Вьетнам
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Вьетнам

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вьетнам в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Южный Дайвьет под властью Нгуенов

Прекращение войн с северными феодалами дало возможность Нгуенам приступить к расширению своего государства и продолжить продвижение на юг. Захватническая политика тогдашнего правителя Южного Дайвьета Нгуен-фук-Тю основывалась на необходимости предотвратить аграрный кризис, назревавший в результате перенаселения областей, находившихся под властью Нгуенов, и избежать антифеодальных выступлений народных масс.

В самом конце XVII в., после неудачного восстания тямов, были покорены их последние княжества и граница Дайвьета достигла дельты Меконга. Здесь вьеты вошли в пределы владений кхмерской империи, где в это время шла междоусобная борьба за власть между тамошними принцами, причем одни ориентировались на Сиам, другие — на Дайвьет. В начале XVIII в. плодородные рисопроизводящие районы низовий Меконга и побережья Сиамского залива стали ареной борьбы сиамских и вьетских феодалов. Последних активно поддерживала до-вольно многочисленная и богатая колония выходцев из Китая, обосновавшихся в районе Хатьена на побережье Сиамского залива после падения в Китае династии Мин. В результате нескольких войн с Сиамом в 1759 г. Нгуены захватили нынешние области Винь-линь, Садек, Танан и Тяудок, установив над ними полное господство. В 1771 г. сиамские войска предприняли последнюю попытку отбить Хатьен, но потерпели поражение и отступили, после чего между королем Сиама и Нгуенами был заключен мир.

Укрепив границы, правящий дом Нгуенов обосновался в новой сто-лице, Фусуане (Хуэ), и по традиции направил китайскому императору посольство с просьбой признать их правление. Получив отказ, глава южной части страны Нгуен-фук-Кхоат, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность, провозгласил себя королем. Территория Южного Дайвьета была разделена на 12 провинций во главе с губернаторами, казначеями и провинциальными судьями. Высшими органами власти стали

[499]

три палаты: общего управления, налогов и военных дел, празднеств и церемоний. Весь чиновничий аппарат возглавлялся четырьмя сановниками, чьи должности «четырех столпов государства» просуществовали вплоть до XX в. В конкурсные экзамены на получение ученого звания и места на государственной службе были введены новшества, в частности появились вопросы, касающиеся военного искусства, финансов, мер и весов. Однако административное устройство в целом продолжало копировать старую государственную организацию.

В ходе завоевания южных земель и сгона коренного населения — кхмеров и тямов — происходило заселение дельты Меконга вьетами. Нгуены всячески поощряли освоение заболоченных пустующих равнин, предоставляя новоселам право выбирать участки любого размера, какие только они могли обработать, причем эти участки рассматривались как частная собственность земледельца. Наряду с добровольцами-переселенцами на юге основывали поселения насильно отправленные туда семьи безземельных и малоземельных крестьян, ссыльные, деклассированные элементы: лица, скрывавшиеся от уплаты долгов, дезертиры. На месте таких поселений, как Бажиа и Бьенхоа, возникли впоследствии крупные города. Государство насаждало сельские общины с круговой порукой за уплату налогов, выполнение общественных работ и несение воинской повинности. Согласно переписи, проведенной в конце XVII в., число жителей на новых землях составляло около 200 тыс.

Основное отличие в социально-экономическом отношении от чиньского государства заключалось в том, что в Южном Дайвьете было гораздо больше крупных помещичьих хозяйств и меньше мелких парцеллярных владений. Но налоговая система и источники пополнения государственной казны у Нгуенов были те же, что и на севере. Поземельный налог взимался с земель, разделенных на четыре категории по плодородию, выращиваемым культурам и размерам.

В промышленном отношении Южный Дайвьет был развит слабее, но все же в провинциях Тханьхоа и Куангнам добывалось золото, в пров. Куангнгай — серебро, а в Ботине — железо. Под руководством португальского оружейника Жоао де ла Круза близ Фусуана были основаны литейные мастерские по производству пушек и другого оружия. Природные богатства и возможность сбыта своих товаров привлекали иностранных торговцев. В порты Южного Дайвьета, главным из которых был Файфо (ныне Хойан, близ Куангнама), приходили корабли из Китая, Японии, Камбоджи, Сиама, Манилы, Малакки и европейских стран.

Нгуены, поддерживая оживленные внешнеторговые связи, получали значительные суммы от пошлин, а также с судов, которые задерживались в гаванях более установленного срока. В казну шло 60% доходов от торговли, остальная же часть выплачивалась таможенным чиновникам. Торговля с европейцами началась в XVI в. с посещения Файфо португальскими кораблями. В начале XVII в. в этом же городе открыли свою факторию голландцы, хотя вскоре были изгнаны Нгуенами не без помощи португальских советников.

Одновременно с европейскими купцами в Дайвьет направились католические миссионеры, среди которых видное место занимал иезуит Александр де Род. В XVII в. миссионерам удалось обратить в христианство несколько сот тысяч человек, преимущественно крестьян и портовых торговцев, отрицавших конфуцианство как религию господ. Приход европейцев повысил интерес местных ученых к техническим и естественным наукам — математике, физике и медицине. Некоторые

[500]

из иезуитов сумели войти в доверие к вьетским властям, получили ранги сановников и даже заняли посты советников по государственным делам. Однако деятельность миссионеров, всячески способствовавших иноземцам в ограблении национальных богатств страны, вызвала настороженность местных властей. Большое недовольство сановники выражали также в связи с созданием миссионерами латинизированной письменности «куокнгы», распространявшейся среди народа. По мнению феодалов-конфуцианцев, это подрывало их авторитет, нарушало традиции образования и значение официального китайского языка, малодоступного массам. К концу XVIII в. ряд европейских факторий был закрыт, ослабли внешнеторговые связи.

[501]

Вернуться  коглавлению кн.: в XVI—XVIII вв.

Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС