую хаос в денежной системе.

Среди идеологов антисёгунской оппозици особое место занимал философ Андо Сёэки (1700—1763), крупный просветитель и обличитель токугавского абсолютизма, боровшийся против господствовавшей религиозно-идеалистической идеологии. Будучи материалистом и атеистом, он изложил свои взгляды в трактатах на религиозно-философские темы, в которых резко выступил против конфуцианства, буддизма и воен-

[430]

но-феодального сословия самураев. Важнейшие из его трудов являются: «Истинное сообщение о всеобщем [едином] пути», «Обзор жизни и деятельности Конфуция», «Истинно действующие законы природы». Анда Сёэки своим идеалом считал крестьянина-труженика и сурово осуждал эксплуататоров чужого труда. Первым среди японских передовых ученых он заявил, что частная собственность является источником социального неравенства людей и поэтому эксплуататоры не имеют права на существование; ему принадлежит идея создания бес-классового, гармонического общества, все члены которого будут заняты общественно полезным трудом.

В оппозиции к токугавскому военно-полицейскому режиму находились философы Каибара Экикэн (1630—1714), Муро Кюсо (1658—1734) и Ито Дзинсай (1627—1705), критиковавшие, хотя и не всегда последовательно, неоконфуцианский идеализм.

[431]

Вернуться к оглавлению главы Япония в XVII - середине XVIII в.

Всё о Японии и японцах

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС